Урок по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Захарова Елена Борисовна

Урок можно использовать на этапе закрепления в 6 классе с детьми разного уровня подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-повторение по теме: «Употребление ь знака после шипящих в разных частях речи»

1 этап урока

На экране текст: (Слайд)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… . Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите , как воздух свеж…

Из-за туч… все чаще         выглядывает настойчивый луч….Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш… и увидеть , как бьет из-под земли ключ….

Это не блаж….Ведь весна  уже не мираж…, а реальность. И совсем скоро ты распахнеш… окна настеж…и услышиш…звонкую капель и трели птиц…, прилетевших помоч… весне вступить в свои права.

- Перед нами текст. Прочитаем его и подумаем, о какой орфограмме пойдет у нас речь на уроке? Сформулируем тему урока: «Употребление ь знака после шипящих в разных частях речи». (слайд)

- Какова цель нашего урока?

- Повторить , обобщить  и закрепить знания о правописании ь после шипящих в разных частях речи.( слайд)

Что поможет нам достичь цели? Каковы задачи урока? (формулируют дети)

А) повторить орфографические правила об употреблении ь после шипящих в разных частях речи;

Б) уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно оформлять ее на письме;

В) выработать навык написания ь после шипящих в разных частях речи.

Я тоже сформулировала задачи сегодняшнего урока. О каких задачах вы не сказали? (слайд с сформулированными  задачами урока)

2 этап урока

Прежде чем мы начнем работать с текстом, давайте вспомним, когда же после шипящих пишется ь, а когда не пишется. Для этого обратимся к заданиям, которые лежат у вас на партах. Сегодня мы некоторые задания будем выполнять по вариантам.

Возьмите лист с заданием номер один. Первый вариант, прочитайте, что вам нужно сделать.

Задание 1

Даны слова, определить часть речи и форму слова, вставить, где необходимо, мягкий знак.

1 вариант

2 вариант

помоч…

настеж…

невтерпеж…

намаж…(хлеб маслом)

замуж…

умнож…

ляжеш…

приобретеш…

(ударить ) наотмаш…

береч…

смееш…ся

(пустился ) вскач…

замуж…

спряч…ся,

(костер) зажеч…

Лож..

с крыш..

шалаш…

могуч…

рож…

много туч…

(день ) хорош…

(диван)скрипуч…

мелоч…

марш…

падает с крыш…

(блин)горяч…

много дач…

дрож…

 жгуч… (костер)

Задание 2: Составьте таблицу правописания ь после шипящих в разных частях речи

Ь пишется

Ь не пишется

  1. Существительные 3 склонения
  2. Глагол в форме повелительного наклонения
  3. Глагол в форме инфинитива
  4. Глагол в форме 2 лица единственного числа
  5. Наречие
  1. Существительное 1 и 2 склонения
  2. Существительные в форме Род. падежа, мн. числа
  3. Краткое прилагательное
  4. Наречия уж, замуж, невтерпеж

- Все ли наречия пишутся  с ь? Назовите слова-исключения, они есть в вашем задании (уж, замуж, невтерпеж)    

(Слайд с таблицей на доске)  

Задание 3:

Третье задание вы снова выполняете по вариантам. Прочитайте его.

1 вариант: заполните схему, опираясь на знания, полученные ранее.

2 вариант: составьте алгоритм действий, необходимых для проверки орфограммы «Мягкий знак после шипящих»

Проверяем, что у вас получилось.

С чего начинаем?

1.определяем часть речи.

2.форму слова.

 3.вспоминаем правило

4. записываем слово                                                

Задание 4:

Теперь давайте вернемся к тексту. Возьмите лист с заданием, прочитайте его.

  1. Определить тему и основную мысль текста, озаглавить его.
  2. Вставьте пропущенные буквы, проговаривая алгоритм действий, и прокомментируйте орфограмму графически.

Это задание выполняет 1 вариант, а 2 вариант  выступает в роли консультантов. Ребята 1 варианта проговаривают вам алгоритм действий,вы исправляете ошибки, помогаете им выбрать правильное написание слов.

Проверка текста. Как озаглавили?(Ожидание весны)

Отвечают ребята 1 варианта (слабые дети), если ошибаются, то помогает весь класс .Далее слайд с текстом (заглавие и вставленные буквы).

Если по времени не успеваем проверить весь текст ,то объясняем несколько слов,затем  данную работу выполняем дома.

Итог урока: какие задачи на уроке нами были выполнены?

1)повторили орфографические правила написания ь после шипящих в разных частях речи,

2)учились находить орфограмму и обозначать ее на письме;

3)учились систематизировать информацию и заносить ее в таблицу;

4)составили алгоритм действий по употреблению ь после шипящих

Домашнее  задание по вариантам:

1 вариант составить текст,используя слова данной орфограммы;

2 вариант упр.388


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....