Правописание мягкого знака после шипящих
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Горбикова Наталия Олеговна

Урок русского языка для 5 класса в свете системы развивающего обучения по программе Эльконина - Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в свете системы развивающего обучения.

Ещё совсем недавно мало кто знал о существовании системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. В настоящее время система продолжает набирать силы.

Приступая к работе в 5 классе по этой системе, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, одолевал страх – смогу ли перестроиться и перестроить себя, смогу ли качественно работать, не имея под руками привычных и любимых «методичек». С другой стороны, сталкиваясь со многими проблемами традиционной школы, понимала, что необходимо что-то менять в своей работе, менять способы и методы обучения.

Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Главное изменение видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Согласно этой концепции содержание, возможности и темпы развития школьников в процессе обучения определяются их учебной деятельностью, под которой понимается особая форма учебной активности человека, направленная на изменение им самого себя как субъекта. Именно участие школьника в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от других его видов и форм, в которых ученик оказывается прежде всего и преимущественно объектом обучающих воздействий учителя.

К моменту поступления в школу ребёнок, несомненно, является субъектом  разнообразных видов деятельности. Более того, к концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации себя как субъекта («я сам!») и в расширении сферы этой реализации. Именно эта потребность определяет социально-психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. Но у него нет ни потребности, ни способности к самоизменению. То и другое может возникнуть лишь в процессе самого школьного обучения. Реализуется или не реализуется эта возможность – зависит от ряда условий, складывающихся в обучении.

Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание процесса развития в школьном возрасте. В развивающем обучении планируется именно организация развития ученика, цель такого обучения – условия для саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом – самое важное – учащийся – её субъект (а не объект педагогических воздействий учителя). Ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать по результату деятельности себя и в зависимости от этого ставить новые цели.

Формирование учебной деятельности – постепенный, длительный процесс, предполагающий движение от совместных, коллективных форм к индивидуальным. Для того чтобы ребёнок стал субъектом учебной деятельности, необходимо, чтобы он самостоятельно находил способы решения возникающих перед ним задач. Для этого нужно начинать обучение не с усвоения способов решения разнообразных частных задач, а с овладения общим принципом решения задач определённого класса.

Этим определяется новое содержание учебных предметов: вместо готовых сведений о научных основах предмета – система научных понятий. Покажу это на примере.

В школьном обучении чаще всего учащимся заявляются выделенные на основе сравнения родовидовые признаки явления, например: существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? что?» - и приводятся примеры, иллюстрирующие заявленное.

В развивающем обучении на уроках русского языка учащиеся, разбираясь, из каких частей групп слов состоит речь, пробуют преобразовать грамматические формы слов и обнаруживают такие грамматические значения, с помощью которых слово присоединяется к другим словам. Анализируя далее материал, ученики фиксируют найденные свойства и модели и приходят к выводу, что все слова в языке делятся на большие группы, которые отличаются друг от друга набором грамматических значений. Слова в каждой группе одинаково «ведут»  себя в речи: одним и тем же способом присоединяются к другим словам и присоединяют к себе другие слова. Таким образом, учащиеся выявляют понятие, которое усваивается через осознание способа действия. Понятие становится предпосылкой умения решать широкий спектр задач: так, определяя грамматические возможности любого слова, учащийся способен выявить и обосновать принадлежность этого слова к определённой группе слов, увидеть его грамматические собственные особенности, обнаружить «новую» для него часть речи и охарактеризовать её.

Понятие – лишь элемент системы понятий. Система научных понятий позволяет ученику, опираясь на общий принцип, отражённый в центральном понятии, исследовать, «открывать» другие понятия. Связанные с ним, конструировать способы действия с этими понятиями. Именно система понятий даёт возможность организовать учебную деятельность как поисково-исследовательскую («квазиисследовательскую», по определению В.В.Давыдова). Именно такая деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.

Вот как я выстраиваю урок по русскому языку на тему:

«Правописание мягкого знака после шипящих»

(в свете системы развивающего обучения).

1 этап – создание учебной ситуации.

На доске написан материал для наблюдения:

ночь

вещь

мышь

рожь

луч

плач

малыш

ёж

много туч

из училищ

с крыш

нет луж

стеречь

спишь

отрежь

горяч

блестящ

хорош

свеж

вскачь

сплошь

настежь

невтерпёж

лишь

наш

Звучит слово учителя:

- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать мягкий знак, а после твёрдых – нет. А у нас? (Всё перепутано).

- Почему? (Это правило-«нарушитель»).

2 этап – постановка учебной задачи.

- У этого нарушителя есть своя любопытная история. Но о ней мы поговорим позже. А пока всё-таки разберёмся, когда после шипящих пишется мягкий знак, а когда – нет.

3 этап – анализ условий решения задачи.

Работа в группах (дописать своё слово в каждую группу, начертить схему, обозначая слово прямоугольником, и сделать выводы из проделанной работы.

ночь

вещь

мышь

рожь

сущ. 3 скл.

луч

плач

малыш

ёж

сущ. 2 скл.

много туч

из училищ

с крыш

нет луж

сущ. мн. ч.

стеречь

спишь

отрежь

глаголы

горяч

блестящ

хорош

свеж

крат. прил.

вскачь

сплошь

настежь

невтерпёж

наречия

(исключения)

лишь

частицы

наш

местоимения

4 этап – обобщение и закрепление материала.

- Узнать нарушителей этого правила графики очень легко. Попробуй запомнить такое предложение:

Лишь ночь не отошлёшь прочь.

Запомнили. Теперь вы можете опознать любое слово, в конце которого после шипящих пишется Ь. Это: существительные 3 склонения; любые формы глаголов (мягкий знак сохраняется и перед -ся, -те); наречия, которые не являются исключением, и частицы.

Впрочем, так же легко запомнить и те слова, которые этого правила не нарушают, то есть пишутся без мягкого знака на конце. Вот предложение с такими словами:

Среди рощ наш ёж уж больно хорош.

После соответствующего закрепления даётся самостоятельная работа, в которой учащиеся должны вставить, где это необходимо, пропущенный мягкий знак:

без задач(?)

молодёж(?)

лещ(?)

колюч(?)

учиш(?)

из-за рощ(?)

дрож(?)

проч(?)

могуч(?)

знаеш(?)

в полноч(?)

шалаш(?)

экипаж(?)

береч(?)

финиш(?)

лиш(?)

замуж(?)

отреж(?)те

умоеш(?)ся

ваш(?)

Заключительный этап – рефлексия, где учащиеся сами определяют, насколько хорошо усвоен ими этот материал, и сами ставят себе оценку.

Вот итоги самостоятельной работы:

«5» - 14 (56%), «4» - 7 (28%), «3» - 3 (12%), «2» - 1 (4%). А ведь это обычный класс, правда, обучающийся по программе развивающего обучения с начальной школы.

Работая по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я вижу, что такие занятия дают положительный результат. Учителя, которые побывали на этом уроке, отметили и его высокий научный уровень. Новое содержание предмета (приближенное к вузовским учебникам) становится доступным ученикам за счёт поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается особым методом развивающего обучения – совместным решением учителем и учащимися учебных задач (см. в приложении №2 фрагмент урока русского языка в 8 классе на тему «НЕ с прилагательными»).

На мой взгляд, авторами системы найдены способы решения извечной педагогической драмы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика на этом уроке. В развивающем обучении намечены пути к формированию технологии превращения теоретической проблемы материала в личную проблему ребёнка.

Такое превращение происходит в процессе анализа и решения школьником учебных задач, когда он, выполняя привычную деятельность, обнаруживает явление, для действия с которым известный ему способ не подходит: анализируя условия ситуации затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа действия с которым у него нет, острое чувство собственной несостоятельности, недостаточности определяет постановку цели – анализа материала и поиска его решения: далее учащиеся в коллективном диалоге, в эмоциональном общении выстраивают и проверяют гипотезы, определяют ход поиска и открывают новый способ, новое понятие.

Весь процесс формирования учебной деятельности состоит из решения таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 21

Горбикова Наталия Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Данный урок построен на реализации  принципов технологии деятельностного метода....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....

Урок по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок можно использовать на этапе закрепления в 6 классе с детьми разного уровня подготовленности....