Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) и русскому языку1 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Дунаева Альбина Алексеевна

Рабочая программа по прописям Нечаевой Н. В., Булычевой Н. К. и русскому языку Поляковой А. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_1_kl_pismo_rus_yaz.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                                                                                        НОРМАТИВНАЯ БАЗА

        Рабочая  учебная программа  составлена    для учащихся 1 класса МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» на основании нормативно-правовых документов: Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» №273 (29.12.2012г.), Закона об Образовании в Республике Бурятии № 240-V(13.12.2013); Государственного Стандарта НОО (утвержден приказом Минобрнауки России

от 6.10.2009г.№373; в ред. приказов то 26.11.2010Г. №1241,от 22.09.2011Г №2357); Локальных актов МАОУ СОШ № 21«Байкальская перспектива».  

 Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту

 1). прописи Нечаевой Н.В., Булычёвой Н. К. Тетради по письму. 1 класс: в 4 ч. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство

 « Учебная литература» 2016г.

 2).   А.В. Полякова. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Москва: «Просвещение», 2014; 

                                                                                   

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 

     Ценностные ориентиры

  Система, в основу которой заложен принцип развивающего обучения, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области науки, это:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
  • Единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • Свобода и плюрализм образования;
  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • Интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

В основе построения развивающей  системы лежат дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперёд быстрым темпом, осознание школьниками процесса обучения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.

                                                                                        ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ 

Система, в основу которой заложен принцип развивающего обучения, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области науки, это:

  • Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
  • Единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • Свобода и плюрализм образования;
  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • Интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

        Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах и предложениях.

        Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется
грамматико-орфографическая пропедевтика.         Продолжительность обучения грамоте – примерно 22-23 учебные недели.         Основной метод обучения письму – анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонной, безотрывный и отрывный.

        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель  – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности.

        Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.

      Русский язык» (систематический курс) изучается с IV четверти второго полугодия первого года обучения и направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников.

        

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                                                               

КОМУ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

  Данная  программа   адресована  учащимся 1 класса МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» на 2016-2017учебный год  

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.                                                                                                                           

На уроках обучения чтению и письму следует, учитывая психологические особенности детей шестилетнего возраста, разнообразить их виды деятельности, вводить физкультминутки, шире использовать игровой материал, представленный в прописях («рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки, «веселые картинки», ребусы и др,), включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Рабочая программа рассчитана на 165  часов.

На первых этапах обучения предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте» (5 часов в неделю), обеспечивается учебником  «Азбука» Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. , тетрадями к Азбуке, тетрадями по письму  Нечаевой Н.В., Булычёвой Н.К 1 класс: в 4 ч. Затем продолжается по учебнику «Русский язык» для 1 класса  Поляковой А.В.

Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» (23 неделя обучения).

Плановых контрольных уроков __1_.

 

Виды учебной деятельности:

  • ежедневное чтение и письмо;
  • обсуждение проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем);
  • прослушивание записей звучащей речи;
  • идентификация и классификация звуков речи;
  • игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
  • чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
  • наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
  • звукобуквенный анализ;
  • составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
  • самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям;
  • списывание слов, предложений, текстов;
  • создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
  • письмо под диктовку слов, предложений и несложных текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;

СОДЕРЖАНИЕ         ПРОГРАММЫ

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,

прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый  мягкий, парный непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на         ий,         ья, ов, ин.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.

Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое

овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование

наречий.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.

Междометие как средство эмоционально-экспрессивного выражения чувств.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление, примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- соединительные буквы о и е в сложных словах;

- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

- двойные согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

- буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик;  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

- буквы о и е на конце наречий;

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- правописание частицы не с глаголами;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);

- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;

- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;

- знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.   Алгоритм написания изложения

                                                     

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

                                                                   Русский язык

Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о причинах успеха в учёбе;

- эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о русском языке как средстве межнационального общения;

- представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- составлять текст из набора предложений;

- выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

- составлять текст по его началу, по его концу.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- различать звуки речи;

- устанавливать число и последовательность звуков в слове;

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;

- определять звонкие и глухие непарные согласные;

- определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные;

- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

- определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;

- различать звуки и буквы:

- различать буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

- обозначать на письме звук [й];

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;

- использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).

Лексика

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;

- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология

Обучающийся научится:

- находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета;

- опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные;

- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложение и слово;

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;

- находить границы предложения;

- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;

- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;

- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- применять правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в полодении под ударением);
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  • знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;

- безошибочно списывать текст с доски и учебника;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

- применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;

- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Словарные слова: барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.

 

                       

Критерии оценки

В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.

Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.

Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:

- критериальность

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.

- приоритет самооценки

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).

- гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

 - естественность процесса контроля и оценки

Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.

В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: качественная и количественная (описательная).

Качественная  составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.

Количественная - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса,  сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

В учебном процессе использую цветовую шкалу оценивания .

                             

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

дата

Наименование раздела

и тем

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

контроль

Обучение письму

1

Правила письма (1 часть)

Уметь пользоваться речью в различных ситуациях, ориентироваться в тетради по письму. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма.

Р-умение ориентироваться в рабочей тетради, осуществлять действия по образцу

2

Мы и наша речь. Письменные знаки

Л-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

текущий

3

Печатный и письменный шрифт

Различать печатный и письменный шрифты. Знать их различия

П-умение рассматривать, сравнивать, различать. Находить элементы букв

4

Узоры и элементы букв. Разлиновка тетради

Ориентироваться в тетради: различать рабочую строку. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. Осваивать правила работы в группе.

К-общение со сверстниками

Р-умение организовать своё рабочее место, свою деятельность

Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками

П-умение писать элементы букв по образцу

К –умение работать в группе

текущий

5

Прямая линия

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Уметь писать наклонную прямую линию, линию с закруглением внизу, линию с закруглениями внизу и вверху. Соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами. Обозначать условными знаками наиболее удавшийся элемент.

Р-умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу

6

Наклонная линия

Л-развитие готовности к дружбе

7

Наклонная линия

8

Наклонные и прямые линии с закруглением внизу

П-умение поиска и выделения нужной информации

текущий

9

Наклонные и прямые линии с закруглением внизу

10

Наклонные прямые линии с закруглением внизу и вверху

К-умение согласовывать действия

Р-умение ориентироваться в тетради, находить овалы и полуовалы

11

Наклонные прямые линии с закруглением внизу и вверху

Л-формирование адекватной самооценки

П-наблюдать, сравнивать, составлять предложения

текущий

12

Овалы большие и маленькие

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Находить овалы и полуовалы в изображении предметов. Обводить изображённые предметы по контуру, штриховать. Уметь писать большие и малые овалы. Развивать мелкую моторику кисти руки. Различать элементы букв. Наблюдать за схожими элементами букв. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи.

Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению

13

Овалы большие и маленькие

П- умение проводить аналогии

14

Письмо изученных элементов букв

К-умение согласовывать действия

15

Письмо изученных элементов букв

Р-умение осуществлять действия по образцу

16

Полуовалы большие и маленькие

Л-способность радоваться успехам одноклассников

текущий

17

26.09

Полуовалы большие и маленькие

П-умение находить и писать элементы букв

18

27.09

Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Элементы букв я, л, м

К-умение задавать вопросы

19

Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Элементы букв я, л, м

Р-моделирование различных ситуаций поведения

20

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила написания основных элементов букв. Писать изученные элементы букв, соблюдая наклон, высоту и интервалы между ними. Обозначать условными знаками наиболее удавшиеся элементы. Составлять связные рассказы по иллюстрациям, данными в прописи. Воспроизводить и применять правила работы в группе.

П-умение наблюдать, анализировать, сравнивать

21

30.09

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

Л-умение отвечать за свои поступки

текущий

23

Росчерки

24

Повторение написания изученных элементов

Р-умение организовать своё рабочее место

25

Буквы гласных звуков. Написание букв О, о (2 часть)

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Приобретать опыт в написании букв гласных звуков. Применять правила написания буквосочетаний, соединений. Анализировать звукобуквенный состав слов. Использовать правила оформления простых предложений.

К- умение согласовывать действия и задавать вопросы

26

Написание букв Э, э

П-умение использования правила оформления простых предложений

27

7.10

Написание строчной буквы а

Л- формирование адекватной самооценки

текущий

28

Написание заглавной буквы А

Р-умение различать допустимые и недопустимые формы поведения

29

Написание строчной буквы у

К-умение задавать вопросы и слушать собеседника

30

Написание заглавной буквы У

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать изученные буквы из различных материалов. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком, ориентироваться на лучший вариант.

П-умение сравнивать печатные и письменные буквы и конструировать их из разных материалов

31

Закрепление написания изученных букв и элементов

К-умение аргументировать своё мнение

Л-развитие познавательного интереса к новому материалу  

текущий

32

14.10

Написание строчной буквы и

Р-умение организовывать своё рабочее место

33

Написание заглавной буквы И

П-умение анализировать образцы новых букв

34

Написание буквы ы

35

Повторение и закрепление написания изученных букв и элементов

Р-умение контролировать свою посадку, расположение тетради- прописи на рабочем столе

36

Написание заглавных букв Л, М и буквосочетаний

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Знать признаки гласных и согласных звуков. Различать место гласных и согласных звуков в словах. Применять правила оформления предложений и слов на письме.

Л-формирование адекватной самооценки

37

21.10

Написание строчных букв л, м . Написание слогов с изученными буквами

К-умение вступать в диалог и задавать вопросы

38

24.10

Написание слов и предложений с изученными буквами. Правила оформления предложений на письме

П- умение различать место гласных и согласных звуков в словах, умение применять правила оформления предложений и слов на письме

текущий

39

Написание строчной буквы н

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Наблюдать за написанием буквосочетаний, соединений букв в словах. Уметь делить слова на слоги. Разбирать звукобуквенный состав слов

Р-умение применять гигиенические правила письма

40

Написание заглавной буквы Н

Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению

41

Закрепление написания буквосочетаний, слогов, слов с изученными буквами

К-умение вступать в диалог, находить общее решение

П-умение делить слова на слоги, проводить звукобуквенный разбор слов

текущий

42

28.10

Написание строчной буквы р

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь писать слова с изученными буквами, соблюдать соединения между буквами и правила написания слов. Анализировать предложения, соотносить предложения и схемы, уметь находить соответствующие схемы предложений

Р-умение осуществлять действия по заданному правилу

43

31.10

Написание заглавной буквы Р

Л-развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

44

8.11

Написание строчной буквы й. Выборочное списывание предложений

К-формирование умения аргументировать своё мнение

45

9.11

Написание заглавной буквы Й

П-умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

46

10

Закрепление написания изученных букв, слов и предложений.

Р-умение контролировать свою деятельность

47

Закрепление написания изученных букв, слов и предложений.

Л-анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

текущий

48

Письмо под диктовку слогов, слов и предложений с изученными буквами

Знать и применять на практике правила оформления слов и предложений на письме. Уметь писать под диктовку слоги, слова и простые предложения

К-умение согласовывать действия

П-умение писать под диктовку слова, слоги и предложения

49

15

Написание строчной буквы б (3 часть)

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.

Р-следить за правилами посадки, за расположением тетради-прописи на парте

50

Написание прописной буквы Б

Л-развитие познавательного интереса

К-умение аргументировать своё мнение

51

Написание строчной буквы д

П-умение сравнивать, рассматривать

Р-умение адекватно оценивать свою деятельность

52

Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами

Л-развитие толерантности отношений

К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

текущий

53

Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами

П-учить устанавливать аналогии, выделять существенные признаки

Р-готовность к преодолению трудностей

54

Написание строчной буквы в. Корень слова

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь находить и выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова. Наблюдать и анализировать написание слов с безударными гласными

П-умение наблюдать и анализировать правописание слов с безударными гласными

55

 

Написание заглавной буквы В

Л-развитие учебной мотивации

56

Написание букв Г, г

К-учить принимать позицию других людей, отличную от собственной

57

Написание строчной буквы з

Р-умение организовать свою учебную деятельность

58

Написание заглавной буквы З

П-учить использовать схемы

Л-честное самокритичное отношение к своему поведению

текущий

59

Написание букв Ж, ж и слов с ними

К-формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

60

Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами

Р-умение взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности

61

Закрепление написания слов и предложений с изученными буквами

П-умение написания слов и предложений с изученными буквами

Л-способность радоваться успехам одноклассников

текущий

62

Написание строчных букв п, т

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать и анализировать звуки и буквы в словах. Уметь делать звукобуквенный анализ слов.

Р- способность принимать и сохранять учебную задачу

63

Написание заглавных букв П, Т

К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания

64

Закрепление. Письменный звукобуквенный анализ слова

П-умение наблюдать за звязью слов в предложении и предложений в тексте

текущий

65

Закрепление. Письменный звукобуквенный анализ слова

Л-умение отвечать за свои поступки

Р-умение оценивать улучшение результатов своей деятельности

66

Написание букв Ф, ф

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Наблюдать за связью слов в предложении и предложений в тексте. Уметь восстанавливать деформированный текст. Подбирать к слову однокоренные слова, выделять корень

К-умение задавать вопросы, вступать в диалог

67

Написание строчной буквы к. Восстановление деформированного текста

П-умение восстанавливать деформированный текст и подбирать к слову однокоренные слова, выделять корень

68

Написание заглавной буквы К

Л-анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

69

Написание букв Ш, ш и слов с ними

Р-умение адекватно принимать и понимать оценку учителя и одноклассников

70

Закрепление написания изученных букв. Упражнения в подборе родственных слов

К-умения согласовывать действия, понимать позицию других людей, отличную от собственной

текущий

71

Закрепление написания изученных букв. Упражнения в подборе родственных слов

П-умение подбирать родственные слова

72

Написание букв С, с и слов с ними

Наблюдать за написанием слов с парными звонкими и глухими согласными. Анализировать, делать выводы, связанные с написание слов с парными звонкими и глухими согласными. Уметь записывать под диктовку слова и предложения. Применять при написании правила оформления предложений.

Л-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

73

Написание букв С, с и слов с ними

Р-моделирование различных ситуаций поведения

74-75

Закрепление написания изученных букв. Парные звонкие и глухие согласные

К-умение аргументировать своё мнение

П-умение наблюдать за написанием слов с парными звонкими и глухими согласными

текущий

76-77

Повторение изученных элементов, букв

Л-развитие чувства вины за свои поступки

78-79

Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами

Р-умение адекватно оценивать свою деятельность

80

Написание строчных букв е, ё (4 часть)

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Различать звуки и буквы. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Переводить слово звучащее в слово написанное. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я. Проводить письменный звукобуквенный анализ слов.

К-умение вступать в диалог и слушать одноклассников

81

Написание строчных букв е, ё

Р-Умение применять учебную задачу урока. Организовывать свою деятельность и рабочее место

82-83

Написание заглавных букв Е, Ё. Звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё

П-умение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова

Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками

текущий

84

Написание строчной буквы ю

К-формирование умения формулировать собственное мнение

85

Написание заглавной буквы Ю

Р-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

86

Написание строчной буквы я

П-умение проводить письменный звукобуквенный анализ слов

87

Написание заглавной буквы Я

Л-развитие учебных мотивов

88-89

Повторение написания изученных букв. Звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё, ю, я.

К- умение слушать одноклассников

П-умение проводить звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё, ю, я

текущий

90

Упражнение в списывании текста. Повторение написания изученных букв

Различать текст и предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Подбирать заголовок к тексту. Списывать текст с образца

Р-умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения

Л-честное самокритичное отношение к своему поведению

91

Упражнение в списывании текста. Повторение написания изученных букв

К-умение договариваться, находить общее решение

П-умение различать текст и предложение

92

Написание ь

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь писать слова, соблюдая соединения букв. Различать мягкие согласные. Делать звукобуквенный анализ слов с ь

93

Ь- показатель мягкости согласного звука. Написание буквосочетаний и слов с ь

Р-умение применять и сохранять учебную задачу

Л-формирование установки на здоровый образ жизни

текущий

94

Упражнения в написании слов с ь

К-умение понимать позицию других людей, отличную от собственной

П-умения писать слова, соблюдая соединения букв, различать мягкие согласные

95

Написание букв Х, х

Применять учебную задачу урока. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Уметь правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать их по начертанию. Знать правила написания слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу, слогов це, цы, ци

96

Написание строчной буквы ц

Р-умение организовать свою деятельность, рабочее место

97

Написание заглавной буквы Ц

Л-формирование понимания основных моральных норм

98

Написание букв Ч, ч

99

Написание слов и предложений с буквами Ч, ч

К-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

текущий

100

Написание букв Щ, щ

101

Написание слов и предложений с буквами Щ, щ

П-умение написания сочетаний ча-ща, чу-щу

102

Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними

Р-формирование умения адекватно оценивать свою деятельность

103

Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними

Л-развитие учебной мотивации

104

Закрепление написания слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши

К-учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же вопрос

105

Написание буквы ъ и слов с ним

Знать признаки звуков и букв. Различать мягкие и твердые согласные в словах. Проводить письменный звукобуквенный анализ слов с буквами ь, ъ, е, ё, ю.я. Применять на письме правила оформления предложений, слов в предложении. Знать алфавит, уметь каллиграфически писать буквы русского алфавита. Анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы. Восстанавливать деформированные предложения и текст. Объяснять смысл фразеологизмов, употреблять их в соответствии со смысловым значением в устной речи. Составлять текст из 2-3 предложений и по серии картинок и записывать его в тетрадь

П-умение анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы

текущий

106

Закрепление  написания изученных букв

Р-формировать учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребёнка

107

Закрепление  написания изученных букв. Письмо под диктовку

Л-развитие умения радоваться успехам одноклассников

108

Алфавит

109

Упражнение в записи слов в алфавитном порядке

К-умение объяснять смысл фразеологизмов , употреблять их в соответствии со смысловым значением в устной речи

текущий

110

Знакомство с клавиатурным письмом

П-умение анализировать и восстанавливать деформированные предложения

111

Готовимся к изучению русского языка

Р-умение планировать свою деятельность

112

Упражнение в составлении предложений по серии картинок

Л-развитие готовности к сотрудничеству

113

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи

К- умение употреблять фразеологизмы в речи

114

Обобщение изученного материала

П-умение обобщать изученный материал

итоговый

115

Обобщение изученного материала

Русский язык

Предложение и слово

116

Слово и предложение

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Определять количество слов в предложении. Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Наблюдать за изменение  смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. Восстанавливать деформированные предложения.

117

Как получается  предложение

Р-развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

118

Главные члены предложения

Л-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием

119

Восстановление деформированных предложений

П-умение осознанно строить речевые высказывания, отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение, определять количество слов в предложении, наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов

текущий

Звуки и буквы.

120

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове

Различать звуки и буквы. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначении слова. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. Соотносить количество букв и звуков. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма)

К-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища ( при работе в группах)

121

Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слова

Л-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков

текущий

Слоги

122

Слоги. Проверочная работа на выявление умения делить слова на слоги.

Различать слово и слог. Наблюдать за слоговой структурой различных слов. Произносить слова с делением на слоги. Определять количество слогов в слове. Составлять предложения по картине с употреблением слов разной слоговой структуры. Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга

Р-умение адекватно оценивать и контролировать  свою деятельность

П-умение различать слово и слог, наблюдать за различной слоговой структурой слов, определять количество слогов в слове

текущий

Гласные и согласные звуки

123

Гласные звуки

Различать в ловах гласные и согласные звуки. Правильно произносить звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Характеризовать особенности звучания согласных звуков. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Установить и сформулировать: гласный звук образует слог. Наблюдать за особенностями загадок. Высказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу

124

Согласные звуки

125

Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных на конце слова

К-умение общаться с одноклассниками и их слушать

Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками

126

Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы, слоги»

Р-умение учиться и способность к организации своей деятельности

К- умение высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении

текущий

Перенос слов

127

Перенос слов

Делить слова на слоги. Сопоставлять модели слов и слова по количеству слогов в них. Выбирать из данных слов (предложений) и самостоятельно подбирать слова с заданным количеством слогов.  Формулировать правила переноса слов. Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности. Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса. Накапливать опыт переноса слов различной конструкции. Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова. Сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую ( стул, яма, лето)

128

Перенос слов по слогам. Правила переноса

П-умение сопоставлять модели слов, применять правило переноса слов в практической деятельности, сравнивать слова по возможности переноса

Р- умение контролировать свои действия, готовность к преодолению трудностей

К-умение убеждать и уступать

Л-развитие толерантности отношений

текущий

Ударение

129

Ударение. Словообразующая функция ударения

Определять роль словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесенное слово. Работать с орфоэпическим словарем. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Работать с орфографическим словарем. Объяснять переносное значение слова. Подбирать слова с противоположными значениями. Наблюдать за особенностью загадок.

130

Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарём

П-определять место ударения в слове, различать ударные и безударные слоги, наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Подбирать слова с противоположными значениями. Наблюдать за особенностью загадок.

Р-умение планировать свою деятельность и действовать по плану

К-умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками

текущий

Большая буква в именах собственных

131

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей

Выбирать и записывать имена собственные, подходящие по смыслу, в предложения (текст). Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и и нарицательные (Пушок – пушок). Записывать по правилам имена собственные. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму. Классифицировать слова по значению (люди, животные, растения и пр.) в тематические группы. Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений. Осознавать значимость учения, труда; проявлять уважение к личности человека, ценить его особенности, уникальность; осознавать себя как личность; осознавать сою сопричастность к гражданам России; ощущать гордость за свою страну.

П- Выбирать и записывать имена собственные, подходящие по смыслу, в предложения (текст). Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и и нарицательные (Пушок – пушок). Записывать по правилам имена собственные. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму. Классифицировать слова по значению

текущий

132

Большая буква в кличках животных, названии географических объектов

Л- осознавать себя как личность; осознавать сою сопричастность к гражданам России; ощущать гордость за свою страну.

133

Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы

Алфавит

134

Русская азбука или алфавит

Запоминать названия букв и порядок букв в алфавите. Объяснять ,для чего нужен алфавит. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Приобрести опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарем. Разыгрывать сценку по стихотворению. Находить рифму. Находить в тексте слова с переносным значением, объяснять его. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

К- Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

135

Упражнение в распределении слов в алфавитном порядке

Р-умение согласовывать действия

П- Объяснять ,для чего нужен алфавит. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. аходить в тексте слова с переносным значением, объяснять его.

текущий

Правописание согласных звуков

136

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости – твердости. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения твердых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме. Наблюдать и сравнивать количество букв и звуков в словах с ь. Выделять в словах только твердые , только мягкие согласные звуки. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Произносить слова с сочетаниями чн, чт в соответствии с нормами литературного произношения. Сравнивать произношение и написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу. Наблюдать за написанием сочетаний чк, чн, ще. Накапливать опыт в правописании слов с данными сочетаниями. Рассказывать содержание текста и озаглавливать его. Подбирать близкие по значению слова. Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких и глухих согласных. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию.

Р- Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию.

137

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Л-способность радоваться успехам одноклассников

138

Проверочная работа на узнавание твердости/мягкости согласных звуков, способов их обозначения

К-умение аргументировать своё мнение, убеждать и уступать

П-. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме. Наблюдать и сравнивать количество букв и звуков в словах с ь. Выделять в словах только твердые , только мягкие согласные звуки. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –щу

текущий

139

Шипящие согласные звуки

К- Рассказывать содержание текста и озаглавливать его Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения.

140

Буквосочетание жи-ши

141

Буквосочетания
чу–щу, ча–ща

Р-умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

142

Буквосочетания чк, чн, щн

143

Глухие и звонкие согласные звуки

Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению

144

Написание звонких и глухих согласных к корне слова

Р- Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию.

145

Парные согласные в конце слова. Проверочная работа на правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

П-Подбирать близкие по значению слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких и глухих согласных. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.Умение написания гласных и согласных в корне слова

итоговый

146

Закрепление написания гласных и согласных в корне слова

Грамматика

147

Части речи. Общее понятие

Называть предметы окружающего мира. Произносить слова, называющие эти предметы. Объяснять, чем отличаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет, действие, признак и слово, называющее предмет, признак предмета и действие предмета. Приобретать опыт в различении слов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию с признаками этих частей речи. Наблюдать за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи. Формулировать вывод о роли предлогов в речи. Отличать предлог от приставки. Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

К-умение общаться со сверстниками. . Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

текущий

148

Имя существительное

Л-умение радоваться успехам одноклассников

149

Имя прилагательное

Р-умение адекватно оценивать свою деятельность

150

Глагол

151

Предлог и приставки

П-умение наблюдать за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи.

текущий

Предложение и текст

152

Предложение. Грамматическая основа предложения

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передается различная интонация. Объяснять расстановку знаков препинания. Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст. Наблюдать за признаками текста, его оформлением. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Называть произведение, автора, определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок. Наблюдать за структурой повествовательного текста. Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу. Различать диалог и монолог. Наблюдать план речи. Планировать с помощью учителя свое высказывание.

Л-формирование правдивости, честности, отзывчивости

153

Классификация предложений по интонации. Восклицательные предложения

К-учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет

Р-формировать умение готовности к преодолению трудностей

текущий

154

Закрепление пройденного по теме «Предложение»

155

Слова вежливого общения

156

Текст. Проверочная работа на восстановление деформированного текста

П-умение наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передается различная интонация. Объяснять расстановку знаков препинания. Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст. Наблюдать за признаками текста, его оформлением. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения

итоговый

Родственные слова. Корень слова. Секреты речи

157

Родственные слова. Корень слова.

Называть признаки родственных слов. Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к слову. Составлять небольшой текст, предложения, использую однокоренные слова. Подбирать слова, близкие и противоположные по значению. Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Составлять словосочетания. Выделять междометья в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять предложения с междометьями. Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Осознавать значимость положительных качеств человека и важность искоренения отрицательных черт характера.

Л-честное, самокритичное отношение к своему поведению

158

Контрольное списывание

159

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. Упражнение в подборе родственных слов

К-умение способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

текущий

160

Секреты речи.

Р-умение адекватно оценивать свою деятельность

161

Пословицы и поговорки

162

Средства выражения различных чувств.

П-умениеНазывать признаки родственных слов. Выделять корень в однокоренных словах.

текущий

163

Словосочетания. Фразеологизмы.

164

Обобщение изученного за 1 класс

итоговый

165

Обобщение изученного за 1 класс

Примерные контрольно – измерительные материалы:

На выявление умения делить слова на слоги

РАБОТА1

Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.

Порядок работы: слова записываются на доске.

Грамматические задания: 

  1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
  2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.

РАБОТА2 (вариант)

Земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо.

Порядок работы: слова записываются на доске.

Грамматические задания: 

  1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
  2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

РАБОТА 3

Время, гусь, ворона, брюки, школа, работа, лед.

Порядок работы: слова записываются на доске.

Грамматические задания: 

  1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.  
  2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запишите мягкие согласные звуки ([р’], […], […])

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящими с гласными

РАБОТА 4 (орфографический диктант)

        Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на Жучку. (24 слова)

Порядок работы: текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам. Потом диктует орфографически по 2 – 3 слова с паузами между словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написанное.

Грамматические задания: 

  1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
  2. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.

На восстановление деформированного текста

РАБОТА 5

Это заметил Алеша.

Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.

Воробей скрылся в кустах.

Он бросился на птицу.

Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.

Мальчик прогнал кота. (26  слов)

Порядок работы: предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания: 

  1. Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
  2. Раздели для переноса слово воробей.

Контрольное списывание

У Аленки жил пес Рыжик он дружил с котом Васькой Рыжик караулил дом и спал в конуре Васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки. (24 слова)

Порядок работы: непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановки после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания: 

  1. Спиши текст, расставь точки.
  2. В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Подчеркни все знакомые орфограммы.

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте.-Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров» 2012
  2. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
  3. Нечаева Н.В., БулычёваН.К. Тетради по письму: В 4 частях.-Самара: Издательскицй дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература» 2012
  4. Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 1 класс. – Москва: Просвещение . 2012
  1. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы. 2012
  2. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. 2011
  3. Словари по русскому языку: толковый,  фразеологизмов.

                                                   Материально-техническая база

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;  

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;  

 - аудиоцентр/магнитофон;  

- мультимедийный проектор;  

- компьютер  

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения  

- видеофильмы ИНФОурок, соответствующие тематике программы по русскому языку  

- презентации, соответствующие тематике программы по русскому языку  

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку -

Оборудование :

- демонстрационные таблицы по обучению грамоте  

- предметные картинки для составления предложений  

- сюжетные картинки  

- репродукции картин

- карточки с ребусами, схемами слов и предложений  

- изображения сказочных героев  

- магнитная азбука  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)

Данная рабочая программа  по обучению грамоте предназначена для работы с детьми  с нарушением слуха...

Адаптированная рабочая программа (интегрированное обучение) по письму и развитию речи. 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. ...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Рабочая программа для работы по Азбуке Нечаевой Н. В. , Белорусец К. С. и тетрадям Белорусец К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!...

рабочая программа по обучению грамоте и чтению 5-9 классы в школе 8 вида

В документе Вы найдете Статус документа,  Структура документа, Место предмета в базисном учебном плане,Цель программы и задачи...

Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Рабочая программа по обучению грамоте для дошкольников с особыми образовательными потребностями....

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"...