Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Горбунова Галина Викторовна

Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ.  

Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком. Важнейшими направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_po_russkomu_10_kl.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

       Рассмотрено    

        на заседании МС

         школы

         протокол №____

        от «___»________ 2016  г.

Согласовано:            

зам. директора по УР      

 __________Н.И.Ветлугина

 «____» __________2016  г.                  

Утверждена

педагогическим советом школы

Протокол от ___№

Приказ директора школы от________2016  г.№______

___________Н.В.Купавцева

Рабочая учебная программа

Элективного курса по русскому языку

«Говорим и пишем правильно»

 для   10  класса

Составитель Горбунова Г.В., учитель русского

языка и литературы

МБОУ «СШ №8»

г. Нижневартовска

2016-2017 гг.

I.   Пояснительная записка элективного  курса

«Говорим и пишем правильно»  для   10  класса.

Курс «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся10 класса средней школы и рассчитан на 70 часов.

                                               Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана на основе программы  МО РФ «Текст. Стили речи» под редакцией А.И. Власенкова, Л.Н. Рыбченковой.

Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения – обучение на высоком уровне трудности.

Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ.  

Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком. Важнейшими направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний.

Целесообразность изучения данного курса определяется снижением уровня речевой культуры общества и  внимания к проблемам нормативной речи.
 Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё              учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. Углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса блоками.
Рассмотрение родного языка через систему грамматических значений – один из путей нового подхода к ранее изученного  о нём.

Цель  курса:

Углубление и систематизация знаний об основных нормах современного русского языка, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • Обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей
  • Развитие орфографического чутья.
  • Овладение основными нормами русского литературного языка.
  • Свободное пользование разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.
                 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Учащиеся должны владеть орфографической, пунктуационной и речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного владения русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; систематизировать полученные знания; уметь применять их на практике.
Программа предполагает отслеживание результативности образовательного процесса.
Оценка знаний осуществляется через тесты, соответствующие виды разбора, устные ответы.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Фонетика и орфоэпия.

Трудности фонетического анализа слов. Сильная и слабая позиции фонем. Гласные звуки и их произношение. Некоторые правила произношения согласных звуков.

Особенности словесного ударения в русском языке. Ударение в словах и формах слов. Об ударениях в именах существительных (подвижное и неподвижное ударение), разновидности подвижного ударения в именах существительных.

Морфемика и словообразование.

Морфемы русского языка. Принцип выделения морфем в слове.

Морфемный анализ слова. Средства образования слов (морфемы, перестановка ударения, опущение слов и др.)

Морфология.

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический анализ слова. Способы определения частей речи по морфологическим признакам.
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных.

Родительный падеж некоторых существительных.

Род некоторых имён существительных.

Морфологические нормы употребления некоторых прилагательных.

Морфологические нормы употребления некоторых числительных.

Морфологические нормы употребления некоторых  местоимений..

Образование и употребление некоторых причастий и деепричастий.

Особенности употребления некоторых союзов и предлогов.

Орфография.

Роль грамотного письма в процессе речевого общения.

Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфограммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические.

Правописание корней. Этимологическая справка как приём объяснения правильного написания корня слова. Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова.

Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И  после приставок

Правописание гласных после шипящих и Ц во всех частях речи.

Употребление Ъ и Ь.

Правописание -Н - и –НН- в суффиксах различных частей речи.

Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Правописание суффиксов различных частей речи, кроме Н – и –НН-  

Правописание НЕ и НИ.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание: структура, классификация, функция. Правильное употребление словосочетаний.

Предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

Синтаксический анализ предложения.

Пунктуация в простом и сложном предложении.

Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его контекста.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения).

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

 Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Стилистика и речь.

Стили русского языка.

Функционально-смысловые типы речи.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

Средства связи предложения в тексте.

Речь. Анализ средств выразительности.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия). Тропы. Стилистические фигуры (метонимия, синекдоха и др.). Стилистические фигуры («острые речи», хиазм и др.)

Языковые нормы речи.

Синтаксические нормы построения. Управление. Нормы согласования.

Построение предложений с однородными членами.

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Некоторые ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений.

Выполнение блока С.

Формулировка проблемы исходного текста.

Комментарий одной из проблем текста.

Работа по определению позиции автора текста.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия

Форма занятия

Форма подведения итогов

Дата проведения

Количество часов
План
Факт

Фонетика и орфоэпия.

1, 2

Трудности фонетического анализа слов.

комбинированная
фонетический разбор
2
2.09

3.09

3, 4

Особенности словесного ударения в русском языке.

комбинированная
самост.
2
9.09

10.09

5, 6

Морфемы русского языка. Принцип выделения морфем в слове.

комбинированная
2
16.09

17.09

7, 8

Средства образования слов (морфемы, перестановка ударения, опущение слов и др.)

комбинированная
самост. работа
2
23.09

24.09

Морфология.

9, 10

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

комбинированная
2
30.09

1.10

11, 12

Способы определения частей речи по морфологическим признакам.

комбинированная
морфологический разбор
2
7.10

8.10

Орфография.

13, 14

Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфограммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические.

комбинированная
2
14.10

15.10

15, 16

Правописание корней. Этимологическая справка как приём объяснения правильного написания корня слова.

комбинированная
самост. работа
2
21.10

22.10

17, 18

Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И  после приставок

комбинированная
самост. работа
2
28.10

29.10

19, 20

Правописание гласных после шипящих и Ц во всех частях речи.

комбинированная
тест
2
11.11

12.11

21, 22

Правописание -Н - и –НН- в суффиксах различных частей речи.

комбинированная
тест
2
18.11

19.11

23, 24

Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

комбинированная
самост. работа
2

25.11

26.11

25, 26

Правописание НЕ и НИ.

комбинированная
тест
2

2.12

3.12

27, 28

Слитное, дефисное, раздельное написание.

комбинированная
тест
2

9.12

10.12

Синтаксис и пунктуация.

29, 30

Словосочетание: структура, классификация, функция. Правильное употребление словосочетаний.

комбинированная
2

16.12

17.12

31, 32

Предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

комбинированная
тест
2

23.12

24.12

33, 34

Однородные и неоднородные определения.Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения).

комбинированная
2
13.01

14.01

35, 36

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

комбинированная
тест
2
20.01

21.01

37, 38

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

комбинированная
самост. работа
2
27.01

28.01

39, 40

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

комбинированная
синтаксический разбор
2
3.02

4.02

Стилистика и речь.

41, 42

Стили русского языка.

Функционально-смысловые типы речи.

комбинированная
2
10.02

11.02

43, 44

Речь. Анализ средств выразительности.

комбинированная
2
17.02

18.02

Языковые нормы речи.

45, 46

Синтаксические нормы построения.

комбинированная
2
25.02

25.02

47, 48

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

2
3.03

4.03

49, 50

Некоторые ошибки и недочёты в построении предложений.

комбинированная
тест
2
10.03

11.03

Выполнение блока С.

51, 52, 53

Формулировка проблемы исходного текста.

комбинированная
3
17.03

18.03

31.03

54, 55, 56

Комментарий одной из проблем теста.

комбинированная
3

1.04

7.04

8.04

57, 58, 59

Работа по определению позиции автора текста.

комбинированная
3

14.04

15.04

21.04

60, 61, 62

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

комбинированная
3

22.04

28.04

29.04

63, 64, 65

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи.

комбинированная
3
5.05

6.05

12.05

66, 67, 68

Точность и выразительность речи.

Проверка работы и исправление ошибок.

комбинированная
3
13.05

19.05

20.05

68,70

Контрольный тест

2
26.05

27.05

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи. М., 2005.
2. М.Т.Баранов, Т.А. Костяева Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
3. М.С.Бунина, И.А. Василенко,  И.А. Кудрявцева, М.В.  Панов. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Русский язык и литература». М., «Просвещение», 1982.
4. Л.И. Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М., «Просвещение», 2001.
5. Т.А.Долина. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. М., Айрис- Пресс,2008.
6. Н.М.Кабанова. Русский язык. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., Айрис –Пресс, 2005
7. А.Б. Малюшин Тематические зачёты по русскому языку. М., Творческий центр, 2005.
8. Л.И.Мальцева. Русский язык. ЕГЭ-2009.М., Ростов-на –Дону, НИИ школьных технологий, 2008.
9. А.И. Никеров Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. М., «Просвещение», 1985.
10. А.О. Орг Олимпиады по русскому языку. М., «Просвещение», 2002.
11. Л.А. Петкевич Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. Минск. «Современная школа», «Кузьма», 2008.
12. Д.Е.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной практике. М., Айрис-Пресс,2007
13. Н.В.Шахова, В.Г.  Миронова Школьные олимпиады. Ростов- на- Дону. Феникс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Говорим и пишем по - немецки правильно» для 6 класса

Факультативный курс  «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся  по грамматике немецкого языка, совершенствовать на...

Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...

Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...

Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....