Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Михайлова Нина Александровна

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

10-11классы. 68 часов.

« Говорим и пишем правильно».

           

      Пояснительная записка.

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий …, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

     Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно–речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

     

    Задачи:

.  овладение основными нормами русского литературного языка;

.   создание прочной ,надежной базы орфографических навыков;

.  совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать,

    классифицировать ,оценивать.

.  обучение анализу текста, его интерпретации;

.   формирование умения создавать собственный текст , аргументировать  собственное

    мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое

    богатство языка,

.   формирование языковой и лингвистической компетенций;

.   развитие ассоциативного мышления учащихся.

 

    Ожидаемые  результаты.

 Полученные учащимися новые знания представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом ( в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего  выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценки текстов разной стилистической принадлежности., приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Содержание курса.

Тема№1.  Фонетика. Орфография. (6 ч.)

                  Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности

словесного  ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные . Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим  согласным звуком. Произношение сочетаний согласных. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношений.

Тема №2. Лексика. (3 ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема №3. Словообразование. (2ч.)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

                             

Тема №4. Морфология. (5ч.).

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпическая норма. Правильное употребление служебных частей речи. Роль  служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

                               

Тема  № 5 .Орфография. (18ч.).

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы- И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О – Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК- ЩИК, ЕК- ИК, К- СК, Н-НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ-Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ- НИ. Слитное., раздельное и дефисное написание слов.

Тема № 6. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Простое предложение . ( 9 ч.).

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы  словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Уточняющие члены предложений.

Тема № 7. Прямая речь. Диалог .Цитата. ( 2ч. )

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалогов. Различные способы цитирования.

Тема №8. Сложные предложения. ( 9ч.)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

                                   

Тема №9. Текст и его особенности. (12ч.).

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

   Тема занятий

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний.

1

 Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом. Выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

2.

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными текстами.

3.

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

4.

Тире в простом предложении.

1

5.

Вводные слова и предложения

2

6.

7.

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.

2

8.

9..

Уточняющие  члены предложения.

1

10.

Прямая речь. Диалог. Цитаты.

2.

Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат.

11.

12.

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

2

.Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. \Работа с текстами.

13.

14.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

2

Пунктуационный разбор.

15.

16.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

Пунктуационный разбор

17.

                                   

       

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно"  в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...

Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.

Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы  2023 – 2024 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...