Урок русского языка "Категория состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Горбунова Галина Викторовна

: познакомить учащихся с категорией состояния, научить отличать категорию состояния от других частей речи; выявить морфологические признаки и синтаксическую роль слов категории состояния;

развивающая: развивать речь учащихся, умение анализировать и обобщать лингвистический материал, делать вывод;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kategoriya_sostoyaniya.rar829.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Категория состояния как часть речи» в 7 классе

Учитель русского языка и литературы Горбунова Галина Викторовна

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с категорией состояния, научить отличать категорию состояния от других частей речи; выявить морфологические признаки и синтаксическую роль слов категории состояния;

развивающая: развивать речь учащихся, умение анализировать и обобщать лингвистический материал, делать вывод;

воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к его истории.

Оборудование урока: толковый словарь, таблица «Самостоятельные части речи», фотографии для составления предложений, карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор.

 Паспорт урока:

Этапы урока

Работа учащихся

Работа учителя

1

Организационный

момент.

Записывают число,

получают установку на восприятие и осмысление учебного материала.

Приветствует учащихся, создаёт рабочую обстановку, мотивирует познавательный интерес к учебному материалу.

2

Проверка домашнего задания.

В игровой форме по отличительным признакам узнают самостоятельные части речи, проверяют правильность определения самостоятельных частей речи в домашнем упражнении и выполнение морфологического разбора наречия.

Проводит морфологическую разминку, направленную на проверку знания самостоятельных частей речи, организует самопроверку письменного задания посредством ИКТ, подготавливает учащихся к освоению новых знаний.

3

Объяснение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.

  1. Объявление темы урока, формулирование цели урока учащимися.

3.Словарная работа.

  1. Организованная коммуникация.

  1. Из истории языка.

  1. Работа с учебником.

Записывают предложения, выполняют синтаксический разбор, сталкиваются с проблемной ситуацией.

Знакомятся с темой урока, записывают её в тетрадь. Самостоятельно формулируют образовательную цель урока.

Подготовленный ученик знакомит класс с лексическим значением слов категория и состояние.

Записывают предложения, анализируют лингвистический материал, обобщают полученную информацию, делают вывод о смысловых, морфологических и синтаксических особенностях категории состояния.

Подготовленный ученик очень кратко рассказывает одноклассникам о Л.В. Щербе, открывшем категорию состояния.

Знакомятся с теоретическими сведениями параграфа 45.

Создаёт проблемную ситуацию.

Объявляет тему урока. Организует постановку цели урока учащимися.

Учит детей работе с толковым словарём.

Организует обсуждение, подводит учащихся к пониманию смысловых, морфологических и синтаксических особенностей категории состояния. Формирует активное отношение к учению и развитие познавательного интереса.

Воспитывает интерес к истории русского языка.

Организует работу с учебником.

4

Закрепление нового материала.

  1. Тренировочное упражнение.

  1. Составление и запись предложений с категорией состояния по фотографиям.

  1. Комментированное выполнение упражнения 277

  1. Индивидуальная работа с сильными учениками.

Подбирают и записывают слова категории состояния в предложенные группы по значению.

Работая в 4 группах, составляют по фотографиям предложения с категорией состояния. Соотносят учебный материал с повседневной жизнью.

Списывают 2 предложения, определяют грамматическую основу, объясняют постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Отличники выполняют задание повышенной трудности.

Обеспечивает выполнение заданий, предполагающих применение новых знаний.

Отрабатывает умение определять значение слов категории состояния.

Организует творческую работу в группах, направленную на умение применять слова категории состояния в речи.

Развивает речь учащихся. Воспитывает любовь к русскому языку.

Отрабатывает умение определять синтаксическую роль категории состояния, совершенствует пунктуационные навыки учащихся. Воспитывает любовь к русскому языку.

Организует индивидуальную работу, предполагающую применение новых знаний в изменённой ситуации. Развивает потенциальные возможности сильных учеников.

5

Первичная проверка знаний. Тест.

Выполняют задания теста. Проводят взаимопроверку. Руководствуясь нормами выставления оценки, оценивают друг друга.

Проводит первичную проверку усвоения нового материала. Организует работу в парах. Во время взаимопроверки теста проверяет индивидуальное задание по карточкам.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Фиксируют достижение цели. Осознают успешность проделанной работы.

Организует подведение итогов урока. Проводит рефлексию.

7

Оценивание работы на уроке.

Выставляют оценки в дневник.

Отмечает положительные моменты и недочёты урока. Определяет меру участия всех учащихся в достижении целей урока, выставляет оценки.

8

Объяснение домашнего задания.

Знакомятся с инструктажом выполнения  домашнего задания, записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет домашнее задание: обязательное, тренировочное, творческое.

Ход урока

Слово учителя.

  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с самой «молодой» частью речи. Действительно познакомимся, потому что этой части речи вы пока не знаете.

Запишите число, а тему урока мы сформулируем и запишем позже.

2. Проверка домашнего задания.

  Дома вы продолжили заполнение таблицы «Самостоятельные части речи», предлагаю провести морфологическую разминку «Узнай меня».

- Я обозначаю предмет, бываю собственным или нарицательным.

Имя существительное

- Если я качественное, могу иметь степени сравнения, полную и краткую форму. Имя прилагательное

- Обозначаю действие предмета, имею наклонение. Глагол

- Бываю количественным или порядковым. Меня можно записать цифрой.

Имя числительное

- Я указываю на предмет, признак и количество предметов. Имею разряд по значению. Местоимение

- Мой отец – глагол, мать – прилагательное, имею залог. Причастие

- Обозначаю добавочное действие. Не изменяюсь, но обособляюсь. Деепричастие

- Обозначаю признак действия. В предложении являюсь обстоятельством. Наречие

Также вы определили самостоятельные части речи в стихотворении Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке» и выполнили морфологический разбор наречия.

мест.       прич.          сущ.

Всё в тающей дымке:

сущ.                 сущ.

Холмы, перелески.

нареч.      сущ.              прил.

Здесь краски не ярки

        сущ.            прил.

И звуки не резки.

(Морфологический разбор наречия здесь на перемене ученик записывает на доске.)

  1. Объяснение нового материала.

1). Создание проблемной ситуации.

Выполним синтаксический разбор предложений.

Это занятие скучно.  ( Каково?)

Он рассказывал долго и скучно.  (Как?)

Мне скучно.  ( Что со мной происходит?  Каково моё состояние?)

Перед нами 3 омонима скучно, принадлежащих к разным частям речи: краткое прилагательное, наречие и категория состояния. Так называется самостоятельная часть речи, с которой мы знакомимся сегодня.

2).Объявление темы и формулирование цели урока учащимися.

Предлагаю записать тему сегодняшнего урока «Категория состояния как часть речи».

   

Какова цель нашего урока?

Что мы должны узнать, чему научиться?

Образовательная цель формулируется учащимися:

познакомиться с категорией состояния, научиться отличать категорию состояния от других частей речи; выявить морфологические признаки и синтаксическую роль слов категории состояния.

3). Словарная работа.

Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова и познакомимся с лексическим значением слов категория и состояние.

(Подготовленный ученик зачитывает словарные статьи.)

Категория  - группа лиц, предметов, явлений, объединённых общностью каких-нибудь признаков. Возрастная категория.

Состояние – 1. Положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.     Состояние погоды. Состояние здоровья.

  1. Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжёлом состоянии. Обморочное состояние. Находиться в состоянии восторга.

4). Организованная коммуникация.

Рассмотрим предложения.

Гостям стало весело. (Каково их состояние?)

На улицах было безлюдно. (Каково их состояние?)

     Изменяется или нет категория состояния? Нет.

От чего зависит в предложении? Не зависит ни от какого слова в предложении.

Чем является в предложении? Сказуемым.

Обратим внимание на структуру предложения. Нет подлежащего. 

Можем ли подобрать подлежащее, домыслить? Нет.

Такие предложения называются безличными.

Дома нам предстоит продолжить заполнение таблицы « Самостоятельные части речи», давайте обобщим знания о категории состояния.

Отвечает на вопросы: Как? Каково состояние?

Значение: обозначает состояние человека или окружающей среды.

Грамматические признаки: не изменяется.

Синтаксическая роль: сказуемое.

5). Из истории языка.

Категория состояния является новой частью речи не только для нас. Она сравнительно недавно открыта русским лингвистом Львом Владимировичем Щербой.

(Подготовленный ученик кратко рассказывает  об учёном)

  Лев Владимирович Щерба (1880 – 1944) – русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л.В. Щербы выходил школьный учебник русского языка. 

 

      6).Работа с учебником.

Чтение параграфа 45

  1. Закрепление нового материала.

1). Тренировочное упражнение 276 (устно)

Продолжите ряд слов, которые могут выражать:

состояние природы  ветрено, жарко, солнечно, холодно, прохладно;

состояние среды – грязно, сыро, темно, светло, туманно;

эмоциональное состояние человека – весело, грустно, страшно, смешно, стыдно, скучно;

интеллектуальное состояние человека – интересно, ясно, понятно, надо;

оценку какого-либо состояния, положения – легко, рано, хорошо, плохо, поздно, трудно, больно.

2). Составление и запись предложений с категорией состояния по фотографиям.

Творческая работа в группах (класс делится на 4 группы)

Предполагаемые ответы:

Ребёнку нездоровится. Меня знобит. Мальчику больно. Не надо печалиться.

Детям весело. В лесу было тихо. На душе тоскливо. Хочется есть. Мне стыдно.

В комнате было чисто. В комнате не прибрано. Лень заниматься делом.

Варьке хочется спать. Лень было так рано вставать. На базаре всегда многолюдно.

Физкультминутка

Зарядка для глаз «Филин»

Закройте глаза и держите их закрытыми 3-4 секунды. Широко раскройте глаза, смотрите вдаль и не моргайте 5-6 секунд. Повторите упражнение.

3). Комментированное выполнение упражнения 277  (2 предложения)

Спишите, расставляя и объясняя пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите, к каким группам по значению относятся слова категории состояния.

  1. Сегодня так светло кругом… (И. Бунин)
  2.  И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

                                                    (М. Лермонтов)

     

     4). Индивидуальная работа с сильными учениками.

Во время выполнения классом упражнения учащиеся, успевающие на отлично, получают карточку с индивидуальным заданием.

Карточка №1

Прочитайте текст. Выпишите безличные предложения с категорией состояния.

  Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

                                                                                           (В. Шукшин)

Карточка №2

Прочитайте текст. Выпишите безличные предложения с категорией состояния.

  Когда они поднимались по лестнице, человек сильней опирался на плечо мальчика. Другой рукой он цепко хватался за перила, будто страшился, что ступенька уйдёт у него из-под ног. Ему было больно. А мальчику тяжело. Но оба терпели. Мальчик думал об осколке, который зашевелился в груди у незнакомца… А человек думал, как бы поскорее добраться до постели.

                                                                                            (Ю. Яковлев)

  1. Первичная проверка знаний.

Взаимопроверка. (Ответы и нормы оценки на слайде.)

Тест.

1.Укажите предложение, в котором выделенное слово является наречием.                     1). В наступившей тишине стало явственно слышно жужжание гигантского бурава. (Платов Л.)

2). Еле слышно приплёскивала волна. (Платов Л.)

3). Не гремели трамваи, не слышно было автомобильных сирен. (Беляев А.)

4). За рокотом и лязганьем не слышно шагов. (Бакланов Г.)

2.Укажите предложение, в котором выделенное слово  является кратким прилагательным.

1). Пугачёв сердито оглядывается, хочет что-то ответить, но довольная улыбка выдаёт его. (Федосеев Г.)

2). Озадаченный несговорчивостью Арсения, Демид Назарыч поглядывал на него исподлобья, колюче, сердито. (Бубеннов М.)

3). – Тише вы, сорванцы! – строго говорит Пелагея Лукьяновна, но лицо её вовсе не сердито, и сморщилось оно не только от солнца, бьющего прямо в глаза, а и от доброй улыбки. (Дубов Н.)

4). Огромные кедры качались из стороны в сторону, сердито шумели и словно жаловались на свою судьбу. (Арсеньев В.)

3.Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1). Селевин хотел повернуть к лагерю, но вдруг ясно увидел какую-то белую точку в противоположной стороне от лагеря. (Зверев М.)

2). Окраска тела животного светло-серая с серебристым оттенком и ясно выраженными тёмными кольцевыми пятнами. (Арсеньев В.)

3). Контур соседних гор и остроконечные вершины елей были видны отчётливо, ясно, зато внизу всё утопало во тьме. (Арсеньев В.)

4). До наступления темноты капитану и Денисову стало ясно, что остров необитаем. (Гагарин С.)

4.Укажите предложение, в котором выделенное слово не является категорией состояния.

1). Когда Синцов открыл глаза, в избе было светло. (Симонов К.)

2). Мы стояли в светло освещённой небольшой приёмной института, куда отец сегодня привёз меня впервые. (Чарская Л.)

3). На пустынных улицах было уже почти светло. (Шпанов Н.)

4). Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Пастернак Б.)

Во время взаимопроверки теста учитель проверяет индивидуальные работы по карточкам.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

В чём испытывали затруднения?

Удалось ли реализовать цель и задачи?

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1, если нет – 0.

  1. Категория состояния – самостоятельная часть речи.
  2. Слова категории состояния изменяются.
  3. В предложениях с категорией состояния есть подлежащее.

Итак, какая цифра у вас получилась?

Молодцы, сегодня вы поработали на 100 процентов.

7. Оценивание работы на уроке.

Выставление оценок по следующим параметрам:

- умение рассуждать;

- самостоятельность;

- правильность.

8. Объяснение домашнего задания.

Закончить заполнение таблицы «Самостоятельные части речи», записав сведения о словах категории состояния.

По желанию: закончить упражнение 277 или написать мини-сочинение на тему «Как я в первый раз…», используя слова категории состояния.

В первый раз… Как интересно, радостно, тревожно бывает что-то начинать. Вспомните, как вы первый раз пошли в школу, как впервые отправились в театр, на ёлку, на занятия кружка, спортивной секции. Что вы испытывали, что переполняло вас тогда: волнение, страх, гордость, радость?

Самоанализ урока русского языка, проведённого в 7Б классе    учителем Горбуновой Г.В.

Тема урока «Категория состояния как часть речи».

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с категорией состояния, научить отличать категорию состояния от других частей речи; выявить морфологические признаки и синтаксическую роль слов категории состояния;

развивающая: развивать речь учащихся, умение анализировать и обобщать лингвистический материал, делать вывод;

воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к его истории.

  По основной дидактической цели тип данного урока – урок изучения нового материала.

Принципы обучения:

Дидактические:

- научности: опора на лингвистические понятия;

- доступности: опора на имеющиеся знания о самостоятельных частях речи;

- активности и сознательности: активизация языкового мышления учащихся, осознание учениками стоящих перед ними задач при выполнении различных видов работы;

- наглядности: использование дидактического материала;

- систематичности и последовательности обучения: организация контроля с учётом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений.

Общеметодические:

- функциональный: показ роли категории состояния в языке – быть средством наименования состояния природы и человека;

- внутриуровневых и межуровневых связей: связь между лексикой и морфологией, изучение морфологии на синтаксической основе;

- исторический: развитие чувства языка, исторические пояснения.

Частнометодические: опора на опознавательные признаки самостоятельных частей речи.

  Урок построен на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов, возможностей учащихся.

  Данный урок проведён в 7Б классе. В классе обучается 25 человек. С учащимися этого коллектива работаю первый год. Ученики по уровню развития творческие и активные.

64% учащихся успевают на «4» и «5». У 70% детей сформирована мотивация к обучению.  Приветствуется взаимопомощь.

  По основным этапам учебного процесса данный урок комбинированный, так как включает повторение знаний о самостоятельных частях речи, объяснение нового материала, усвоение новых понятий и отработку навыков работы с категорией состояния.

  Вид урока – традиционный урок. Выбор структуры рационален.

  Организационный момент обеспечил создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности.

  Проверка домашнего задания, направленная на повторение самостоятельных частей речи, подготовила учащихся к изучению категории состояния.

  Объяснение нового материала обеспечило ознакомление с новым языковым явлением через восприятие смысловых особенностей категории состояния, осознание существенных признаков, знакомство с термином и формирование понятия.

  Закрепление изученного материала позволило применить на практике новые знания, обеспечило запоминание сведений о категории состояния и воспроизведение усвоенного.

  Первичная проверка знаний выявила степень усвоения нового материала, установила недостатки и помогла наметить пути дальнейшей работы.

  На этапе подведения итогов урока зафиксированы достижения целей, определена мера участия в их достижении всех учащихся.

  При оценивании работы на уроке отмечены положительные моменты и недочёты, выставлены отметки: «5» - 7, «4» - 9, «3» - 6, двоек за урок нет.

  Проведено объяснение обязательного домашнего задания и по выбору учеников, требующего применение знаний на практике (заполнение таблицы «Самостоятельные части речи»), направленного на закрепление знаний (упражнение 277), задания творческого характера (мини-сочинение).

  Считаю педагогически целесообразным сочетание различных форм работы на уроке. Общеклассная работа применялась для решения таких дидактических задач, как повторение изученного, освоение новых знаний, закрепление, формирование умений и навыков, контроля и коррекции результатов учебного процесса. Работа в группах совершенствовала коммуникативные навыки учеников, формировала активное отношение к учению, развивала речь. Индивидуальная работа развивала потенциальные возможности сильных учеников, также повышала познавательный интерес учащихся, готовивших индивидуальное задание (словарь, биографическая справка). Работа в паре учила ребят взаимопроверке, умению объективно оценивать работу одноклассника.

  Достижению целей урока способствовали различные виды работы. Образовательная цель реализована через использование элементов проблемности, привлечение организованной коммуникации, позволившей в форме диалога проанализировать лингвистический материал, сделать вывод об особенностях категории состояния как части речи. Работа с учебником повысила мыслительную активность обучающихся, помогла систематизировать полученные знания. Тренировочные упражнения формировали навык определения значения, морфологических признаков и синтаксической роли категории состояния.

  Развитие речи осуществлялось через монологические ответы учащихся, работу с толковым словарём, призванную обогатить словарный запас ребят, творческую работу по составлению предложений с категорией состояния.

  Урок служил не только обучению, но и воспитывал у семиклассников любовь к русскому языку и интерес к его истории через обращение к текстам художественного стиля, сообщение о Л. В. Щербе.

  Удалось создать психологически комфортную и педагогически благоприятную атмосферу урока. Игровой момент позволил испытать чувство успеха. Зарядка для глаз дала возможность расслабить мышцы глаз, отдохнуть. Рефлексия помогла оптимизировать учебный процесс.

  Использование презентации обеспечило эффективность урока, так как дало возможность повысить интерес ребят, лучше усвоить учебный материал, оживить урок.  

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

 Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point  для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о...

Модель урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния" (с презентацией)

Материал может быть использован на первом уроке по теме "Категория состояния". В нем содержится проблемный вопрос, который учащиеся самостоятельно пытаются решить при анализе предложенных материалов. ...

Урок русского языка "Описание состояния человека"

Классичсекий урок-объяснение нового материала по теме:"Описание состояния человека". Урок интеремен дидактическим материалом - пожтическим текстом, вокруг которого и строится проблемная ситуация по по...