Тема: "Обособление согласованных определений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Жибоедова Елена Геннадьевна

Тема:  "Обособление согласованных определений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_8_kl.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Обособление согласованных определений"

Цель урока: продолжить углубление понятия об обособлении; познакомить с общими условиями обособления определений; определять согласованные определения; учить применять полученные знания на практике; правильно ставить знаки препинания; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

Оборудование: задания в тестовой форме, карточки с творческим заданием, компьютер, проектор, презентация, учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте вы посмотрите на них, улыбнетесь, посмотрите друг на друга, теперь на меня. Каково настроение? Прекрасно, с таким замечательным настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок.

II. Фронтальный опрос:

Для начала давайте вспомним:

1) Какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?

2) Что изучает синтаксис? (Строение и значение словосочетаний и предложений).

3) Какие есть основные единицы синтаксиса? (Словосочетание, предложение, текст).

4) Что называется пунктуацией?  (Совокупность правил об употреблении знаков препинания).

5) Что такое предложение? (Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо или вопрос, или побуждение).

6) Какие члены предложения называются обособленными? (Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).

7) Какие определения называют однородными? (Это определения, характеризующие предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету (белый, синий, красный), размер (большой, маленький, огромный), вкус (сладкий, горький, кислый), форма  (круглый, квадратный, прямоугольный). Еще однородные определения создающие целостное единое впечатление о предмете (или предметах). Выражены качественными прилагательными).

8) Какие определения называют неоднородными? (Это определение, характеризующее предмет с разных сторон, обычно выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных).

Сравните примеры: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Однородными могут быть определения, если они объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

III. Введение нового материала.

Обособление согласованных определений

1) Всегда обособляются определения, если они относятся к личному местоимению.

Усталый, он пришел отдохнуть. Ему, печальному, не хотелось веселиться. Собравшийся на охоту, он выглядел воинственно.

2) обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят после определяемого существительного.

Сосна, растущая на холме, видна издалека.

3) обособляются определения, выраженные несколькими прилагательными или причастиями, если они стоят после определяемого существительного.

Летний воздух, сухой и теплый, навевал дремоту.

4) Определения могут обособляться и перед существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Привлеченные светом, бабочки летят на огонь.

IV. Работа в парах.  (Устно выполнить задания на карточке).

Прочитайте предложения, поставьте пропущенные запятые, найдите все определения.

1. Катер подгоняемый ветром быстро пересек залив и причалил к скалистому мысу. 2. Нагруженные домашним скарбом крестьянские телеги медленно двигались по выжженной солнцем дороге. 3. На берегу поросшем жесткой осокой стояла тишина не нарушаемая гулом машин. 4. Таинственный и яркий свет луны придавал пейзажу какую-то загадочность. 5. Озеро холодное и глубокое не слишком подходило для купания. 6. К нам испуганным и растерянным решительно подошел капитан. 7. Уставшие за день дети быстро заснули. 8. Наблюдавший за движением дельфинов биолог заметил что они чем-то обеспокоены. 9. Взволнованный он без остановки взбежал по крутой лестнице.

V. Физкультминутка.

VI. Индивидуальная работа у доски.

Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, задания, обозначенные цифрами.

Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.

Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно.

Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:

VII. Творческая работа в группах.

Задание 1. Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.

1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).

 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

VIII. Графический диктант с взаимопроверкой.

1) Лаборант геологической экспедиции прятал от дождя образцы минералов, а мы, покрытые брезентом, укрывали инструменты и приборы в длинные легкие ящики.

2) Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращенной к солнцу, изумленные и обрадованные.

3) Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде.

4) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие.

5) Наш берег стал островом спасения и новой родиной для всяких зверей, больших и маленьких.

6) Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца.

7) Пламя перебегало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом.

1) +; 2) +; 3) -; 4) +; 5) +; 6) -; 7) +.

IX. Закрепление материала. Выполнение заданий в тестовой форме. (Ключи: 1) – 3; 2) – 1;  3) – 2; 4) – 1; 5) – 1; 6) – 3; 7) – 4).

X. Итоги урока

-Что мы изучили на сегодняшнем уроке?

- Какие члены предложения называются обособленными?

- В каком случае обособляются определения?

Самооценка  каждого ученика и оценка учителя.

XI. Домашнее задание

1) Изучить параграф 191, 192.

2)Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях (по выбору).

3) Упражнение 316 из учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений"

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" Цели урока:Развивать речь учащихся.Учить делать выводы.Формировать умение осознанно ставить знаки пре...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».

Пояснительная запискаРаздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенны...

"Обособление согласованных определений"

Конспект  и презентация к уроку русского языка  в 8 классе по теме: "Обособление согласованных определений"....

Урок-повторение по русскому языку по теме"Обособление согласованных определений"

Урок по русскому языку для учащихся восьмого класса"Повторение. Обособление согласованных определений."...

конспект урока в 8 классе на тему "Обособление согласованных определений"

урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов....

Презентация к уроку по теме "Обособление согласованных определений".

В презентации представлен иллюстративный и практический материал к уроку....

Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"

Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...