Урок русского языка в 6 классе Тема: «Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Личные местоимения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimeniya.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Личные местоимения»

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: подвести детей к понятию личные местоимения

Задачи:

  • - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • - упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
  • - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
  • - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Цель урока

: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:        

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи,правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;способствовать эстетическому воспитанию детей.

Метод

: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений,самостоятельная работа.

Оборудование:

мультимедиа, экран,индивидуальные карточки, жетоны двух цветов(красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики по очереди читают составленные предложения с местоимениями.

III. Новые слова.

Записи на доске:

1) Этикет – (фр. – ярлык, этикетка)совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
2) Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой.
3) Мораль – (от лат.) – форма сознания,выполняющая функцию регулирования поведения человека.
4) Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И.Ожегова)

Эпиграф урока:

«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»

(Золотое правило этики)

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте!Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто — это правила поведения.Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли изрезать клеёнку в школьной столовой?Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобные вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

II. Этическая разминка «Кукла Комплиментина»

– Знаете ли, как зовут эту куколку? –Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты.

III. Учитель

– Спасибо, ребята. Всё, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этикете. Пожелаем друг другу  хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и мы   продолжим наш урок.

2. Формулировка темы учащимися.Сообщение цели и задач урока.

- А сейчас внимание на экран.Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова“Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята,какой частью речи они являются? (местоимениями).На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? Личных местоимениях)

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов,тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно,еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение,правильно будет так:

Именительный – Я;

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)

- Итак, проверьте себя, ребята,правильно ли вы просклоняли местоимение Я,пользуясь данной таблицей. (на экране)

- Что особенного вы отметили в склонении данного

местоимения ?

- Вывод:

Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

(Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

На экране вы видите таблицу.

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование

например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)

- Еще одна особенность состоит в том,что при присоединении предлогов к местоимениям3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

4. Закрепление нового материала.Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол +личное местоимение я в косвенном падеже”.Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом:сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем.

1-й учащийся

склонял местоимение Мы:

И. п. – Мы

Р. п. - Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. - Нами

П. п. – о Нас

(

За это задание ученик получает жетон).

2-й учащийся

склонял местоимение Он:

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. - Его

Т. п. - Им

П. п – о Нем

(За это задание ученик получает жетон).

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).

Уч-сячитают стихотворение:

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения (Соколова)

- На какие две группы можно разбить личные местоимения?

(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).

- Местоимения не изменяются по числам. Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.

На слайде запись (слайд 8)

Ед. ч.:Я, ты, он, она, оно.

Мн. ч.:Мы, вы, они.

.Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.

Коллективная работа.

- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).

- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).

Это местоимения 1-го лица.

- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).

- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).

Это местоимения 2-го лица.

- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).

.ед. ч.

На слайде и в тетрадях запись:

(слайд 9)

Ед ч. Мн.ч.

!-е лицо я мы

2-е лицо ты вы

3-е лицо он, оно, она они

Учитель.Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

"Вставь местоимение" Выполни устно (слайд 14)

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

IX.Обобщение изученного материала

- Итак, а сейчас нам предстоит обобщить все то, что мы узнали на уроке об этой части речи. Для этого каждый из вас возьмет Карточку №2 (тест), который лежит у вас на столе. Вы работаете самостоятельно в течение 1 минуты.

Учитель.Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующих уроках мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения

XI. Домашнее задание.

1. Творческая работа.

Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными
местоимениями.

 Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

5. Домашнее задание:

- Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц,каждая реплика пишется с красной строки)

Задание по вариантам

1 вариант: “Отдых”

2 вариант: “Учеба”.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

- Как пишутся личные местоимения с предлогами?

-

Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.

- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

.

Уч-сячитают стихотворение:

Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения (Соколова)

- На какие две группы можно разбить личные местоимения?

(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).

- Местоимения не изменяются по числам. Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.

На слайде запись (слайд 8)

Ед. ч.:Я, ты, он, она, оно.

Мн. ч.:Мы, вы, они.

.Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.

Коллективная работа.

- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).

- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).

Это местоимения 1-го лица.

- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).

- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).

Это местоимения 2-го лица.

- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).

.ед. ч.

На слайде и в тетрадях запись:

(слайд 9)

Ед ч. Мн.ч.

!-е лицо я мы

2-е лицо ты вы

3-е лицо он, оно, она они

Учитель.Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

"Вставь местоимение" Выполни устно (слайд 14)

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

IX.Обобщение изученного материала

- Итак, а сейчас нам предстоит обобщить все то, что мы узнали на уроке об этой части речи. Для этого каждый из вас возьмет Карточку №2 (тест), который лежит у вас на столе. Вы работаете самостоятельно в течение 1 минуты.

Учитель.Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

А на следующих уроках мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения

XI. Домашнее задание.

1. Творческая работа.

Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными
местоимениями.

 Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

– А теперь отгадайте загадки:

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).

4) Первый слог – личное местоимение, второй –детская болезнь. Все вместе получается слово,обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).

5) Первый слог – личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).

6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).

(Слайды № 8,9)

Отгадывание кроссворда, состоящего из загадок с личными местоимениями(слайды №11-14)

1.Он выглянул несмело из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой подняв над головой.(Моховик)

2.Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце).

3.И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.

Умещается в кармане и ведет нас за собой. (Компас).

4.Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень)

5.Познакомишься со мной и увидишь шар земной.

Покажу тебе все страны. И моря, и океаны. (Глобус)

6.Есть один такой цветок, не вплетается в венок,

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка .(Одуванчик)

7.Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко,

А за что беднягу бьют, а за то, что он надут. (Мяч)

8.Он слетает белой стаей и сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.(Снег)

9.Все утро дождик. Ничего веселого, но есть у солнца друг один их лучших. Упрямо поворачивает голову. Он ищет солнце, спрятанное в тучах. (Подсолнух)

10.Он в осиннике родится. Как в траве не притаится, все равно его найдем…шляпка красная на нем. (Подосиновик)

11.Держусь я только на ходу, а если стану, упаду.(Велосипед)

12.В каком местоимении 2 звука и 1 буква? (Я)

Краткое описание:

Комбинированный урок русского языка по теме "Личные местоимения» является вторым в системе уроков по разделу «Местоимение». Задания на повторение, которые учащиеся выполняют в начале урока, призваны закрепить знания, полученные на уроках в начальной школе и в 5 классе " Урок способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников. Кроме того, рабочий материал урока и специфика творческого задания способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных и учебно-познавательных компетенций. Занятие проводится с использованием презентации, содержащей краткий текст, схему, упражнения, видеоролик, анимацию. Подобная форма проведения занятия обеспечивает более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие.

Общая характеристика

1. Возраст учеников

6 класс (12 лет)

2. Тема УЗ

Личные местоимения

3. Цели

1. Образовательные: углубить представления о личных местоимениях, их грамматических особенностях и роли в речи, формировать навыки различения и правильного употребления местоимений.

2. Развивающие: способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову и к родному языку.

4. Дидактические материалы

Презентация «Личные местоимения», тексты для осмысления .

5. Описание знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала УЗ

Знать категориальные особенности местоимения как части речи. Уметь находить местоимения в тексте, выявлять их роль, правильно использовать в речи .

6. Описание компетентностей, формирующихся у учащихся в ходе учебного занятия (с указанием уровней и аспектов)

Информационная компетентность

(обработка информации, 1 уровень)

Компетентность разрешения проблем

(идентификация (определение) проблемы, 2 уровень)

(оценка результата/продукта деятельности, 2 уровень)

Коммуникативная компетентность

(продуктивная групповая коммуникация, 2 уровень)

7. Необходимые навыки владения ИКТ учителя

Умение пользоваться компьютером, проектором, создавать авторские презентации

8. Необходимые навыки владения ИКТ учеников

Умение набирать и редактировать текст в программе Word.

9. Краткая характеристика класса

В классе 18 человек, из них большая часть со средними способностями. Речевые навыки развиты слабо. Для усвоения данной темы необходимо больше творческих упражнений на создание собственных текстов. Использование яркой презентации поможет детям усвоить это материал.

10. Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

V. Сеанс одновременной игры

– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто
– Какой пример тебя затруднил? Никакой.
– Чей ответ был плохим? Ничей.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

IX. Тест

1. Что обозначает местоимение?

а) предмет;
б) признак предмета;
в) не обозначает, а только указывает на предметы,признаки и количества.

2. В предложении местоимения обычно бывают:

а) обстоятельствами и сказуемыми;
б) подлежащими, дополнениями, определениями;
в) глаголами и числительными.

3. У какого местоимения нет именительного падежа:

а) у личного;
б) у относительного;
в) у возвратного.

4. Какие местоимения пишутся с дефисом:

а) определительные;
б) неопределённые;
в) притяжательные.

5. Сделайте, где необходимо, соединение:

а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;
б) Кто поздно приходит, тот ничего не находит.
в) (Ни) кому не объять необъятного.

X. Учитель. Ребята, мы сегодня много говорили о том, как необходимо вести себя, о поведении. Умеем ли мы говорить! Как мы говорим!Перед вами заповеди речевого поведения,прочитаем их.

Заповеди речевого поведения

1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
2. Умей находить общий язык с любым собеседником.
3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.
4. Избегай многословия.
5. Говори просто, понятно, чётко.
6. Избегай речевого однообразия.
7. Владей культурой языка.
8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
9. Умей не только говорить, но и слушать.

XI. Итог урока

Учитель. Итак, ребята, подведём итоги:

                                               

                                                 МКОУ «СОШ №1 с. Карагач

                                                  Прохладненского района

                                                 

                         

                     

                                                                                         Учитель: русского языка и литературы

                                                                             Шалова М.Х.

                                                    2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Тема:" Личные местоимения"..

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе с технологической картой урока и презентацией....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...