Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Маслова Наталья Михайловна

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-5.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

(5 класс)

     Тема урока: «Однородные члены предложения».

     Цель урока: формирование у учащихся представления об однородных членах предложения.

     Задачи:

  1. Воспитательная: учить учащихся более полно отражать явления окружающей действительности путём употребления в речи однородных членов предложения, воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

  1. Развивающая: развивать у учащихся умение использовать однородные члены предложения в речи.

 

  1. Обучающая: дать понятие однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах; научить учащихся строить схемы предложений с однородными членами.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы обучения

1. Организационный.

2

Приветствие учащихся.

О чём мы говорили с вами на предыдущих уроках?

Какова роль главных и второстепенных членов предложения?

Сколько членов предложения может быть в одном простом предложении?

Как бы вы назвали такого рода отношения между членами предложения?

Сегодня мы будем говорить с вами об однородных членах предложения (на экране). Цель нашего урока – усвоить, что такое однородные члены предложения, по каким признакам их можно найти в предложении, обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Итак, записываем тему урока.

О главных и второстепенных членах предложения.

(Ответы учащихся)

Сколько угодно. Причём, в одном простом предложении может встретиться не сколько дополнений или других членов предложений.

(Ответы учащихся

Однородными.

Учащиеся записывают число, вид работы, тему урока.

2. Синтаксическая

    разминка.

3

Проведём небольшую синтаксическую разминку.

На экране предложение.

Неож.данно, но приятно меня поразил уд.вительный вид зимн.й природы.

Задание: записать предложение, вставив пропущенные буквы, объяснить правописание; найти члены предложения по определению:

  1. назовите грамматическую основу предложения,

  1. зависит от подлежащего, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?;
  2. зависит от глагола – сказуемого, обозначает образ действия, отвечает на вопрос (как? каким образом?)
  3. зависит от сказуемого, отвечает на вопрос винительного падежа (кого?), выражено местоимением.

У доски  один ученик, оформляет орфограммы, объясняя правописание, подчёркивает названные учащимися с места члены предложения.

Подлежащее вид, выраженное существительным, сказуемое поразил, выраженное глаголом.

Определение удивительный, выраженное прилагательным.

Обстоятельства неожиданно, приятно, выраженные наречиями.

Дополнение меня.

Фронтальная работа

3. Изучение нового

    материала.

3

10

4

5

5

1. Какие члены предложения называют главными, какие второстепенными?

2. В начальной школе вы знакомились с однородными членами предложения. Вспомните, пожалуйста, какие члены предложения называются однородными?

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

4. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, в том числе связанными союзами и, а, но?

Задание: записать предложения (продолжить запись), найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, прокомментировав свой ответ.

Кусты, деревья, камыши и высокие травы опушились белым инеем.

По нему безвредно скользили солнечные лучи и осыпали всё холодным блеском алмазных огней.

Мороз выжимал влажность из древесных сучьев и стволов.

Красные, ясные и тихие зимние дни были похожи один на другой.

Итак, мы записали с вами предложения, в которых были использованы члены предложения, зависящие от одного и того же слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним и тем же членом предложения; они не зависят друг от друга; произносили мы их с перечислительной интонацией; они были где – то разделены запятыми, где – то соединены союзами. Такие члены предложения и называются однородными.

Работа с учебником (стр. 139): один ребёнок зачитывает определение учебника, затем определение повторяют все дети.

Мы будем с вами учиться составлять схемы предложений с однородными членами.

Учитель (на экране) показывает условные обозначения ОЧП, затем строит схемы записанных предложений.

Работа с учебником (стр. 140)

Таблица (на экране) (схемы предложений с ОЧП)

Упражнение 365 (по заданию учебника) (первое предложение все вместе, затем каждый работает с одним предложением).

Проверка, вывод.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, так как они составляют грамматическую основу предложения. Все остальные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство) называют второстепенными.

Те члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, заданный от одного и того же слова, и являются одним и теме же членом предложения, называются однородными.

Все 5 членов предложения могут быть однородными.

Если однородные члены не соединены союзами, между ни ми ставятся запятые. Если однородные члены соединены союзом и, между ними запятая не ставится, если соединены союзами а, но, запятая ставится перед этими союзами.

К доске по очереди выходят учащиеся, записывают предложения, выделяют однородные члены предложения, обосновывают свой выбор.

(Однородные подлежащие, первые три разделены запятыми, два последних соединены союзом и)

(Однородные сказуемые, соединены союзом и)

(Однородные дополнения, соединены союзом и)

(Однородные определения, первые два разделены запятой, последние два соединены союзом и)

Учащиеся знакомятся с материалом учебника, а затем повторяют определение ОЧП.

Учащиеся фиксируют условные обозначения и схемы в тетрадях.

У доски с первым предложением работает один ученик, весь класс – в тетрадях. Затем представители каждого ряда у доски зачитывают составленное предложение, фиксируют схему на доске, объясняют пунктуацию.

Фронтальный опрос

Фронтальная работа

Объяснительно–иллюстративный метод

Работа в группах

4. Релаксационная

    пауза

1

Ребята предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Подумайте о том, что на улице хорошая погода. Мир вокруг вас добрый и радостный. Вы себя прекрасно чувствуете, вы спокойны, настроены на активную работу. Вам ничто не мешает узнавать новое, учиться чему – то хорошему. У вас всё получается. А теперь откройте, пожалуйста, глаза.

Вы немного отдохнули?

Молодцы. Продолжаем работать.

Учащиеся выполняют действия, названные учителем.

Да.

5. Закрепление

    нового материала

5

3

Продолжим работу.

Перед вами текст. Прочтите его выразительно.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание (у каждой группы учащихся своё задание):

  1. (синие) найти в тексте предложения с однородными
  • дополнениями,
  • определениями,
  • обстоятельствами.

Выписать их, подчеркнуть однородные члены предложения.

  1. (зелёные) найти и выписать предложение с однородными подлежащими. Составить схему предложения.
  2. (жёлтые) выписать предложения, соответствующие схемам (на экране).

Объяснить постановку знаков препинания.

  1. (красные) Какое впечатление производит цветок лотоса? Ответьте на этот вопрос одним предложением, в котором будут использованы любые однородные члены предложения. Ответ (составленное предложение) запишите в тетрадь.

Проверка.

Один ученик выразительно читает текст.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем (по одному человеку от каждой группы) комментируют свои ответы.

Групповая работа

6. Итоговый

1

2

1

Сообщение домашнего задания (на экране), краткий комментарий к нему: параграф 40, упражнение 366 (по заданию учебника).

Скажите, пожалуйста,

1. О чём мы говорили на уроке?

  1. Что такое однородные члены предложения? (Какие члены предложения называют однородными?)

  1. Какие члены предложения могут быть однородными?

  1. В каких отношениях друг с другом находятся однородные члены предложения?
  2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
  3. Чем могут быть связаны однородные члены предложения?
  4. Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

Оценки учащимся за активную работу на уроке.

Подведение итогов урока учителем.

Окончание урока.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Об однородных членах предложения.

Те члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения, называются однородными

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения могут быть связаны союзами и, а, но.

Если однородные члены предложения не связаны союзами, между ни ми ставятся запятые. Если однородные члены соединены союзом и, между ними запятая не ставится, если соединены союзами а, но, - запятая ставится перед этими союзами.

Фронтальный опрос


Синтаксическая разминка

(На экране)

Неож.данно, но приятно  меня поразил уд.вительный вид зимн.й природы.

Задание: записать предложение, вставив пропущенные буквы, объяснить правописание; найти члены предложения по определению:

  1. назовите грамматическую основу предложения,
  2. зависит от подлежащего, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?;
  3. зависит от глагола – сказуемого, обозначает образ действия, отвечает на вопрос как? (каким образом?)
  4. зависит от сказуемого, отвечает на вопрос винительного падежа (кого?), выражено местоимением.

Объяснение нового материала

Задание: записать предложения (продолжить запись), найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, прокомментировав свой ответ.

  1. Кусты, деревья, камыши и высокие травы опушились белым инеем.
  2. По нему безвредно скользили солнечные лучи и осыпали всё холодным блеском алмазных огней.
  3. Мороз выжимал влажность из древесных сучьев и стволов.
  4. Красные, ясные и тихие зимние дни были похожи один на другой

Закрепление нового материала

(На экране)

Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание (у каждой группы (отличие по цвету) учащихся своё задание):

  1. (синие) найти в тексте предложения с однородными
  • дополнениями,
  • определениями,
  • обстоятельствами.

Выписать их, подчеркнуть однородные члены предложения.

  1. (зелёные) найти и выписать предложение с однородными подлежащими. Составить схему предложения.

  1. (жёлтые) выписать предложения, соответствующие схемам (на экране). Объяснить постановку знаков препинания.

4) (красные) Какое впечатление производит цветок лотоса? Ответьте на этот вопрос одним предложением, в котором будут использованы любые однородные члены предложения. Ответ (составленное предложение) запишите в тетрадь

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

(синие) найти в тексте предложение с однородными дополнениями,

выписать его, подчеркнуть однородные члены предложения.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

(синие) найти в тексте предложение с однородными определениями,

выписать его, подчеркнуть однородные члены предложения.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

(синие) найти в тексте предложение с однородными обстоятельствами, выписать его, подчеркнуть однородные члены предложения.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

(зелёные) найти и выписать предложение с однородными подлежащими. Составить схему предложения.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

 (жёлтые) выписать предложения, соответствующие схемам:

Объяснить постановку знаков препинания.

   Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить некоторых людей. Они не запятнали себя, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

   Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей целый день не покидают берега водоёма. Изящные очертания лепестков, характерный шелест листьев производят неизгладимое впечатление.

Задание:

(красные) Какое впечатление производит цветок лотоса? Ответьте на этот вопрос одним предложением, в котором будут использованы любые однородные члены предложения. Ответ (составленное предложение) запишите в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...