Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок по теме "Причастие как часть речи" - это третий урок в системе уроков, посвященных изучению причастия. Вид урока - проблемный. Педагогическая технология- развивающее обучение.Методы и приёмы познавательной деятельности - репродуктивный, частично-поисковый. Цели урока: знакомства с термином "причастие", с его грамматическими признаками. формирование умения у учащихся отличать причастия от прилагательных, научить находить причастия в тексте, уметь конструировать словосочетания с причастиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Этап, время

Содержание

Обоснование

Учитель

Ученики

I. Организационный этап.

                                 1 минута

Приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку. Организует внимание.

Приветствуют учителя. Контролируют готовность рабочего места.

Формирование внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению.

Воспитание учебной дисциплины, уважения к школе и учителю.

II. Этап актуализации знаний на практическом уровне – этап постановки проблемы.

                                     10 минут

III. Этап поиска решения проблемы.

                                  3 минуты

IV. Этап разрешения проблемы.

                               12 минут

V. Этап закрепления изученного.

                            15 минут

VI. Этап подведения итогов урока.

                                   3 минуты

VII.Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                                1 минута

VIII этап

Рефлексия

                                   1 минута

- Сегодня у нас новая тема, но начнём мы наш урок с повторения.

    Создание проблемной ситуации.

Предлагает записать в тетрадь предложения,  подчеркнуть грамматические основы первого предложения, объяснить графически знаки препинания. Выделить изученные ранее орфограммы (см. Приложение №1)

Затем просит найти однокоренные слова, записать их в столбик, определить, какой частью речи  они являются.

Побуждает к осознанию противоречия.

- Какой частью речи является слово желтеющая?

- Можете ли вы объяснить свой выбор?

- Можно ли задать к этому слову вопрос что делающая?

- На вопрос какой части речи похож этот вопрос?

-Какова цель нашего урока?

Подводящий к решению проблемы диалог.

-Чтобы определить, какая это часть речи, надо вспомнить морфологические признаки глагола и прилагательного.

Предлагает сравнить исследуемое слово с прилагательным.

- Итак, что общего у слова желтеющая с прилагательным?

- Попробуйте просклонять его, изменить по родам, числам. 

- Сравним два слова – жёлтый и желтеющий.

- Как вы думаете, какое слово обозначает постоянный признак, а какое – временный?

- То есть, это признак, развивающийся во времени.

- А прилагательное изменяется по временам?

 - Какой вывод можно сделать?

 - Попробуем заменить в предложении слово желтеющий оборотом тот, который делает что-либо, запишите его в тетрадь.

- Можно сказать, что это слово глагол?

- Почему?

- Таким образом, это слово выражает такой признак предмета, который создаётся действием.

- Итак, давайте подведём итог.

- Перед нами часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Эта часть речи называется причастием.

 

 - Можем мы сейчас сформулировать тему урока?

Предлагает  дать определение причастию.

Обращает внимание учащихся на распечатанную таблицу «Признаки прилагательного и   глагола  у  причастия», привлекает учащихся  к её заполнению  (см. Приложение №2).

Учитель корректирует работу учащихся по заполнению таблицы.

- Давайте обратимся к учебнику, посмотрим, какое определение причастия есть в учебнике. Откройте стр.25, ξ 9.

 - Прочитайте самостоятельно определение причастия в учебнике и скажите, какие морфологические признаки мы назвали, а какие – нет.

- Да, действительно, причастие имеет еще и такой глагольный признак как вид.

Предлагает закрепить знания о причастии.

- А теперь давайте на практике попробуем доказать, что причастие совмещает  признаки прилагательного и глагола.

- Обратимся к заданию №2 (см. Приложение №2).

Учитель объясняет условия выполнения задания.

- Что мы увидели?

- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам самостоятельно выполнить разноуровневые задания:

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания,  корректирует и оценивает работу учащихся.

- Давайте подведём  итоги  урока.

- Какую часть речи изучили?

- Объясните смысл высказывания В.И.Даля.

В.И.Даль говорил, что причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Предлагает выполнить домашнее задание на выбор: ξ 9, №54 или  №57.

Проводит рефлексию

- Урок закончен. Какими словами описали бы вы сейчас своё состояние?

Записывают число. Оставляют строчку для записи темы урока.

Ученик работает у доски: записывает предложения, находит грамматические основы, составляет схему, выделяет орфограммы.

Ученик находит однокоренные слова, определяет часть речи.

Остальные учащиеся класса записывают предложения в тетрадь, при необходимости исправляют и дополняют ответ ученика.

Отвечают на вопросы учителя.

- Отвечает на вопрос какой?, в предложении является определением.

- Можно.

- На глагол.

- Узнать, что это за часть речи.

- Обозначает признак предмета, является определением.

- Оно склоняется, изменяется по родам и числам, как прилагательное.

- Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий – временный, потому что  этот признак может измениться.

- Нет.

 - Значит, это не прилагательное.

 Пробуют составить предложение со словом который.

(Нива, которая желтеет, волнуется)

- Нет.

 - Нет глагольного окончания и обозначает не действие.

Формулируют тему урока.

-Что такое причастие.

Записывают тему урока в тетрадь.

Пытаются дать определение.

- Причастие – это часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию,  в предложении является определением.

Открывают листочки с заданиями (у каждого ученика на парте).

Самостоятельно заполняют таблицу.

Открывают учебники, читают определение ( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, в ед.числе по родам. В предложении обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.)

 - Мы не сказали, что  причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Открывают листочки с заданием.

         

Выполняют задание.

- Причастие изменяется по родам, числам, склоняется. Сохраняет и глагольные признаки – вид и время.

Завершают работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют смысл высказывания

Слушают рекомендации и пояснения учителя

Записывают домашнее задание

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Сдают листочки с выполненными заданиями.

Совершенствование практических умений и навыков.

Умение анализировать ответы товарищей.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Формирование познавательного интереса.

Формирование осознанности мышления.

Коллективная  устная работа.

Развитие умения делать выводы, умозаключения.

Разрешить поставленную в начале урока проблему.

Развитие умения делать выводы, умозаключения.

Формирование осознанности мышления.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Формирование знаний о новом понятии. Развитие произвольного внимания, репродуктивной памяти.

Первичное обобщение и систематизация нового учебного материала.

Закрепление и воспроизведение полученных знаний.

Совершенствование навыка

самостоятельной работы.

Активизация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Использование дифференцированных заданий способствует созданию ситуации успеха.

Совершенствование навыка самостоятельной работы.

Установление уровня готовности к дальнейшей работе.

Развитие умения делать выводы, умозаключения.

Активизация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Осуществление дифференцированного подхода

Развитие индивидуальных способностей учащихся

Развитие рефлексивной культуры учащихся

Приложение №1

Подчеркнуть грамматические основы  первого предложения, объяснить графически знаки препинания. Выделить изученные ранее орфограммы. Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.

1) Осыпаются астры в садах,
   
Желтый клён под окошком желтеет.

2) Волнуется желтеющая нива.

                                                                                                                                                                 Приложение  2  

                                                                                                                                       

Задание 1.                

Задание 2.   Замените данную фразу словосочетанием причастие +существительное. Определите вид

и время глагола.  Выделите суффиксы, с помощью которых образованы  причастия.

Девочкой, которая танцует ( _________________)  – __________________________________________.

Лес, который чернел           ( __________________) - __________________________________________.

Книги, которые прочитали  (_________________) – __________________________________________.

Солнце, которое сияет           (_________________) – __________________________________________.

*Дополнительное задание.  Придумайте свой вариант фразы по аналогии - _____________________________.

Задание 3.          

 1 уровень сложности.        Укажите словосочетания   причастие +существительное, подчеркните их.

  Старая книга – стареющая сосна, растущий сад – растительный мир, дремлющий кот – дремотное

  состояние, белый снег – белеющие облака,  смеющаяся мама – смешная история, болеющий ребёнок –

  больной котёнок, красный флаг – краснеющая калина, летучая мышь – летящий самолёт.

2 уровень сложности.           Подчеркните словосочетания с причастиями.

Поникшая трава, душистый ландыш, строящийся дом, жёлтый тюльпан, кипящая вода, дремучий лес,

дежурящий врач, красная ягода, кипучая энергия, дежурный класс, бьющий родник, зрелые   помидоры,

желтеющая рожь, цветочная поляна, бегущий спортсмен.

3 уровень сложности

Прочитайте текст. Найдите причастия, выделите суффиксы, при помощи которых

образованы они; подчеркните причастия как члены предложения.

   Спит  в тумане сосновый лес. Даже ночные птицы появляются и исчезают в  застывшем небе

беззвучно.Что-то такое торжественное и великое чувствуется в  ночи,  которая проходит над спящей

землёй неслышными шагами.  Мерцающая синяя  голубизна  смотрит на вас напряжённо. Но с

рассветом  эта чарующая красота исчезнет.

        

Урок №3

Тема урока:  Причастие как часть речи

Тип урока:    изучение нового материала

Вид урока:    проблемный

Педагогическая технология:  развивающее обучение

Методы и приёмы познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, самостоятельная работа, общеклассная работа

Оборудование:  листы опроса

Исходный уровень знаний, умений и навыков:

Учащиеся знают:

  • морфологические признаки глагола и прилагательного

Учащиеся умеют:

  • находить в тексте прилагательные, определять его синтаксическую роль
  •  находить определяемое слово и задавать вопрос к зависимому слову

Цели урока:

          Образовательные:

  • знакомство с понятием, термином
  •  знакомство с грамматическими признаками причастия
  • формирование умения научить отличать причастие от прилагательного
  • формирование умения  научить находить причастия
  • Формирование умения конструировать словосочетания с причастием

Развивающие:  

  • развитие  умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить
  • развитие  речевой  и мыслительной  активности
  • развитие  активной  познавательной  деятельности
  • развитие  интеллектуальной  культуры  учащихся
  • развитие мышления, памяти, произвольного внимания учащихся
  • развитие рефлексивной культуры учащихся

           Воспитательные:

  • воспитание уважения к мнению других, взаимопомощи
  • воспитание осознанного отношения учащихся к овладению русским языком
  • воспитание уважения к учебе

          Диагностические:

  • к концу урока учащиеся должны знать грамматическое значение причастий, определять его морфологические и синтаксические признаки, находить причастия в тексте, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, безошибочно определяя окончания причастий с помощью вопроса.

          Место урока в теме:

          Это третий урок по теме «Причастие». Урок по теме  «Причастие как часть речи» призван актуализировать ранее приобретённые знания  грамматических признаков  глагола и прилагательного; сформировать умение отличать причастие от прилагательного; уметь сопоставлять и устанавливать взаимосвязи.

         

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...