Статья "Семантика словообразовательных средств как смыслообразующий элемент текста".
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Поливина Людмила Ивановна

Роль словообразовательной семантики смысловой организации текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4semantika_slovoobrazovatelnyh_sredstv_kak.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семантика словообразовательных средств как

смыслообразующий элемент текста.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Одной из технологий, которая основывается на активизации и интенсификации деятельности учащихся, является игровая технология.Поэтому игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, развитие памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей.

Так, чтобы ученикам легче было понять значимость морфем, увидеть, почувствовать семантику, использую игровые формы. Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Чтобы учащимся легче было понять значимость приставки, увидеть ее семантику, можно использовать игру (см. книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко ‘‘Секреты орфографии”, стр. 124 "Игра с приставками'’). Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры помочь серьезный направленный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, общий кругозор.

Другая игровая проблемная ситуация: в городе Слованске (где живут слова) потерялась приставка. Что произойдет? Напишите свою историю. Учащиеся поставлены в ситуацию поиска. Им необходимо выяснить, как влияет приставка на значение слова, какой смысл она несет. Они сами должны сделать  вывод о значимости приставки. Ребятам могут быть предложены варианты приставок и слова с этими приставками (например, -бес. -без) (безветренный, беззлобный, бесшумный, бескорыстный), или же они сами работают с толковым словарем, выписывая слова с определенной приставкой (пример одной работы см. приложение).

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность. На это направлена технология исследовательского обучения. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. (Савенков А.И.)

Формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть следующими:

-урок-исследование («Роль словообразовательной семантики в смысловой организации текста»);

-учебный (лингвистический) эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности,  как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Так, лингвистический эксперимент помогает понять роль морфем в тексте. Данная форма организации учебно-исследовательской деятельности, основанная на сравнении, сопоставлении, положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья школьников. Примером такой работы может служить анализ следующего текста.

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот побежало по верхушкам: иней зарозовел: розово зачернелись галочки, проснулись: брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно- золотые пятна пали на белый снег. (И. Шмелев)

  • Где возможно, замените приставочные глаголы бесприставочными. Изменится ли при этом смысл текста?
  • Охарактеризуйте морфемный состав "цветовой" лексики. Какие суффиксы повторяются чаше всего в этих словах? (-оват (-еват), -е) Участвуют ли они в организации содержания текста?

В результате проведенного лингвистического эксперимента учащиеся приходят к выводу, что при замене приставочных глаголов бесприставочными исчезают характеристики действия, выражаемые приставками. Меняется смысл текста: создается впечатление, что все это происходило очень давно, т.е, теряется значение начала действия. А цель автора - нарисовать зарождение утра. Суффиксы также участвуют в смысловой организации текста ( значение суффикса –е- становится таким, т.е. идет процесс становления. Поэтому и в прилагательных с суффиксом                  -оват - неполнота проявления признака). Творческое задание: написать сочинение-миниатюру «Наступление вечера».

При изучении темы «Глагол» предлагаю учащимся тексты, в которых можно наблюдать функционирование глаголов с одной и той же приставкой, помогающей передать динамичность повествования, выражающей интенсивность, полноту проявления действия (прием нагнетания). Примеры таких текстов:

  1. Расплясалася Любаша на дворе,

В новоселье, на веселье детворе.

Разлетелся, разгорелся поясок,

И дрожит, кой-где срываясь, голосок:

«Калина, малина моя.

В саду ягода малина моя!»

И огнем заполыхала,

И, пройдя через огонь,

Закричала, завздыхала

Эта самая гармонь.

Отозвались, зазвенели

Балалайки в три струны.

Заходили, как хотели,

Заплясали плясуны.

Закружились хороводы.

Полушалки зацвели,

И поближе, и поодаль

Люди душу отвели.

(А. Прокофьев)

  1. Долго ли шел Иван-царевич, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка, сказывается, да не скоро дело делается. Третью пару железных сапог истер, третий железный посох изломал, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор.

Задание. Определите, слова каких моделей повторяются в этих текстах, запишите эта слова. Влияют ли данные словообразовательные средства на смысл текста.

Богатые возможности для речевого развития учащихся представляет лексика с суффиксами субъективной оценки. Стилистическое использование этой лексики очень разнообразно, с помощью ее передаются семантические оценки широкого диапазона. Д.С. Лихачев писал в своей книге "Заметки о русском", что к нему за помощью обратилась молодая французская переводчица, у которой возникли затруднения. Среди прочих было и такое: «как передать все оттенки, которые имеют в русском языке ласкательные и уменьшительные, - всю ту вибрацию чувств, которая так хорошо отражена в русском фольклоре в отношении окружающего - людей и природы». [9 с. 420]

Поэтому пословицы, поговорки, небольшие тексты из сказок могут стать предметом исследовательской деятельности учащихся в 5 классе. Данные тексты отвечают возрасту ребят, с ними учащиеся знакомятся на уроках литературы. Анализируя эти произведения, дети приобщаются к великому творчеству народа, постигая его мудрость, отношение к жизни.

Формулируем проблемный вопрос, над решением которого ребята будут работать в течение урока.  Можно ли утверждать, что слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом несут только значение уменьшительности и ласкательности?

 Класс разделен на группы, каждой из трупп предложено свое задание. В данном случае реализуется дифференцированный подход к обучению.

1. Продолжите пословицы и поговорки (они даются незаконченными). Как вы понимаете их смысл? Выделите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

На чужой сторонушке рад ... (своей воронушке). Личиком беленек, да душой ... (черенек). Полюбите нас черненькими, а ... (красненькими) нас всякий полюбит. Аленький цветок бросается в ... (глазок).

Ребята отмечают слаженность звучания пословиц и поговорок (это помогло им продолжить их). Слова с данными суффиксами выражают разнообразные эмоции положительность (мягкость, любование) и сниженность оценки, иронию.

2.Спишите текст, оформляя разговор героев как диалог и расставляя знаки препинания (текст дается без них). Выделите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом и определите их значение.

Вот лежат себе козел да баран и разговаривают. Откуда ни возьмись котишко-мурлышко, серыйлбишко, идет так жалостно плачет. Козел да баран спрашивают его:

  • Кот-коток, серенький лобок, о чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?

Как не плакать? Била меня хозяйка, уши выдирала, ноги приломала,  да еще удавить обещала.

(Сказка "Кот, козел да баран”).

В этом тексте сливаются значения уменьшительности и ласкательности. Ещё К.САксаков писал, что "милому свойственно быть малым... Кроме милого предмет принимает характер жалкого, бедного, робкого" (что характерно для этого текста). [1. с. 40-41].

3. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите в словах суффиксы субъективной оценки. Докажите, что значения, выраженные этими суффиксами, разнообразны.

Волк догнал медведя и рассказывает:

  • Ну, что мне было! До смерти чуть не забили... Как вскочил мужичище, в черном ярмячище, да меня ухватом-то к стене припер, А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да все обухом по бокам. А еще поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. Асамый маленький мужичишко, в красненькомхалатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак,  да подайте его сюда!» (Сказка “Зимовье зверей'').

На примере данного текста ребята отмечают, что суффиксы субъективной оценки помогают передать состояние героя, его отношение к описываемому (суф. -ищ - значение увеличения передает состояние страха, -шик - презрение, смешанное с состоянием страха). Выслушав все высказывания, ребята приходят к выводу, что с помощью слов с суффиксами субъективной оценки в тексте предаются разнообразные эмоции: уменьшительность, ласковость, жалость, пренебрежение, презрение и насмешка. Эти слова являются одним из средств характеристики действующего лица.

Творческое задание, предложенное после проведенной работы: как бы описали Котофея Ивановича, ставшего воеводой в лесу, волк и медведь после того, как увидели его и очень испугались (прочитать ребятам конец сказки «Кот и лиса» ). Используйте в своей работе суффиксы субъективной опенки.

При изучении темы "Обращение” можно обратиться к басням И..А. Крылова «Демьянова уха». «Ворона и Лисица» (отрывки из этих басен используют как зрительные диктанты), где слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами служат средством речевой характеристики героев, определяют стилистическую принадлежность текста (разговорный стиль).

Таким образом, на занятиях по русскому языку целесообразно обращаться к художественным произведениям, изучающимся на уроках литературы.

Наблюдение над функционированием того или иного явления в тексте способствует более глубокому осознанию изучаемого материала.  Так, ещё одной из форм организации учебно-исследовательской деятельности может быть домашнее задание исследовательского характера. Например, анализ отрывка из рассказа И.С. Тургенева “Муму.”( Для чего, рассказывая о Капитоне, писатель постоянно прибегает к уменьшительно- ласкательным суффиксам?).

Постоянная работа над текстообразующими возможностями словообразовательных языковых средств, над их ролью в организации связного высказывания помогает учителю сформировать у учащихся приемы построении текстов, предупредить такие ошибки, как нарушение логичности, последовательности, связанности высказывания. Например:

(ЭП) Кобылица была, точно, дивная. Ростом невеликонька, в подобье арабской, но стройненькая. Головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие: бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые. (Н.С. Лесков)

Задание. Выделите этапное предложение - наиболее значимое для содержания предложение, несущее основной смысл (ЭП)

-Выпишите языковые средства, раскрывающие ЭП.

-В чем особенность их морфемного состава?

-Какой тип текста, создается благодаря этим языковым средствам?

В данном случае используется метод моделирования. Этот метод позволяет структурировать изучаемый материал, установить причинно–следственные связи, что облегчает путь познания и формирует целостное представление о языковом явлении.

В результате работы выстраивается такая схема текста:

Э.П.

существительные (значение целого – части: головка - глазок) с суффиксами субъективной оценки.        

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки, распространяющие существительные

сравнительные обороты

Все языковые средства данного текста служат одной цели -  создают описание животного. Суффиксы субъективной оценки передают авторское отношение, служат средствами характеристики.

Творческое задание: используя схему проанализированного текста, напишите сочинение- миниатюру  “Описание детеныша животного."

Итак, в результате исследования учащиеся не только овладевают умением вычленять из готового текста его языковую схему, но и осознают роль изучаемых языковых явлений в тексте, наполняют эту схему живым содержанием.  

Учебно-исследовательская деятельность,в отличие от проектной деятельности, не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один  из видов познавательной деятельности – играет важную роль в деле развития творческих способностей в процессе обучения.

Заключение.

В заключение следует сказать, что семантико-функциональный подход к изучению языковых единиц проходит через все разделы программы 5 класса. Для того, чтобы данный подход был реализован, в своей работе использовала различные способы организации познавательной деятельности: групповой, индивидуальный, коллективный. Наряду с различными способами применялись и технологии образования: игра, диалог, система творческих заданий, учебное исследование, проблемное обучение. Проведённая работ дает следующие результаты.        

1. Морфемный и словообразовательный разбор ведется осознанно, а не схематично.

2. Это, в свою очередь, обеспечивает и формирование орфографических

навыков (от смысла к правильному написанию).

Тексты строятся более осознанно, т.к. постоянно ведется работа на текстообразующими  возможностями языковых средств.

4. Данный подход позволяет создать условия, когда можно одновременно работать над лексикой, морфологией, синтаксисом и словообразованием, т.к. семантика объединяет различные средства языка. Это обеспечивает постоянное повторение на основе смыслового анализа.

Таким образом, внимание к семантике и функционированию словообразовательных средств оказывает положительное виляние на речевое развитие учащихся, т.к. вырабатывается умение свободно и правильно использовать возможности языка для более четкого выражения мысли. При этом работа над словом (его составом, словопорождающими возможностями, семантикой и функционированием морфем) становится, с методической точки зрения, результативной, потому что проходит через все разделы программы, проводится в течение всего периода обучения языку. Тогда язык предстает перед учащимися не в виде обрывочных сведений, не как нечто разрозненное, а как единая связанная система, формирующая и целостное представление о мире.

В результате этой работы создается мотивация учебной деятельности - не в общих словах, а конкретных проявлениях того, как интересно, поучительно совершенствовать свои знания в области языка и речи, как жизненно важно - уметь свободно пользоваться родным языком в различных видах, формах речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выразительные словообразовательные средства русского языка" ________________________________________

Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными наизобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепле...

Урок русского языка в 10 классе профильного уровня на тему "Словообразовательные средства языка"

Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенным...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...

Выразительные словообразовательные средства

Урок русского языка "Выразительные словообразовательные средства"....

Выразительные словообразовательные средства

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Выразительные словообразовательные средства"...

Словообразовательные средства выразительности русского языка.

Конспект урока в 10 классе по теме "Словообразовательные средства выразительности русского языка"....

Исследовательская работа На тему: ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКИХ ГАЗЕТ).

Исследовательская работа На тему:  ТЕНДЕНЦИИ   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   СРЕДСТВ    В  СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ  ЯЗЫКЕ(...