Выразительные словообразовательные средства
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Сумина Светлана Юрьевна

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Выразительные словообразовательные средства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovoobraz._sreva_vyr-ti.ppt192.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства

Слайд 2

Способы словообразования : Морфологические Приставочный ( по темнеть-темнеть) Суффиксальный (река - реч ушк а) Приставочно-суффиксальный ( со един я ть – единый) Бессуфиксный (переход – переход и ть) Сложение (лед о кол- лёд, колоть; диван- кровать, МГУ) Неморфологический Переход одной части речи в другую (вкусное мороженое – сущ.; мороженое- прил. мясо)

Слайд 3

Тест по теме «Способы словообразования» (задание ЕГЭ В1) 1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. 2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: « Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» «За то, что я не сирота» . 3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ 4. Укажите способ образования слова РАЗРАБОТКА 5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ 6 . Укажите способ образования слова КГУ

Слайд 4

Проверь себя : 1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. ( со врем енн ом- время) 2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: « Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» «За то, что я не сирота» . ( про шептал - шептал) 3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ - ОТКАЗ А ТЬ (бессуфиксный) 4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТ К А - РАЗРАБОТАТЬ (суффиксальный) 5. Укажите способ образования слова ПОД РИСОВАТЬ (приставочный) 6 . Укажите способ образования слова КГУ (сложение )

Слайд 5

Критерии оценивания Оценка « 3 »- 3 правильных ответа Оценка « 4 »- 4-5 правильных ответов Оценка « 5 »- 6 правильных ответов Оценка « 2 »- менее 3 правильных ответов

Слайд 6

Осложнённое списывание Текст: А) Я пр…обрел книжонку сказал мой с… беседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с…беседник. Б)Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б. Тимофеев) Задание к тексту: Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.

Слайд 7

Проверь себя Я при обрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пре небрежительно,- возмутился я. Что вы, но ведь она тоненькая и формат не большой, - ответил мой со беседник.

Слайд 8

Ответьте на вопросы: 1. Какая разница в значении слов « книжечка » и « книжонка »? 2. Благодаря чему изменилось значение слова? 3. Выполните морфемный разбор слова: собеседник 4. Определите значение морфем в данном слове: Приставки Со- Суффикса -ник

Слайд 9

Проверь себя: 1. Книж онк а - онк - пренебрежительное отношение 2. Значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки ……………………………………………………… .. 3. Со – прист .,бесед- корень , ник – суфф ., окончание нулевое книж- корень , онк – суффикс ., а - окончание 4. Со бесед ник Со- - вместе(сокурсник, сотрудник, сочувствие, соучастие…); -ник - лицо (проводник, отличник, сокурсник…).

Слайд 10

Выразительные словообразовательные средства Уменьшительно-ласкательные суффиксы. ЕЦ (мороз ец ), ИК (стол ик ), ИШК (брат ишк а), К (нож к а), УШК (баб ушк а), ЧИК (колоколь чик ) ЕНЬК (сине ньк ий) Увеличительно-неодобрительные суффиксы ИЩ (дом ищ е), ОНК (старуш онк а) ………………………………………… ... Элемент торжественности вносит приставка ВОС ( вос требовать, вос ходить) Если добавить приставку ДО - к глаголу бегать: добегаться , то слово приобретёт значение доведение действия до отрицательного состояния ………………………………………………… . Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно – непринуждённый тон

Слайд 11

Значение суффиксов субъективной оценки Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки: вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения.

Слайд 12

Образуйте слова СНАЧАЛА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, А ЗАТЕМ С ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ I вариант с уменьшительно-ласкательным значением II вариант с пренебрежительным значением. Шапка Собака Одежда Лодка Дом Составьте предложение с одним из слов.

Слайд 13

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАПОЧКА СОБАЧКА ОДЁЖКА ЛОДОЧКА РУБАШЕЧКА ДОМИК ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАПЧОНКА СОБАЧОНКА ОДЕЖОНКА ЛОДЧОНКА РУБАШОНКА ДОМИЩЕ

Слайд 14

Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. ( М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы) С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?

Слайд 15

Ответы: Мам еньк а, изб ушк е, свеч к а, лучин ушк а, чай к у, кофей к у, лапт ишечк и, пуст еньк их. Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, лелейность, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество.

Слайд 16

Выборочный диктант Запишите слова с суффиксами субъективной оценки. Объясните, с какой целью автор использует их в произведении?

Слайд 17

Текст диктанта Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. ( И. С.Тургенев «Отцы и дети»)

Слайд 18

Ответы: В комнат к е, мыш онок , в нор к е, губ к ами, руч к ами, звер ек . Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям .

Слайд 19

Домашнее задание: Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки

Слайд 20

Подведение итогов урока Какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке? вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выразительные словообразовательные средства русского языка" ________________________________________

Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными наизобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепле...

Урок русского языка в 10 классе профильного уровня на тему "Словообразовательные средства языка"

Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенным...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...

Выразительные словообразовательные средства

Урок русского языка "Выразительные словообразовательные средства"....

Словообразовательные средства выразительности русского языка.

Конспект урока в 10 классе по теме "Словообразовательные средства выразительности русского языка"....

Статья "Семантика словообразовательных средств как смыслообразующий элемент текста".

Роль словообразовательной семантики смысловой организации текста....