Статья "Формирование этнокультурной компетенции при изучении темы "Имя прилагательное" в 6 классе"
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Левашова Наталья Викторовна

Этнокультурная компетенция является важной составляющей в формировании  и развитии  личности. В статье описаны темы и виды учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы "Имя прилагательное".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурная  компетенция - важный фактор воспитания толерантной личности, человека межнациональной культуры, знающего национальные культуры, умеющего ценить их достижения и вносить посильный вклад в их сохранение и развитие.

Изучение культурных традиций, в том числе народных промыслов поможет создать условия для формирования языковой личности, испытывающей сознательную потребность в межнациональном общении, обладающей этнокультурной компетенцией.

Под этнокультурной компетенцией следует понимать свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

На уроках русского языка средством формирования этнокультурной компетенции стали тексты культурологического содержания. Изучая тему «Имя прилагательное», учащиеся 6 класса знакомятся с русскими народными промыслами (холмогорская резьба по кости, вологодское кружево, дымковская игрушка, городецкая роспись,  палехская, мстерская, холуйская лаковая миниатюра, павловские платки, богородская резкая игрушка, филимоновская и каргопольская игрушка, ростовская финифть, скопинская керамика, жостовские подносы, хохломская роспись), народным искусством коми и декоративно-прикладным искусством Германии. Предлагаемые учащимся тексты преследуют реализацию нескольких воспитательных целей: формируют чувство прекрасного, расширяют кругозор, учат беречь культурные ценности, уважать национальные культуры.

Работа с текстами носит комплексный характер. Учащимся предлагаются такие традиционные задания¸ как вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания, объяснить расстановку знаков препинания, выписать слова с пропущенными буквами, привести примеры на определенные орфограммы, найти однокоренные слова и формы одного и того же слова, сделать различные виды разборов и т.д.  

Кроме того, в учебной деятельности  заложена идея опережающей подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе в новой форме. Систематическая работа с публицистическими и научно-популярными текстами формирует у учащихся навык глубокого и точного понимания содержания текста, постижения его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа, опознавание изученных средств выразительности речи.

Недеформированные тексты позволяют сформулировать задания по орфографии, синтаксису и пунктуации, аналогичные типовым тестовым заданиям на экзамене по русскому языку в новой форме.

Игровые моменты, задание «Четвертое лишнее», упражнение «Зоркий глаз», богатая наглядность, использование информационно-коммуникационных технологий формируют интерес к изучению русского языка, развивают мыслительные и творческие способности учащихся.

Предусмотрены различные формы организации урока: фронтальная,  индивидуальная, парная, коллективная; формы промежуточного контроля: тесты, буквенный диктант, работа с перфокарточками. Запланирована работа по таким способам обработки научного материала, как составление конспекта и алгоритма.

Учащимся предложены следующие творческие работы: сочинение-миниатюра, изложение-миниатюра, сочинение-описание дымковской игрушки. Кроме того, учащиеся готовят выразительное чтение текстов, расширяют свой лексикон, знакомятся с орфоэпическими нормами.

Таким образом, благодаря подбору текстов, знакомящих учащихся с национальными культурами, комплексной работе с данным материалом, можно добиться оптимального сочетания «приятного с полезным»: создавать условия, с одной стороны,  для изучения русского языка, а с другой – для формирования этнокультурной компетенции учащихся.

Урок 2. Повторение изученного в 5 классе по теме

«Имя прилагательное»

(Правописание имен прилагательных,

роль прилагательных в тексте)

Цель: повторение правописания имен прилагательных, определение роли прилагательных в тексте.

I. Сообщение темы урока. Формулирование целей и задач урока.

II. Знакомство с палехской лаковой живописью.

Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества, спасаясь от набегов вражеских орд, пришли люди. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли. Поэтому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.П1

Палешане славились как искусные иконописцы. Новую славу Палеху принесло искусство миниатюрной лаковой живописи на шкатулках из папье-маше.

Мучным клейстером промазывают полосы тонкого картона и накручивают слоями на деревянную чурку, именуемую формой. Чурок много, все они разные. Затем «слоенка» попадает под пресс. Далее сушка, пропитка льняным маслом и снова сушка. П2

Получаются бесшовные трубки – заготовки для шкатулок. Далее шкатулки шлифуют, грунтуют особой глиной, растертой с сажей и льняным маслом, лакируют. Черным лаком – снаружи, красным – внутри.

Затем шкатулки расписывают. Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по синему морю плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца… Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще тонкими, прозрачными слоями – «плавью».П3

 Готовые изделия покрывают прозрачным лаком. Наконец, их обрабатывают тончайшим порошком белого ила и бархатом.

Работа с текстом. 

Палех, палешане… Даже слова эти казались издавна необыкновенными. Представлялось некое царство, где волшебники в тени дубов колдуют над коробочками, зажигают на крышках разноцветье картин, оплетают узорочьем. П4

Кто хоть раз видел палехскую шкатулку, уже никогда ее не забудет. Всю жизнь просияет она в глазах видением с детства знакомой сказки, заворожит дворцами, стремительно летящими конями, лесами с лешими в ветвях невиданных деревьев. Взволнует битвой предков за землю Русскую. Пленит первозданной свежестью красок, прекрасно сочетающихся одна с другой и с фоном, тонкостью рисунка, изысканностью отделки.      

1. Познакомьтесь с текстом. Получили ли вы яркое представление о палехской шкатулке? Почему?

2. Переверните карточки и подготовьте выразительное чтение текста.

(1)Палех, палешане… (2)Даже слова эти казались издавна необыкновенными. (3)Представлялось дремуч.. царство, где добрые волшебники в тени могуч.. дубов колдуют над аспидно-черными коробочками, зажигают на крышках ярк.. разноцветье диковинных картин, оплетают золотым узорочьем. П6

(4)Кто хоть раз видел знаменитую палехскую шкатулку, уже никогда ее не забудет. Всю жизнь просияет она в глазах живым видением с детства знакомой сказки, заворожит фантастическ.. дворцами, стремительно летящими конями, дик.. лесами с лешими в ветвях невиданных деревьев. (5)Взволнует яростн.. битвой предков за землю Русскую. (6)Пленит первозданной свежестью красок, прекрасно сочетающихся одна с другой и с фоном, простым и благородным, тонкостью рисунка, изысканностью золотой и серебрян.. отделки.  

3. Что изменилось? Какова роль прилагательных в тексте?

4. Озаглавьте текст. Что – тема текста или основная мысль - нашло отражение в вашем заголовке?

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дикий» (предложение 4)?

1) необычайный        2) странный

3) грубый                   4) нехоженый

6. Замените слово ДИКОВИННЫЙ  из предложения 3 синонимичным, не имеющим стилистической окраски (стилистически нейтральным).

7. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

8. Замените словосочетание ПАЛЕХСКУЮ ШКАТУЛКУ (предложение 4)¸ построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.  

Представлялось дремуч.. царство,(1) где добрые волшебники в тени могуч.. дубов колдуют над аспидно-черными коробочками,(2) зажигают на крышках ярк.. разноцветье диковинных картин,(3) оплетают золотым узорочьем.

10. Докажите, что слово добрые – имя прилагательное.

11. Индивидуальное задание. Сделайте фонетический разбор слова дремучее.

III. Работа с форзацем учебника. Какие правила посвящены правописанию имен прилагательных?

1. Орфограмма №19. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных?

Задание: выпишите прилагательные с пропусками с существительными, к которым они относятся, прокомментируйте правописание слов.

2. Орфограмма №18. От чего зависит выбор о-е после букв шипящих звуков в окончаниях имен прилагательных?

Задание «Выбери букву».              

В большом городе, с лучшй подругой, хорошго урожая, в дремучм лесу, около пахучго шиповника.

3. Орфограмма №20. Как пишутся имена прилагательные с основой на букву шипящего звука?

Упр. 250.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Упр. 249.

Справочное бюро.

Папье-маше. Легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея¸ крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования.

Аспид. Разновидность горного сланца.

Миниатюра. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. 3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы. 4. Изящное изделие очень маленького размера. 

Темпера. 1. Краски, растертые на эмульсии. 2. Картина, выполненная такими красками.

Урок 3. Степени сравнения имен прилагательных.

Сравнительная степень

Цель: образование сравнительной степени имен прилагательных.

I. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка упр.249.

II. Знакомство с федоскинской лаковой живописью.

Это Федоскино, также миниатюрная живопись на папье-маше.

«Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?.. Заслышали с вышины знакомую песню, разом и дружно напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…» - так описывал Н.В.Гоголь лихую русскую тройку. Вспоминаются эти слова, когда любуешься живописными миниатюрами на шкатулках из Федоскино.

Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и, кажется, слышится веселый смех. Можно увидеть праздничные гуляния, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты старинных русских городов, милые, скромные пейзажи родной сторонки. Золотом горят осенние листья, стелется туман над озером или светятся пушистые снега. Сколько красоты и поэзии! 12

Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра. И тогда кажется, что миниатюра светится.

Работа с тестом.

(1)В и..ку..тве федоскинских живописц..в находят отр..жение сказоч..ные былинные исторические песенные сюжеты п..йзажи Подмосковья и темы современной действительности.

(2)Лихие русские тройки с нарядными с..доками, мч..щиеся по заснеженным просторам,  - самый любимый сюжет м..стеров из Федоскино.  

131416

1. Подготовьте выразительное чтение текста.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире.

3. Замените словосочетание ПЕЙЗАЖИ ПОДМОСКОВЬЯ (предложение 1)¸ построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

4. Найдите контекстуальные синонимы.

5. Индивидуальное задание.

Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слова отражение.

III. Сообщение темы урока. Формулирование целей и задач урока.

IV. Объяснение нового материала.

Сравним: любимый сюжет и самый любимый сюжет. Какие признаки обозначают прилагательные любимый и самый любимый? Во втором словосочетании прилагательное употреблено в степени сравнения.  

С. 97. Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? На что указывают прилагательные в сравнительной степени? Сегодня мы знакомимся со сравнительной степенью прилагательных.  

В процессе объяснения учителя учащиеся составляют конспект.

Сравнительная степень

простая

составная

основа начальной формы прилагательного + -ее (-ей), -е,

-ше

любимый → любимее

чистый → чище ст||щ

тонкий → тоньше

малый – меньше

плохой – хуже

хороший – лучше

падеж, число, род

более + начальная форма прилагательного

более чистый

падеж, число, род

Эта задача легче (сказуемое).

Мы решили более легкую (определение) задачу.

Образуйте формы сравнительной степени прилагательных лихой, русский, нарядный. Все ли прилагательные образуют степени сравнения?

V. Закрепление материала.

Упр. 259.

С.98. Упр.261.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, упр. 260.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка

Статья-обзор по формированию этнокультурной компетенции на материале местной топонимии....

Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичн...

Формирование этнокультурной компетенции

Этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и ...

Диагностика "Определение уровня сформированности этнокультурных компетенций учащегося"

Данный материал являетсмя одним из результатов работы региональной инновационной площадки "Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...