Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
методическая разработка по русскому языку по теме

Троценко Илья Николаевич

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самостоятельных работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_po_kulture_rechi.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 

«Медицинский техникум № 2»

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

____________   Анненко Л.Г.

«___»_____________2017г.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов

дисциплины

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

по ППССЗ

специальности 34.02.02  «Медицинский массаж»

базовая подготовка

Квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

Форма обучения: очная.

Профиль получаемого профессионального образования:    

естественнонаучный

СОГЛАСОВАНО:

Методист СПб ГБПОУ «МТ №2»

____________   /Зобнина И.А./

«___» _________2017г.

Председатель ЦМК

_____________   /Белова Н.М./

«___»__________2017г.

Санкт-Петербург – 2017 г.

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

____________________/Л.Г. Анненко/

 «____»__________________2017 года

Данные методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Русский язык и культура речи». Задача данного пособия – дать основные установки для выполнения самостоятельных работ.

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Медицинский техникум №2»

        Разработчик: Троценко И.Н.

Методические рекомендации по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы по Русскому языку и культуре речи рассмотрены на заседании педагогического совета

Протокол № __ от _______2017 г.


Самостоятельная работа № 1.

Работа с темой реферата.

Из учебника В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи» выбрать тему для реферирования (стр. 240). Согласно выбранной теме найти материалы в библиотеке и сети Интернет. Составить библиографический список. Внутри учебной группы темы не должны пересекаться.

Самостоятельная работа № 2.

Работа над рефератом.

Оформить титульный лист. Написать введение к реферату. Указать актуальность реферативного исследования, обозначить цель и задачи исследования. Учитывая цели и задачи, поставленные во введении к реферату, приступить к написанию 1 и 2 глав реферата. Обязательно применять цитирование. Рядом с цитатой указывать номер источника из списка использованной литературы.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». С. 226-238.)

Самостоятельная работа № 3.

Подготовиться к контрольной работе.

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на построение фонетических транскрипций, выучить специальные значки для записи транскрипции. Выучить орфоэпический минимум (используйте материал задания Самостоятельной работы № 4).

Самостоятельная работа № 4.

Фонетический разбор слов с указанием сложных случаев произношения.

В следующих словах, пользуясь при затруднениях орфоэпическим словарём, расставьте ударения в соответствии с нормами орфоэпии.

Алфавит, алфавитный, агент, баловать, балую, балуясь, бензопровод, была, было, не был, не была, взяты, взята, ворота, газопровод, диспансер, договор, добела, звонить, звонишь, звонит, звонят, звоните, завидно, заперлась, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, мельком, намерение, нефтепровод, облегчить, партер, повторит, положил, положишь, положила, прибывший, подкралась, принялась, путепровод, сантиметр, свёкла, создал, средства, средствами, углубить, углубишь, ходатайствовать, цемент, шофёры, щавель.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». §§4.1-4.3)

Самостоятельная работа № 5.

Анализ словарей.

Из толкового словаря С.И. Ожегова выпишите словарные статьи к пяти словам (на выбор) и проанализируйте их структуру. Обозначьте компоненты словарной статьи и укажите, какую функцию они выполняют.

Сравните орфографический, орфоэпический словари и словарь синонимов. Укажите их различия и объясните их функцию.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». §§6.1-6.6)

Самостоятельная работа № 6.

Подготовиться к контрольной работе.

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на виды лексических и фразеологических ошибок и способы их устранения.

Самостоятельная работа № 7.

Анализ фразеологических ошибок.

В следующих фразеологизмах укажите вид ошибок и дайте рекомендации к их исправлению.

Не маленький – пора уж за свой ум браться; хоть об стенку бейся; мать Татьяны в свободное время сама брила лбы своим крестьянам; всё возвращается на спирали своя; язык не поднимается говорить об этом; не за горой тот день, когда мы окончим школу; ругали меня на чём свет стоял; больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки; нельзя сидеть сложив руки; он в таких делах съел собаку; Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят; я чуть не лопнул со страху; он хотел пить как резаный.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 13.)

Самостоятельная работа № 8.

Морфемный и словообразовательный разбор. Источник по выбору учащегося.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите один абзац (около 20-25 слов) и выполните морфемный разбор всех знаменательных частей речи. Обязательно укажите в каждом слове основу. Укажите способ словообразования.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». §§11.3)

Самостоятельная работа № 9.

Морфологический разбор и подготовка к защите реферата.

Используя отрывок из текста, подготовленный вами к самостоятельной работе № 8, выполните морфологический разбор всех частей речи из этого отрывка. План морфологического разбора смотри в памятке к «Практическому занятию №2».

Подготовьте ваш реферат к защите. Составьте план вашего выступления (5-7 минут). Если испытываете затруднения с терминами, сделайте себе карточки-шпаргалки, в которых укажите значения терминов. Отрепетируйте дома ваше выступление.

Самостоятельная работа № 10.

Составить словарь терминов по теме «Синтаксис» и подготовиться к контрольной работе по теме «Морфология».

Словарь должен содержать определения следующих терминов: синтаксис, предложение, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, осложненное предложение, управление в словосочетании, примыкание в словосочетании, согласование в словосочетании, определение, обстоятельство, дополнение, подлежащее, сказуемое, составное именное сказуемое, прямое дополнение.

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на виды морфологических ошибок и способы их устранения.

Самостоятельная работа № 11.

Синтаксический разбор предложения и подготовка к контрольной работе.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите абзац (приблизительно 7-8 предложений) и выполните синтаксический разбор предложений.

План синтаксического разбора.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

1. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

2. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

3. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

4. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

5. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

1. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

3. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 16)

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на виды синтаксических ошибок и способы их устранения.

Самостоятельная работа № 12.

Анализ орфограмм из отрывка текста и подготовка к контрольной работе.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите несколько абзацев (приблизительно 30 слов) и выполните анализ слов, в которых реализуются изученные вами орфограммы. Укажите вид каждой орфограммы.

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на виды орфограмм и правила правописания.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 12)

Самостоятельная работа № 13.

Анализ пунктограмм из отрывка текста и подготовка к контрольной работе.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите абзац (приблизительно 10 предложений) и выполните пунктуационный анализ, указывая условия постановки всех знаков препинания, встречающихся в отрывке.

Используя материалы лекции, учебное пособие В.Н. Руднева и Л.А. Введенской (дополнительно) подготовиться к выполнению контрольной работы. Особое внимание обратить на виды пунктограмм и правила постановки знаков препинания.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 15)

Самостоятельная работа № 14.

Стилистический анализ текста.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите примеры на все функциональные стили русского языка. Выполните анализ отрывков, указывая языковые особенности, присущие каждому стилю.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 5)

Самостоятельная работа № 15.

Определение типов речи.

Из любого литературного произведения на ваш выбор выпишите примеры на все типы речи. Выполните анализ отрывков, указывая языковые особенности, присущие каждому типу речи.

(Учебник В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи». Тема 5)

Самостоятельная работа № 16.

Подготовиться к зачету.

В учебнике В.Н. Руднева «Русский язык и культура речи» обратить внимание на перечень вопросов к зачёту (стр. 238). Повторить пройденный материал. Составить план-схему ответа на каждый вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

В работе представлены методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».Методические рекомендации  предназначены для обучающихся по специал...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01.03 (о) Физическая культура

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫДИСЦИПЛИНА ОДБ.01.03 (о) Физическая культураДанные методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студент...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ", "ПАРИКМАХЕР"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04.Художник по костюму, 43.01.02.  Парикмахер на базе основного общего образования с  получением средн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.01 Русский язык

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведе...