Система занятий для подготовки к тестовой части ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Буянтуева Олеся Николаевна

В папке представлено только первое занятие. Желающие Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zadanie_1_informatsionnaya_obrabotka_teksta.zip75.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. Информационная обработка текстов

Задание №1  предполагает выявить, насколько выпускник понимает суть текста,  его основную мысль ( основную и дополнительную информацию), может отвлечься от второстепенного, владеет навыками сжатия текста.

На сегодняшний день поток информации растёт постоянно. Поэтому умение найти основную мысль текста, понять, какова цель автора, написавшего текст, - одно из важнейших и для школьников, и для студентов, и для всех, кто связан с изучением или ознакомлением большого потока информации.

Модель задания предполагает выбор такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Вам необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Примерная формулировка задания: 
В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В задании предлагается прочитать текст, понять его основную мысль и выбрать несколько вариантов ответа, наиболее точно отражающих  главную информацию прочитанного текста.

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку: 

1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.
4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.

Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).

Пример задания 1. Прочитайте текст. 
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 

Как размышляем?

Попробуем сжато пересказать текст: Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.

Размышляем  при пересказе!

Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, правильный ответ № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Подсказка!

За это задание дается 2 балла. Ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом.

Подсказка!

 Вывод (ответ на вопрос) заключен (чаще! но не всегда) либо в первом, либо в третьем предложении текста. Нашли, а потом ищем похожее предложение.

  • Сопоставим пересказ с вариантами:
  • в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири, а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
  • второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
  • в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.
  1. Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание; ( акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит)
    2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
    (Здесь только  часть главной мысли, но не всё, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем)
    3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства
    .(Подсказка! Это сложное предложение! Одно предложение должно быть сложным! Хотя и 2 предложение тоже сложное, но благодаря этой подсказке мы можем исключить простые предложения )
    4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства
    .(Есть лишняя информация, которой нет в тексте)
    5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. (Подсказка! Второе предложение с причастным оборотом Хотя и 1 предложение тоже с причастным оборотом, но благодаря этой подсказке мы исключаем сложные предложения и простые без причастных оборотов)

Следовательно, верный вариант ответа — 3,5.

Проверим! Третий ответ – это сложное предложение. Пятый ответ – предложение с причастным оборотом.

Памятка  для учащихся        

1.Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.

2.Помните, что в ответе должно быть два номера.

3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа, для этого внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а  в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?

3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми.

4. Убедитесь, что два варианта ответа выбрали верно, что именно в них содержится главная, основная мысль текста. Только после этого запишите обе цифры в бланке ответов.

 Потренируйся (задание, которое напечатано в папках ученика)

Задание из демоверсии 2018 года

Сначала пусть самостоятельно сделают, затем разобрать.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием  непрекращающейся  борьбы  за  существование  в  мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть  приспособленными  к  конкретным  условиям  обитания. (3)<…>  они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Укажите  два  предложения,  в  которых  верно  передана  ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)  Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,

а отбирающим фактором – деятельность человека.

2)  В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)  Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания,

имеют  больше  шансов  выжить  в  результате  естественного  отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4)  В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных  из  поколения  в  поколение  постепенно  накапливаются признаки, полезные для человека.

5)  Вследствие  непрекращающейся  борьбы  за  существование  выживают

и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

Ответ: 2, 3 (Подсказка частично действует! Как видим, одно предложение сложное, другое – с причастным оборотом)

 Потренируйся

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

 1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно, потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен.

3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.

 4) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.

5) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.

Ответ: ___________________________

        

 Потренируйся

1. Прочитайте текст.

Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.  

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.

2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.

3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.

4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 

Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».Метод проекта получи...

Система упражнений по подготовке к написанию части С

Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...

Памятка для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку

Материал содержит алгоритмы и основной теоретический материал для решения каждого задания. В памятке приведены разные формулировки заданий одного типа, а также примеры из заданий актуальной базы ...

Система работы по подготовке к устной части ОГЭ

Данная статья содержит материал, который позволяет выработать навыки беглолго чтения, что впоследствии позволит существенно увеличить продуктивность любой работы, связанной с получением новой информац...

Подготовка к тестовой части ОГЭ по русскому языку

Подборка материала для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку....

Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»

В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на  основополагающих разделах ли...