Орфоэпические нормы русского литературного языка
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок русского языка  по формированию речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_orfoepiya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Цель урока:

  • Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

Задачи:

  • Осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
  • Отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;
  • Поработать над интонированием и артикуляционной четкостью речи через ролевую игру.

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

                                    Стихотворение В.ГРОМОВА

«Шутка»

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

3.Целеполагание. Определение темы урока

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

4. Проблемная ситуация

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?

- Между тем многие из нас, не говоря уже о людях известных, политиках например, совершенно не умеют говорить. Публичное выступление превращается в кошмар для слушателя. А ведь все мы хотим быть услышанными и понятыми. Поэтому владение литературным языком является признаком культурного человека, способного к общению в разных сферах деятельности. Расставьте ударения в словах.

Работа по карточкам.  

5.Открытие нового знания

 Беседа с демонстрацией орфоэпических словарей .

За последние десятилетия вместе с работой по упорядочению правописания проведена большая работа по упорядочению произношения. Сводка важнейших правил литературного произношения приложена к "Толковому словарю русского языка" Д. Н. Ушакова, а в самом словаре даются необходимые указания ко многим словам. Такие же указания находим в "Словаре русского языка", составленном С. И. Ожеговым. В 1951 г. была издана брошюра-словарь "В помощь диктору" под редакцией К. И. Былинского с указанием ударений в словах с неустойчивым произношением. На ее основе был создан "Словарь ударений для работников радио и телевидения" (1960, 6-е изд. М., 1985; около 75000 слов).

В 1955 г. был издан словарь-справочник "Русское литературное произношение и ударение" под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержавший около 50000 слов (2-е изд. М., 1959; около 52000 слов). В 1983 г. вышел в свет "Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы" (авторы С. Н. Борунова и др., под ред. Р. И. Аванесова; 2-е изд. М., 1985). В словаре содержится около 63500 слов, разработаны системы нормативных указаний, введены запретительные пометы. Небольшой "Словарь произношения, ударения и формообразования" имеется в книге Л. И. Скворцова "Правильно ли мы говорим по-русски?" (см. § 48). В нем дается нормативное ударение и произношение, отмечаются допустимые произносительные варианты, приводятся запретительные пометы.

В 1997 г. был издан "Словарь ударений русского языка" /Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва, а также "Словарь трудностей русского произношения" /М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. В словаре даны варианты с пометами: допустимо, допустимо разговорное, допустимо устаревающЕс.

5.1. Составление алгоритма работы со словарём

5.2  Проверка работы по карточкам по словарю.

5.3  Самостоятельное изучение темы, выполнение практического задания

5.4. Выступление обучающихся.

6. Подведение итогов.

Тестирование

7.Рефлексия

8. Домашнее задание

9. Оценки

Карточка №1

  • А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.
  • У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
  • Мои намЕрения не изменились.
  • А где у вас мусоропровОд?

Карточка №2.

  • ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.
  • Выбери товар по каталОгу.
  • Розничные цены зависят от оптОвых.
  • Когда же наконец включАт свет?

Карточка №3.

  • Я в этой афЕре участвовать не буду!
  • Он получает хорошие дивиденДы.
  • УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.
  • Здесь необходимо экспЕртное заключение

Карточка №4.

  • Кусочек тОрта остался на протИвне.
  • БАрмен приготовил вкусный коктейль.
  • Меня принУдили к этому.
  • Сотрудника решили премировАть- и премировАли.

Каротчка №5.

  • Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.
  • Ваше ходАтайство отклонено.
  • ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.
  • Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.

Карточка №1

  • А что это мне никто не звонит? Сейчас же выйди из Сети.
  • У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
  • Мои намерения не изменились.
  • А где у вас мусоропровод?

Карточка №2.

  • Договор с вами заключат в конце следующей недели.
  • Выбери товар по каталогу.
  • Розничные цены зависят от оптовых.
  • Когда же наконец включат свет?

Карточка №3.

  • Я в этой афере участвовать не буду!
  • Он получает хорошие дивиденды.
  • Уставный капитал предприятия превышает миллион рублей.
  • Здесь необходимо экспертное заключение

Карточка №4.

  • Кусочек торта остался на противне.
  • Бармен приготовил вкусный коктейль.
  • Меня принудили к этому.
  • Сотрудника решили премировать- и премировали.

Каротчка №5.

  • Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу.
  • Ваше ходатайство отклонено.
  • Обеспечение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.
  • Они балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными.

                    Орфоэпический словарик

агЕнт

алфавИт

апострОф

арЕст

асимметрИя

баловАть(ся) бАрмен

бесОвщина

блАговест

вАловые

валОм вАлит

вероисповЕдание

верховЕнство вЕчеря

гЕнезис

граждАнство

гротЕсковый

дефИс

диоптрИя

диспансЕр

дОгмат

дрЕвко

духовнИк

жалюзИ

жерлО

завИдно

знАмениЕ

изЫск

Иконопись

иконопИсец

исчЕрпать

каталОг

кладовАя

коклЮш

кремЕнь

кУхонный

мАркетинг

мастерскИ

мЕльком

многочасовЫе мусоропровОд намЕрение

нЕнецкий

непроторЁнный

несказАнно

нефтепровОд

новорождЁнный

обеспЕчение обесцЕнить

облегчИть

односостАвное

оптОвый

освЕдомиться

Отзыв (на рукопись)

отзЫв (депутата)

откУпорить

отчАсти

пАмятуя

пИхта

повторЁнный

предвосхИтить

принУдить

разгосударствлЕние

санитарИя

свЁкла

слИвовый (джем)

скрОенный

созЫв

сосредоточЕние

срЕдства

столЯр

торгИ

танцОвщица

травянИстый

углубИть

украИнский умЕньшить

упрОчение

устАвный

факсИмиле

феЕрия

фенОмен (явление)

фетИш

хвОя

хлОпковое

ходАтайство христианИн

ценовАя

шассИ

щавЕль

экспЕрт

языковАя (норма)

языкОвая (колбаса)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Данный материал представляет учебное пособие по теме "Орфоэпические нормы русского литературного языка". Может быть использован для проведения учебных занятиий в средне-специальных учебных заведениях,...

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Методическая разработка "Ударение. Отработка основных орфоэпических норм русского литературного языка (подготовка к ЕГЭ)"

При выполнении заданий материала  проверяются  и отрабатываются умения оценивать речь  с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.В данном ...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...