«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи русского языка»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;

развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать, развивать связную речь; воспитывать интерес к русскому языку и чувство прекрасного  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Класс: 6

Тема: «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи русского языка»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;

развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать, развивать связную речь; воспитывать интерес к русскому языку и чувство прекрасного  

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте расскажем им о том, какие вы ученики. Для этого попробуйте подобрать слова, которые будут характеризовать вас как учеников. (старательные, любознательные, настойчивые, внимательные, дисциплинированные, умные).

Можно ли объединить эти слова по какому-либо признаку?

2.Сообщение темы и цели урока.

 Тема нашего урока «Имя прилагательное». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.

Чтец

Сильно любознательное

Имя прилагательное.

В чем предметов-то секрет?

На вопрос дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Теплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

У нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное».

3. Блиц-опрос

-

Вопросы: 1)Что такое имя прилагательное?

                  2)Что обозначает имя прилагательное?

                  3)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

                  4)Как изменяется имя прилагательное?

                  5)Какую роль имя прилагательное выполняет в предложении?

4.Работа с текстом.

(работа в парах)

-Какова роль имён прилагательных в речи? (Украшают нашу речь, делают её более образной и привлекательной.)

-Сейчас вам нужно будет украсить текст именами прилагательными.

Весна.

Пригрело ___________ весеннее солнышко. На __________ полянке начал

таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ____________ ручеёк, наполнил

до краёв ___________ лужу. Перелился через край и дальше в лес побежал.

-Прочитайте, что у вас получилось.

5. Синтаксический разбор предложения.

-Итак, мы отправляемся в путь. Наша 1-я станция «Синтаксическая».

- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?

Красивы и безбрежны степные просторы.

Удивительны и прекрасны снежные вершины гор.

-Какова же синтаксическая роль прилагательных в предложениях?

6. Степени сравнения имён прилагательных.

-Продвигаемся дальше и попадаем на станцию «Сравнительная». А что здесь интересного?

(работа по вариантам)

Образовать степени сравнения прилагательных.

1)Милый (Милее, более милый, милейший, самый милый)

2) Красивый (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)

-Проверим.

-Как образуются степени сравнения?

-А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный?

-А ведь ответ на этот вопрос помог перебраться на следующую станцию «Разрядную».

7.Определение разрядов имён прилагательных.

-Вспомним признаки имён прилагательных с помощью

игры «Конструктор».

(работа в парах)

-У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.

Игровое задание «Кто быстрее?»

Волчья пасть, оловянная ложка, зимний вечер, розовый закат, быстрая походка, золотой браслет, мамина книга, стальные нервы, петушиный крик, туманный взгляд

8.Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

-Следующая станция «Небольшая»

-Какая орфограмма живёт здесь?

(индивидуальная работа по карточкам)

Карточка № 1

(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

9. Правописание Е и О в суффиксах прилагательных.

-Продолжим наше путешествие и следующая станция называется «Оранжевая».

С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь?

-Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?

(работа с сигнальными карточками)

Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.

10. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.

-Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная»

Как вы думаете, что мы будем повторять?

(по цепочке у доски)

-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.

(Бледно)лиловый кустарник, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь, (юго)западный ветер, (железно)дорожная станция.

11. Н и НН в суффиксах прилагательных.

-Следующая станция «Закодированная»

Здесь поселились прилагательные с Н и НН.

Кодированный диктант.

Слово, которое я называю вы должны записать в виде Н или НН. К доске____

Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.

 (нн,н,н,нн,н,н,нн,нн,н). Взаимопроверка.

12. Морфологический разбор имени прилагательного.

Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическую».

-Какое задание здесь затаилось?

-Придумайте предложение. Чтобы в нём обязательно присутствовало имя прилагательное. И выполните разбор этого прилагательного.

13. Итог урока.

Итак, вот и подошло к концу наше путешествие.

Домашнее задание: Составить карточку-задание на две любые изученные орфограммы из нашей сегодняшней темы «Имя прилагательное».

14. Рефлексия урока

Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. Каким он был?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....

Предлог как часть речи. Русский язык. 7 класс.

Презентация к уроку по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи" состоит из нескольких тем. Презентация содержит схемы и таблицы по теории, тренировочные упражнения, слова из орфографического...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Прилагательное- самостоятельная часть речи

I. Максатлар:1.  Сыйфатларның нинди җөмлә кисәге була алуы турындагы кагыйдәгә чыгу, аны гамәлдә куллана белү.2.   Сыйфатларны кулланып, әдәби сөйләм формалаштыру күнекмәләрен үсте...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....