Самостоятельные части речи (глагол и прилагательное)
консультация по русскому языку (5 класс)

Мещерякова Марина Анатольевна

таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchekategorialnoe_znachenie_glagol.docx22.37 КБ
Файл vse_ob_imeni_prilagatelnom.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

В данной таблице постараюсь осветить все темы для изучения глагола.

По каждой теме буду давать подробные объяснения и задания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства  речи. ГЛАГОЛ.

1

Общее грамматическое значение

Обозначает действие

Читать книгу, решу задачу.

2

Основные формы глагола

Начальная форма глагола -инфинитив  (неопределенная форма) Что делать? Что сделать?

Строить, улыбаться, беречь

Настоящее, будущее и прошедшее время

Мы читаем, будем читать, читал.

3

Морфологические признаки

Постоянные : вид, возвратность, спряжение.

Непостоянные: наклонение,  время ,число, лицо или род.

4

Синтаксические признаки

Является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу.

Самолеты доставляют грузы.

5

Правописание НЕ  с глаголами

НЕ пишется раздельно

НЕ слитно(без НЕ не употребляется)

Не шуметь, не был., не поеду

Ненавидел , мне нездоровится.

6.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Инфинитив –неизменяемая форма глагола, от только называет действие.

Морфемный состав инфинитива:

– суффиксы ть, ти 

-чь входит в состав корня.

В инфинитиве выделяются суффиксы –а-,-и-,-ова-, -ну-

Учиться интересно. (не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число)

Простить, нести

 Спрячь

ЛетАть, пилИть, нарисОВАть, прыгНУть

Синтаксическая роль инфинитива

Чаще всего подлежащим или сказуемым.

Учить – ум точить.

7

Вид глагола. Образование видовых пар

Совершенный и несовершенный вид.

Вид определяется по вопросу.

Видовые пары:

Читал(нес.в.)-прочитал (сов.в.)

Решать (нес.в.) – решить (сов.в.)

Брать (нес.в.) –взять (сов.в.)

Несовершенный вид -что делать? –учить, петь, читать.

Указывают на продолжительность и повторяемость действий.

 Совершенный вид –что сделать?

Выучить, запеть, прочитать

Указывают на результат действия.

8.

 Переходные и непереходные глаголы

Переходные глаголы в В.п. без предлога

Непереходный глагол Р.П. и остальные падежи

Убрала (кого,что) комнату

Поет (кого, что) песню

Пришла из школы

Взбирается на дерево

9.

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь)-стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.

Собираюсь, строится, улыбаюсь.

Мальчик одевается.

Крапива жжется.

Дом строится каменщиками.

10

Наклонения глагола.

Три наклонения: изъявительное, условное, повелительное

Ученики решили задачу.-изъяв.

Ученики решили бы задачу.-услов.

Ребята, решите эту задачу!-повел.

Условное наклонение

Действие может произойти при определенных условиях.

Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и числам.

Читал бы. Пришел бы.

Частица БЫ с глаголами пишется

раздельно .

С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

Повелительное наклонение

Обозначает приказ, пожелание, просьбу, совершить какое-то действие. При выражении просьбы часто употребляется вводное слово пожалуйста.

Подай дневник!

Читай книгу.

Скажите, пожалуйста, который час?

Ребята, решите эту задачу!

Изъявительное наклонение

Обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам, числам, лицам и родам.

Читаю. Читал. Буду читать.

Ученики решили эту задачу.

11

 Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем . Время и вид тесно связаны с друг другом.

(решали, решают, будут решать)

Нес.вид –решал – решает -будет решать

Сов.вид- решил-решит

12

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

Нужно выучить наизусть таблицу спряжения.

Ко 2 спр –все глаголы на  -ить

                 четыре глагола на –ать

                  семь глаголов на –еть

к 1 спряжению все остальные глаголы на –ать,-оть,-еть, -уть и другие.

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения

алгоритм действий:

  1. Поставлю слово в неопределённую форму.
  2. Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
  3. Определю спряжение.
  4. Выберу нужную букву

Учится  (на –ить-2 спряжение)

Пишет  (на –ать 1 спряжение)

14

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица (поэтому они и называются безличными). В предложении всегда бывают сказуемым.

Смеркалось. Вечереет . Ребенку не спится.

15

Морфологический анализ слова.

Глагол.

Постоянные признаки: вид(сов., нес.), переходность, возвратность, спряжение (1,2)

Непостоянные признаки: наклонение, время число лицо, род.

Синтаксическая роль.

План морфологического разбора стр. учебника 256

16

Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание глаголов.

НЕ с глаголами

Ь в инфинитиве

-тся и -ться

Гласная  явл.суффиксом

перед  ть, л

Гласная –окончание в прош.времени.

Ь во 2-м лице ед.ч.

Е,И в окончаниях глаголах

1,2 спряжения

Частица бы(б)  в условном наклонении –раздельно

И в суффиксе глагола повелительного наклонения

Ь после согласных в повелительном наклонении

Гласные в суффиксах

-ова-,-ева-

-ыва-, -ива-

Не был, ненавидел

Обжечь,умываться

Учиться, учится

Лаять, лаял.

Солнце появилось.(ср.род)

Луна появилась.(ж.р.)

Учишь, читаешь

Учится  (на –ить 2 спр)

Пишет (на –ать 2 спр.)

Прочитал бы

Посмотрел бы

Выпиши, выпишите, сходите, посмотрите.

Отрежь, составьте, отметься.

Советую-советовать

Рассказываю -рассказывать



Предварительный просмотр:

Все об имени прилагательном

1

Имя прилагательное

самостоятельная часть речи

Великолепный, зеленая, кожаное

2

Обозначает

признак предмета

(печенье)вкусное, хлеб (свежий)

3

Грамматические признаки

Род, число, падеж

Урок (какой?) интересный –м.р,ед.ч.,им.п

4

Разряды прилагательных

Качественные. Относительные, Притяжательные

Большой дом

Каменный дом

Мамин платок

5

Роль в предложении

Определение, сказуемое

Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч.

6

Степени сравнения (имеют только качественные прилагательные)

Сравнительная (сравнение одного признака с другим)

Простая форма – ее –ей -е. –ше

Сложная форма (с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ)

Этот тополь выше клена.

Удобнее,большой -больше,

старый –старше

более громкий голос ( неправильно произносить  -более громче, более интереснее)

Превосходная степень

Простая форма - -айш, -ейш

Сложная форма – САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ

Мягчайший, спокойнейший

Самый добрый

7

Полные и краткие прилагательные

Полные (какой, какая, какие) прилагательные имеют окончания из двух или трех букв.

Краткие (каков, какова, каково)прилагательные имеют нулевое окончание или окончание. Состоящее из одной буквы

Умный, умного (полные прилагательные –в предложении определение)

Умен   , умна, (краткие прилагательные – чаще сказуемым Море было спокойно .)

8

Ь  у кратких прилаг. на конце после шипящих.

НЕ ПИШЕТСЯ

Хорош, горяч, пахуч, тощ, могуч

9

Правописание сложных прилагательных

1.слитно

2.через дефис

Ремонт вагонов –вагоноремонтный

Народное  хозяйство – народнохозяйственный

Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный)

Темно-зеленый (цвет)

Желто-коричневый (цвет)

Юго-западный (стороны света)

Северо-восточный (стороны света)

10

Правописание  О-Е в суффиксах прилаг. после шипящих и Ц

В ударном положении –«О»

В безударном положении – «Е»

Чужого, большого

Свежего ,скрипучего

11

НЕ с прилагательными

Слитно:

Не употребляется

Можно заменить синонимом без не.

Раздельно

Есть противопоставление или подразумевается

Невзрачный, небрежный

Нездоровый –больной

Невесел- грустен

Путь был не легким, а трудным.

Это не серебристая ель.  (а какая?)

12

Суффиксы прилагательных

Одно Н   -ИН, -АН, -ЯН

Исключ. оловянный, стеклянный, деревянный

Гусь- гусиный, кожа- кожаный,

серебро – серебряный

юн-ый,румян-ый –не имеют суффикса

Суффикс-Н

НН – ОНН, -ЕНН

сон-сонНый , конь-конНый,

весна - весенНий

солома-соломЕННый,

экскурсия –экскурсиОННый

искл. ветрЕНый

кратное прилагательное :

длинная дорога –дорога длинна

13

Словообразование прилагательных

С помощью суффиксов

Куры - кур-ин-ый. двое –двой-н-ой

Матрос – матрос-ск-ий,

Грек-грец-к-ий, ткач – ткац-к-ий

С помощью приставок

Вкусный –невкусный,

вечерний – предвечерний,

сердечный - бессердечный

С помощью соединительных гласных  О. Е

Древнерусский, западноевропейский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Прилагательное- самостоятельная часть речи

I. Максатлар:1.  Сыйфатларның нинди җөмлә кисәге була алуы турындагы кагыйдәгә чыгу, аны гамәлдә куллана белү.2.   Сыйфатларны кулланып, әдәби сөйләм формалаштыру күнекмәләрен үсте...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Глагол как самостоятельная часть речи

Материал - помощник при организации дифференцированной работы на уроке...

«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи русского языка»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать,...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...