Урок 5 класс. Русский язык. Конспект "Прошедшее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тагирова  Алия Махдеевна

Аннотация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshedshee_vremya_glagola.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Время глаголов. Прошедшее время .

Цели: актуализировать знания о временах глагола; учить определять временные формы глагола; показать способы образования глаголов прошедшего времени; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять временные формы глагола; узнают способы образования глаголов прошедшего времени; научатся образовывать форму прошедшего времени глагола; определять непостоянные признаки; объяснять языковые явления.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Проверка д\з.
  2. Вопросы:

-С помощью какой части речи можно понять, о каком времени мы говорим: о прошлом, о настоящем, о будущем? ( с помощью глагола)

-Глаголы изменяются по временам. О чем говорят нам глаголы времени? (Глаголы прошедшего времени показывают, что действие произошло до момента речи.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи.

Глаголы будущего времени показывают, что действие произойдет после момента речи.)

                3). На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что делал?, Что сделал? Что делали? Что делала? И т.д.)

                4). Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам –в единственном числе, и по числам).

-Ребята, чтобы правильно говорить и писать , необходимо знать законы, по которым образуются и изменяются глаголы.

III. Работа по теме «Прошедшее время».

        1). Чтение теоретического материала и самостоятельные наблюдения (§ 115, с. 116)

        2). Обсуждение вопроса.

        - Можем ли мы, прочитав  правило, сказать, как образуются глаголы прошедшего времени? (Они образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –Л-.)

        - Итак, большинство глаголов в форме прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –Л-. Например:

Рассказывать+ Л (+ а, о, и)= рассказывал

Смотреть + Л (+ а, о, и)= смотрел

- Ребята, посмотрите, какая гласная буква пишется перед –Л-? ( Перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределенной форме перед –ТЬ-).

        3). Чтение правила на с. 117.

        4). Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Образуйте словосочетание с формой прошедшего времени данных глаголов (можно добавить приставки); обозначьте основы глаголов, выделите суффиксы, определите вид глаголов.

Чуять, чаять и затеять,

Реять, таять и лелеять.

        (Примерный ответ. Почуял (сов.в.) опасность, не чаяла (несов. в.) увидеть, затеяли (сов. в.) игру, реяло (несов.в.) на ветру, растаял (сов. в.) весной, лелеяла (несов.в) дочку.)

        5). Форма прошедшего времени некоторых глаголов образуется иначе. Задание. Поставьте глаголы везти, нести, расти, трясти, замереть в форму прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде и во мн. числе.

        (Примерный ответ.

        Везти -вез, везла, везло, везли.

        Нести- нес, несла, несло, несли.

        Расти- рос, росла, росло, росли.

        Трясти- тряс, трясла, трясло, трясли.

        Замереть- замер, замерла, замерло, замерли.)

- Чем отличается  способ образования форм прошедшего времени этих глаголов? ( Эти глаголы образуют форму прошедшего времени без суффикса –Л- в мужском роде.)

        6). Задание. Поставьте глаголы  стеречь, испечь в форму прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде и во мн. числе.

(Примерный ответ.

        Стеречь- стерёг,  стерегла, стерегло, стерегли.

        Испечь- испёк,  испекла, испекло, испекли.)

        

-Форма прошедшего времени  глаголов на –ЧЬ- образуется с чередованием ч//г, ч//к.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 655 (6 слов по образцу)-комментированное письмо.
  2. Упр. 656 (1, 2) по образцу.

VI. Подведение итогов.

        -Как узнать, какую гласную надо писать в прошедшем времени глаголов перед суффиксом –л-? ( Надо поставить глагол в неопределенную форму, гласная этой формы и есть подсказка).

Домашнее задание: § 115 учить правила, упр. 655 (последние 8 слов), упр. 656 (3, 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Конспект урока по русскому языку на тему: Глагол.

Данный краткосрочный план составлен по новой обновленной программе. В краткосрочном плана рассматривается пути достижения таких целей: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостояте...

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)

Конспект урока по русскому языку “Не- с глаголами”(5 класс)...

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)

Конспект урока по русскому языку “Различай спряжение глаголов”(8 класс)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" 5 класс

К уроку прилагается презентация, рабочий лист, кроссворд....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" 5 класс

К уроку прилагается презентация, рабочий лист, кроссворд....