УМК "Вокруг тебя - Мир..." в системе подготовки к ЕГЭ"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

Использование произведений из УМК в качестве аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николаева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Селычинская СОШ»

УМК «Вокруг тебя – Мир…» в системе подготовки к ЕГЭ

Как считают эксперты, чтение – это сегодня проблема всей системы образования, а педагоги и психологи отмечают не только отсутствие у школьников интереса к книге, но и напрямую связанный с этим низкий уровень смыслового восприятия текста. Неслучайно было введено декабрьское сочинение как этап подготовки выпускников к ЕГЭ. Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Большие затруднения испытывают обучающиеся не только с анализом произведения, но и с  самим подбором материала для этого.

Учитывая это, считаю возможным поправить ситуацию, используя в работе по подготовке к ЕГЭ УМК «Вокруг тебя – Мир…», к сожалению, многими незаслуженно забытым.

УМК «Вокруг тебя – Мир…» для 5-8 классов - это пропедевтический курс к изучению международного гуманитарного права.  Он разработан Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста, адресован учителям литературы, преподавателям других гуманитарных дисциплин.В него включены  небольшие по объему, но глубокие по своему идейному содержанию произведения, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении  человеческого достоинства, ответственности за последствия совершенного, о переосмыслении содеянного, о  выборе средств для достижения цели. Все перечисленное - основа духовно-нравственного  начала человека.

.Одна из важнейших проблем в литературе – это  значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества.

В рассказе «Трудный хлеб» Е.Носова (5 класс) поставлена проблема внимательного отношения к ближнему, даже если это твое домашнее животное. 

Мы в ответе за тех, кого приручили (Хозяин не выбрасывает свою собаку, несмотря на то, что она совсем слепая, он давал собаке команды спокойным, ласковым голосом, «ласково провел ладонью по  черному шелковистому жилету спаниеля», он по-прежнему берет ее на охоту, относится по-доброму, заботливо. На неосторожное предложение рассказчика поменять собаку охотник оборвал разговор. Нетрудно представить, как сложилась бы судьба Чанга, окажись он в других руках.  Подобная ситуация может сложиться и в отношениях между людьми. Главная мысль: все   имеют право на достойное существование, уважение к себе,  даже если какой-то физический недуг человека отличает его от других.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Проблема милосердия затронута в отрывке из романа «Война и мир». Не всегда между героями дружеские отношения, особенно серьезные разногласия возникают между основными героями Щербатым, Долоховым и Денисовым из-за их отношения к пленным. Петя Ростов внимательно прислушивается к их разговору, и ему порой неловко становится от разговоров о жестоком обращении к пленным  французам.  Поэтому, увидев пленного мальчика-барабанщика, в оборванном мундире и красными от холода руками, босоногого, жалеет его, переживает, куда его дели, покормили ли, не обидели ли, думает: «Ах, что бы мне ему сделать!». Авторская позиция ясна: на гуманное отношения к себе имеют право и пленные, особенно, если это почти дети.  Об этом свидетельствует и международное гуманитарное право. 

Эта же проблема стоит и в рассказе «Матерь человеческая» В.А.Закруткина (пособие за 6 класс). Мария решилась на убийство немца, обнаруженного в погребе, потому что ее захлестнула ненависть и злоба. Перед глазами вновь предстала картина повешенных мужа и сына,  сожженных и угнанных хуторян, взрослых и детей, но слабый крик «Мама! Ма-а-ма!» заставил ее содрогнуться.   По выражению лица, по его жестам она поняла, что он никого не убивал, что его мать такая же крестьянка, а отец погиб под Смоленском. Своим женским чутьем поняла, что она – последняя, кого видит этот обреченный человек, совсем еще юный мальчик, еще не поживший, не любивший, посланный на смерть жадным правителем страны.

Другая проблема произведения – это женщина на войне, в тылу врага. Как  она могла все это вынести на своих хрупких плечах, как хватило сил физических и духовных, мужества и стойкости? Писатель уверен, что только добро, душевное тепло  женщины-матери помогло победить войну.

Проблема разрешения конфликтной ситуации, мести во взаимоотношениях школьников поставлена в рассказе В.Солоухина «Мститель». Желанием отомстить за удар в спину одержим герой-повествователь. Придумал пригласить Витьку жечь теплинку, чтобы уж наверняка один на один расправиться с обидчиком. Витька оказался очень изобретательным во время их отдыха в лесу: то шмелиную норку задумает раскопать, то рыжики предложит жарить на огне, то яйца запечь, а тут еще и с удовольствием покупались. Так Витьке все приходилось откладывать момент мести. Вот уже и домой пора. А Витька так доверчиво идет впереди. Казалось бы, что стоит развернуться и стукнуть. А вот попробуй. Оказалось очень непросто ударить человека, доверчиво шагающего перед тобой, и злости в себе уже не слышишь. Так легко и приятно стало от решения не бить Витьку. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. Решение не мстить может облегчить душу.

Считается, что детство - самая счастливая пора, но и в детстве бывают проблемы, которые приходится решать самим детям,  приходится терпеть обиду, боль, унижение. Этим проблемам посвящены фрагменты из повестей Л.Н Толстого «Детство» и В.Железникова «Чучело». Герой, оценивая свой поступок по отношению к Илиньке Грапу, с глубоким раскаянием размышляет о том, как он мог так жестоко поступить,  почему не подошел, не защитил, не утешил, хотя, бывало, навзрыд плакал при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор.

«Чучело, прости нас!» - пишут одноклассники Лены Бессольцевой, когда поняли, кого они потеряли.  Их охватила отчаянная тоска  по человеческой чистоте, по благородству.

Самое ценное из историй, произошедших с детьми, - это осознание своих поступков, понимание своей вины, чувства несправедливости по отношению к своим знакомым, одноклассникам.  

В жизни каждого человека появляется проблема выбора. Что предпринять? Как поступить? Трудность выбора, ответственность за принятое решение  - это одна из «вечных тем» литературы.

В рассказе А. Грина «Победитель» Геннисон, которому намекнули о шансах на победу,  с женой уже накупили вещей, переехали из комнаты в квартиру, съездили в Европу. Так глубока была надежда на благополучный исход, хотя смутно понимал, что Ледан может быть его соперником. Сомнения его заставили, подкупив сторожа, проникнуть в хранилище. Сравнив свою работу со скульптурой Ледана, он с чувством падения и восторга признал, что работа соперника «живет», «дышит», «размышляет», что это «все равно, что поймать луч». Тогда он безжалостно разрушил свое творение, решив, что сделает то же самое, но еще лучше. Здесь победитель не только и не столько Ледан, сколько сам Геннисон. Это было трудное решение, потому что эти удары он нанес сам себе.

Проблема разрешения конфликта путем мести, принося при этом в жертву невинных людей, решается в рассказе В.Гаршина «Сигнал». Импульсивный человек Василий под влиянием своих эмоций решил отомстить начальнику станции путем разрушения железнодорожных путей, не задумываясь о последствиях, но в экстремальной ситуации, осознав, что крушение поезда могло унести жизни пассажиров, они поступают так, чтобы предотвратить катастрофу.

В рассказе Б.Ефимова «Ночь исцеления» несколько проблем: последствия войны, гуманное отношение к страдающим людям, уважительное отношение детей  к старшему поколению, воспитание детей.

Недуг бабы Дуни (последствия стресса от потери хлебных карточек во время войны) не удавалось вылечить лекарствами. Взрослые дети придумали не совсем гуманный способ – останавливать ее ночные стенания окриком, что совершенно неприемлемым казалось внуку Грише, у которого сердце кровью обливалось при виде бабушкиных страданий. Самым мудрым и сердечным оказался внук, который излечил бабушку, придумав успокаивать ее словами о том, что документы, завернутые в синий платочек  нашлись,  что все целое, что она может спокойно пройти к мужу в госпиталь.

Проблема гуманного отношения к страдающему человеку стоит и в рассказе В.Быкова «Крутой берег реки». В нем, как и в предыдущем произведении, повествуется о герое, который страдает от последствий войны. Петрович, потерявший счет времени, каждый вечер вот уже в течение 25 лет ждет своих сыновей, погибших во время войны в блокаде. Он каждый вечер разжигает костер, чтобы огонь, как маяк,  указывал им направление домой, и подолгу сидит, устремив свой страдальческий взгляд на противоположный берег. Безжалостный Коломиец убил последнюю надежду Петровича. По его мнению, он, дурень, играет комедию, юродствует, а детям уже амба обоим , уже косточки сгнили. Убийственно прозвучали слова бессердечного Коломийца. Старик сник, помрачнел, его «сковало неподвижностью и немотой». Совсем другое отношение к деду у Юры. Возмущенный поступком Коломийца, он покинул место рыбалки и вряд ли когда-нибудь будет еще общаться с ним.

В фантастическом рассказе «Абсолютное оружие» Р.Шекли ставит несколько проблем. Это  истинная  и ложная  дружба, выбор средств для достижения цели, технический прогресс и вооружение как угроза человечеству.

Автор хочет предупредить, что человек может сам себя уничтожить при неразумном использовании результатов технического прогресса или по причине неправильно сделанного выбора. Это рассказ-предупреждение.

Герои рассказа Эдсель, Парк и Факсон отправились в экспедицию, чтобы найти оружие марсиан. У каждого была своя цель, своя роль. Эдсель обладал свитком, Факсон финансировал, Парк умел читать по-марсиански. Они готовы ради наживы, ради собственных удовольствий идти на любые жертвы, даже на убийство друг друга, в итоге сами оказались заложниками и жертвами собственной алчности. Только Факсон проявляет некоторую осторожность, думая, что из того, что здесь лежит, возможно, что-то уничтожило марсианскую расу. Он понимает опасность марсианского оружия. В этой войне никто не мог стать победителем, потому что абсолютное оружие никому не подчиняется, никто не может им управлять. Действие его никем и ничем не ограничено, оно не делает различия между «своими» и «чужими», воюющими и невоюющими; его цель – поиск и поглощение всего на своем пути.

Необходимость сохранения культурных ценностей, их значимость в жизни человечества,  духовное воздействие на человека, утверждение мысли,  что «красота спасет мир» - вот вопросы, которые ставит в рассказе «Улыбка» Р.Брэдбери. Толпа недовольных жизнью людей считает за праздник возможность разрушить цивилизацию. Хотя среди них есть  такие, как «один из очереди», который верит, что появится когда-то «человек с душой». Можно предположить,  что им  мог бы быть Том, который, увидев картину, произнес «Она же красивая!». Кусок холста, который ему удалось вырвать, оказался чудесной, ласковой, доброй улыбкой. Встреча с произведением искусства потрясла Тома.

Вот небольшой перечень произведений, в которых решаются очень важные жизненные проблемы. Они могут пополнить банк аргументов обучающихся для написания сочинения по  ЕГЭ. Самое главное при подготовке выпускников к экзаменам –научить очень гибко и умело подвести любое произведение под рассматриваемую проблему. Для этого прежде всего необходим глубокий смысловой анализ произведения. В УМК « Вокруг тебя – Мир…» продумана подробная  система для этого.

.

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА

Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...

Система подготовки к ГИА в 9 классе

В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Система подготовки к ГИА

Система содержит основные направления подготовки к ГИА  по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

УМК "Вокруг тебя - Мир..." в системе воспитания толерантной личности

Анализ произведений из УМК "Вокруг тебя - Мир..." с точки зрения использования для воспитания в обучающихся качеств толерантной личности....

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...