Технологическая карта урока "Обособление определений"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Каткова Татьяна Юрьевна

Полная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblenie_opredeleniy_tehnologicheskaya_karta_.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока «Обособление определений» 8 класс

Автор,  разработчик:

Каткова Татьяна Юрьевна

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока

Урок усвоения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Проблемная технология

Тема

Обособление определений

Цель

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты:

расширить знания обучающихся об условиях обособления определений в предложении, включить в известное правило новое знание;

учиться создавать устное высказывание;

учиться соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому, устанавливать связь между деятельностью и ее результатом, использовать приобретённые знания, применяя их на практике;

Регулятивные УУД: определять тему урока, искать информацию для достижения поставленной цели, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, развитие навыков самооценки;

Познавательные УУД: умение находить нужную информацию, составление схем-опор для структурирования информации, работа с параграфом учебника;

Коммуникативные УУД: работать в группе, слушать товарища, оценивать ответ, обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи


Структура урока

Этапы урока

Предметные, метапредметные и  личностные результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(Вводный этап)

Этап мотивации

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 определять тему урока

       

        Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к расширению знаний

1.Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

2.Сообщает, что сегодня урок будет посвящен правилу пунктуации, которое помогает нам выразить мысль более точно, красочно.

Задание. Восстановите определение.

(Обособление) – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель (обособления) – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме этот член предложения выделяется знаками препинания.

Подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью задания. 

Из данных предложений выпишите те, в которых есть обособленное определение (знаки препинания расставить самостоятельно), необходимо пояснить свой выбор.

  1. Офицер ехавший верхом натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. (Поводья – прикреплённый к удилам ремень узды, которым правят лошадью.)
  2. Ничем не управляемый изнутри я был бессилен перед соблазнами жизни.
  3. Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.
  4. Вдаль по земле таинственной и строгой лучатся тысячи тропинок и дорог.

3.Предлагает учащимся сформулировать тему урока и  сказать, что они знают об обособлении определений.

4.Предлагает учащимся проблемный вопрос: были ли среди предложений те, в которых они не нашли обособленные определения? Почему?

Учитель:

-Исходя из записанной темы, скажите, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке, чему научиться?

Предлагает обучающимся сформулировать и записать для себя цель урока (произвольная формулировка).

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

2.Вспоминают, что такое обособление, определение, способы его выражения, обособленное определение.

3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно о правиле обособления определений.

4.Учащиеся узнают о допущенных ошибках в задании и отмечают недостаточность знаний, т.к. правило обособления определений «выросло» в размерах.

Необходимо узнать дополнение к правилу, чтобы не допускать ошибок. Кто-то, возможно, отметит, что необходимо повторить изученное ранее правило, чтобы быть увереннее. Нужно обратиться к учебнику.              

Основной этап. Осмысление.

(Открытие новых знаний)

Метапредметные результаты:

   Познавательные УУД:

- умение находить информацию

- составление схем-опор

- работа с параграфом учебника

- составление схем для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

-анализировать эффективность сотрудничества в группе

-уметь работать в группе

- выражать свои мысли и идеи

Личностные УУД:

-умение использовать приобретённые знания

Регулятивные УУД:

-умение оценивать ответ одноклассника

Предметные результаты:

- знать случаи обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений, несогласованных распространённых определений, уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

 

1.Работа с учебником.

 Пользуясь параграфом(п.38) учебника, материалом параграфа, расскажите об обособленных определениях.

2.Предлагает учащимся распределиться по группам.

Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

(Памятка организации работы в группе:

-Кто читает?

-Кто записывает?

-Кто выбирает информацию?

-Кто оформляет ответ?

-Кто отвечает?)

Даёт задание и сообщает критерии оценивания его выполнения

(Оценивание работы группы – правило «4П+Т»: правильно, понятно, полно, пример + Темп, т.е. подготовленность ответа, примера)

1 группа изучает случаи обособления причастного оборота

2группа изучает случаи обособления несогласованных распространённых определений

3 группа изучает случаи обособления одиночных определений

4 группа изучает случаи обособления приложения

3. Предлагает группам представить свой проект.

Напоминает обучающимся о задании начала урока, в котором были допущены ошибки. После представления  каждой группой своей части правила это задание будет снова выведено на доску, для того чтобы обучающиеся объяснили пунктуацию в этих предложениях, воспользовавшись новым знанием.

4.На доску выводится задание (кроме тех предложений, в которых обучающиеся правильно поставили знаки препинания).

Из данных предложений выпишите те, в которых есть обособленное определение (знаки препинания расставить самостоятельно), необходимо пояснить свой выбор.

2) Ничем не управляемый изнутри я был бессилен перед соблазнами жизни.

3)Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

4)Вдаль по земле таинственной и строгой лучатся тысячи тропинок и дорог.

5.Учитель проверяет усвоение знаний.

Проверочный диктант с обязательным графическим комментированием изученной пунктограммы.

1.Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. 2. Дом, довольно большой, когда-то белёный, с блестящей мокрой крышей, стоял на совершенно голом месте. 3.Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась. 4.А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зелёных и радужных. 5. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя. 6. Обидно мне, старику, слушать такие речи. 7. Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

1.Работают с учебником (п.38), выделяют ключевые понятия.

2.Работают с учебником (п.39, стр.180-184). Выполняют задание в группах:

1)знакомятся с информацией

2)отображают информацию графически (схема предложения, кластер, алгоритм)

3) распределяют обязанности в группе

3. Слушают одноклассников (отчёт групп). Делают необходимые записи. Оценивают  ответы по предложенному плану. Задают вопросы. Делают замечания.

4.Обучающиеся, используя новые знания, объясняют пунктуацию в предложениях.

5.Пишут проверочный диктант с последующей самопроверкой по эталону.

Заключительный этап. Этап включения в систему знаний и повторения. Рефлексия.

:

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

   Личностные УУД:

-оценивание  качества усваиваемого материала

1.Учитель предлагает соединить информацию в едином плакате-кластере.

Начать работу нужно с того, что хорошо известно.  Учитель представляет начало работы по составлению кластера. (Приложение 1)

2.Учитель предлагает ученикам проверить себя и выяснить, насколько внимательно они слушали одноклассников. С этой целью проговаривать правило не своей группы, а другой.

3.Учитель предлагает обучающимся самостоятельно выбрать вариант дом.задания, который, по мнению учащихся, был бы более продуктивным для закрепления темы:

-учебник, упр. 285

-подбор предложений для проверочной работы «Обособленные определения», выполнив пунктуационный разбор выбранных предложений

-выписать примеры к изученному пунктуационному правилу из учебника литературы  

4. Учитель предлагает соотнести цели, которые обучающиеся ставили в начале урока, и результаты своей деятельности (формулируют записывают в свободной форме мысль о том, чему они научились).

 

1.Учащиеся включаются в работу, проговаривая условия обособления определений, выраженных разными способами. Продолжают работу с кластером (Приложение 1).

2.Учащиеся обдумывают задание и дополняют кластер на доске (Приложение 2).

3.Учащиеся выбирают задание, обдумывая вопрос о полезности и успешности работы.

4.Учащиеся соотносят цели, которые ставили в начале урока, и результаты, которых они достигли, оценивают продуктивность своей работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Определение размеров малых тел"

Конспект урока можно применить в 7 классе...

Технологическая карта урока "Определение размеров малых тел"

Технологическая карта урока "Определение размеров малых тел". Можно применить в 7 классе...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

Технологическая карта урока "Определение степени с целым отрицательным показателем" 8 класс

Урок открытия нового материала по УМК Макарычев Ю.Н. разработан с использованием технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс

Данный материал является  технологической  картой  одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (Определение синуса, косинуса и тангенса угла)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Алгебре 10 класс (Определение синуса, косинуса и тангенса угла)...