Законы морфемики, или Разбор слова по составу
электронный образовательный ресурс по русскому языку (5 класс) на тему
В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint. Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения. ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку. Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemnyy_razbor_slova_ili_zakony_morfemiki.pptx | 2.35 МБ |
zakony_morfemiki._rabochiy_list.docx | 133.34 КБ |
konspekt_ikt-uroka_simonenko_i.o.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Энциклопедия (греч. «круг» + «знание») — научное справочное пособие о разных областях знания, предназначенное для широкого круга читателей. КАКИЕ…? КАК…? Законы морфемики
Александр Степанович Попов 1859-1906 Родился на Урале в большой семье. В детстве заинтересовался физикой. В университете увлёкся изучением электричества. В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. Был награждён за изобретение. Занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей . Главное изобретение А.С. Попова – радио. 7 мая 1895 года.
Закон №1. Разбор слова начинайте с определения части речи. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть окончания. Слово изменяется Слово не изменяется Имя существительное, прилагательное, глагол Наречие, служебные части речи, некоторые имена существительные и прилагательные Есть окончание Нет окончания
Задание 1. Распределите слова по колонкам. Выраженное окончание Нулевое окончание Окончания нет ЭСТАФЕТА КИКБОКСИНГ САМБО СОРЕВНОВАНИЕ ТЕННИС КАРАТЕ ХОККЕЙ
Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 17-ый ребёнок в семье. Увлекался рисованием. Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге. Преподавал в нескольких гимназиях. Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата. Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.
Структура слова Корень Пр и ставка Су фф икс Окончание Основа В каком термине нет называемой им морфемы?
Физминутка ЛЁТЧИК ПИЛОТ ЛЕТАЕТ ПЕРЕЛЁТНЫЙ ВЗЛЁТ ГОРА ПРИГОРОЧЕК ГОРЕ ГОРОЧКА ЗАГОРОДНЫЙ БЕРЕГОВОЙ БЕРЕГИТЕ ПОБЕРЕЖЬЕ НАБЕРЕЖНАЯ СБЕРЕЖЕНИЯ
Задание 2. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы . Разберите слова по составу Л_НИВЫЙ ХВ_СТЛИВАЯ Р_СКОШНЫЕ ОБЪЕД_НЯТЬ УД_ВИТЬСЯ Закон №2. При выделении корня подбирайте родственные слова. Приставку и суффикс выделяйте после обозначения корня.
Ранцевый парашют (1912 г.) Глеб Евгеньевич Котельников Телевизор (1932 г.) Борис Розинг , Владимир Зворыкин Лазер (1954 г.) Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров Тетрис (1985 г .) Алексей Леонидович Пажитнов Заполните «шапку» таблицы
УМ, УМИШКО, УМИЩЕ, УМНЫЙ, УМНИК, УМНЕНЬКИЙ, УМНО, УМНЕТЬ, ПОУМНЕТЬ, БЕЗУМНЫЙ, РАЗУМ Закон №3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь к словарю. Приставки Корень Суффиксы Окончания ПО- -УМ- -Е- -О БЕЗ- -ЕНЬК- -Е РАЗ- -ИК- -ИЙ -ИШК- -ЫЙ -ИЩ- -НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ -Н- -ТЬ -О-
Энциклопедия (греч. «круг» + «знание») — научное справочное пособие о разных областях знания, предназначенное для широкого круга читателей. КАКИЕ…? Законы морфемики
Оцените результаты своей работы на уроке Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов Я успешно справился со всеми учебными задачами 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Источники: 1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007. 2. https ://ru.wikipedia.org
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова»
Законы морфемики
- Прочитайте внимательно текст энциклопедической статьи. Подчеркните главную информацию в каждом абзаце.
На Урале в 1859 году родился Александр Степанович Попов. Семья будущего великого физика была большая. Отец Александра Степановича был священником. С 10 лет Попов изучал богословие и закончил духовную семинарию, но не захотел становиться священником.Друзья вспоминали, что Попов ещё в детстве удивлял сверстников разными движущимися механизмами. У него был настоящий талант. Интерес к физике привёл юношу на физико-математический факультет университета.
В университете Александр Попов увлёкся изучением электричества. Способности студента оценили преподаватели и предложили продолжить обучение для профессорской работы.
В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. В 1899 г.учёного наградили за изобретение, а телеграф впервые был использован на флоте.
Параллельно с электричеством Попов занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей.
Выдающийся учёный до преклонных лет продолжал заниматься наукой. Одно из великих изобретений Александра Степановича – радио. 7 мая 1895 году Попов впервыепродемонстрировалсвои разработки на заседании ученого совета в России. 7 мая признано ЮНЕСКО Днём радио.
- Закон 1. Разбор слова начинай с определения ________________. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть __________________.
Внимание!!! Задание!!!
Есть окончание | Нет окончания | |
Выраженное окончание | Нулевое окончание | |
КИК_БОКСИНГ, САМБО, ТЕ(Н,НН)ИС, _СТАФЕТА, СОРЕВНОВАНИЕ, КАРАТ(Э,Е), ХО(К,КК)ЕЙ
- Расскажите о жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, опираясь на тезисы.
- Семнадцатый ребёнок в семье. Увлекался рисованием.
- Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге.
- Преподавал в нескольких гимназиях.
- Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата.
- Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.
Внимание!!! Задание!!!
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу
Л_НИВЫЙ
ХВ_СТЛИВАЯ
Р_СКОШНЫЕ
ОБЪЕД_НЯТЬ
УД_ВИТЬСЯ
- Закон №2. При выделении корня подбирайте ____________ слова. ____________ и _____________ выделяйте после обозначения корня.
- Прочитайте данные в колонках таблицы.
Заполните «шапку»
Ранцевый парашют (1912 г.) | Глеб Евгеньевич Котельников |
Телевизор (1932 г.) | Борис Розинг, Владимир Зворыкин |
Лазер (1954 г.) | Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров |
Тетрис (1985 г.) | Алексей Леонидович Пажитнов |
Внимание!!! Задание!!!
Из предложенных морфем составьте как можно больше слов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Закон 3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь за справкой _________________________.
Оцените результаты своей работы на уроке:
Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю | Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов | Я успешно справился со всеми учебными задачами |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Домашнее задание:
1. «Угадай-ка». Какое слово спряталось?
1) У него приставка, как у слова переждать;
2) у него корень, как у слова раздумье;
3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;
4) окончание, как у слова сын.
Ответ: ______________________________
2.Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.
Ответ: _______________________________
3. «Золушка». Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок-входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
Ответ:_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. «Продавец билетов». Вы кондуктор в автобусе. «Ехать» с Вами имеют право только слова с нулевым окончанием. Подчеркните Ваших «пассажиров»: кино, дом, торт, свеж, хаки (защитный цвет), кофе, такси, ткач, зазеленел, край, дочь, вверх, хорошо, эскимо, пальто.
Предварительный просмотр:
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)
Тема: «Морфемный разбор слова»
Название: «Законы морфемики»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5 класс
Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint
В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.
Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.
ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.
Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.
Конспект урока
Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».
Задачи:
- дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
- совершенствовать навык морфемного разбора слова;
- развивать навык осмысленной работы с текстом;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
- развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
- формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.
Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
- развитие интереса к познавательной деятельности;
- развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Этап урока | Учитель | Учащиеся | УУД |
Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы | Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1). - С какими науками вы знакомы? - Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи? Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики. Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике». Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик». В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей». Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2). | - Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др. - Лингвистика (языко-знание). - Это энциклопедия. - Какие существуют законы морфемики? - Как нам может помочь энциклопедия? | Личностные Коммуникативные Регулятивные |
Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики» | Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу. - Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем? - Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | - Подчёркиваем главное в каждом абзаце. - Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Познавательные Регулятивные |
- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука? - У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми. Как неизменяемость слова влияет на его строение? - Устно заполните сегменты схемы (слайд 4). - Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе. | - Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.) Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют. Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе. | Личностные Коммуникативные Регулятивные | |
- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Регулятивные | |
Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики» ФИЗМИНУТКА | - Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6). ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы) - Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы? - В каком термине нет называемой им морфемы? - Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова? | ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ - Химия изучает вещества, их свойства и состав. - Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7). - В слове «суффикс» нет суффикса. - Корень. | Личностные Коммуникативные |
На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8). Если слова однокоренные по отношению к первому слову в столбце, нужно хлопнуть. Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть. | Учащиеся выполняют упражнение | Регулятивные | |
- Разберите слова по составу (слайд 9) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Заполните пропуски в формулировке II закона. | 1 ученик у доски выполняет разбор слов ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики» | - В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация. - Перед вами таблица (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки? - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный? - А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников. Я вас хочу познакомить с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику. По материалам этого словаря я составила упражнение. | Работа с табличной информацией.
- Изобретатели и изобретения. - Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д. | Познавательные Личностные |
- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах. - Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | РАБОТА В ПАРАХ САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Регулятивные | |
Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Подведение итогов урока |
- Что нового позволила узнать энциклопедия? Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12). А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера. А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.
Спасибо за урок! | - Закон нельзя нарушать. - Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук САМООЦЕНКА | Личностные Регулятивные |
Источники:
- Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
- https://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разбор слова по составу.
Морфемный разбор....
Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...
Алгоритм разбора слова по составу
Материал в помощь учащимся.Порядок морфемного разбора пошагово с примерами....
Разбор слова по составу
Урок по письму и развитию речи для учащихся коррекционных школ 8 вида....
Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»
Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу....
Порядок разбора слова по составу
Порядок разбора слова по составу...
Карточка "Разбор слова по составу" (6 кл)
Задание для самостоятельной работы...