Законы морфемики, или Разбор слова по составу
электронный образовательный ресурс по русскому языку (5 класс) на тему

Симоненко Ирина Олеговна

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint. Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения. ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку. Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Законы морфемики Урок по теме «Морфемный разбор слова» Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №44

Слайд 2

Энциклопедия (греч. «круг» + «знание») — научное справочное пособие о разных областях знания, предназначенное для широкого круга читателей. КАКИЕ…? КАК…? Законы морфемики

Слайд 3

Александр Степанович Попов 1859-1906 Родился на Урале в большой семье. В детстве заинтересовался физикой. В университете увлёкся изучением электричества. В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. Был награждён за изобретение. Занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей . Главное изобретение А.С. Попова – радио. 7 мая 1895 года.

Слайд 4

Закон №1. Разбор слова начинайте с определения части речи. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть окончания. Слово изменяется Слово не изменяется Имя существительное, прилагательное, глагол Наречие, служебные части речи, некоторые имена существительные и прилагательные Есть окончание Нет окончания

Слайд 5

Задание 1. Распределите слова по колонкам. Выраженное окончание Нулевое окончание Окончания нет ЭСТАФЕТА КИКБОКСИНГ САМБО СОРЕВНОВАНИЕ ТЕННИС КАРАТЕ ХОККЕЙ

Слайд 6

Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 17-ый ребёнок в семье. Увлекался рисованием. Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге. Преподавал в нескольких гимназиях. Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата. Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.

Слайд 7

Структура слова Корень Пр и ставка Су фф икс Окончание Основа В каком термине нет называемой им морфемы?

Слайд 8

Физминутка ЛЁТЧИК ПИЛОТ ЛЕТАЕТ ПЕРЕЛЁТНЫЙ ВЗЛЁТ ГОРА ПРИГОРОЧЕК ГОРЕ ГОРОЧКА ЗАГОРОДНЫЙ БЕРЕГОВОЙ БЕРЕГИТЕ ПОБЕРЕЖЬЕ НАБЕРЕЖНАЯ СБЕРЕЖЕНИЯ

Слайд 9

Задание 2. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы . Разберите слова по составу Л_НИВЫЙ ХВ_СТЛИВАЯ Р_СКОШНЫЕ ОБЪЕД_НЯТЬ УД_ВИТЬСЯ Закон №2. При выделении корня подбирайте родственные слова. Приставку и суффикс выделяйте после обозначения корня.

Слайд 10

Ранцевый парашют (1912 г.) Глеб Евгеньевич Котельников Телевизор (1932 г.) Борис Розинг , Владимир Зворыкин Лазер (1954 г.) Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров Тетрис (1985 г .) Алексей Леонидович Пажитнов Заполните «шапку» таблицы

Слайд 11

УМ, УМИШКО, УМИЩЕ, УМНЫЙ, УМНИК, УМНЕНЬКИЙ, УМНО, УМНЕТЬ, ПОУМНЕТЬ, БЕЗУМНЫЙ, РАЗУМ Закон №3. Разбирайте слова по составу вдумчиво. В случае затруднений обращайтесь к словарю. Приставки Корень Суффиксы Окончания ПО- -УМ- -Е- -О БЕЗ- -ЕНЬК- -Е РАЗ- -ИК- -ИЙ -ИШК- -ЫЙ -ИЩ- -НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ -Н- -ТЬ -О-

Слайд 12

Энциклопедия (греч. «круг» + «знание») — научное справочное пособие о разных областях знания, предназначенное для широкого круга читателей. КАКИЕ…? Законы морфемики

Слайд 13

Оцените результаты своей работы на уроке Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов Я успешно справился со всеми учебными задачами 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 14

Источники: 1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007. 2. https ://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Морфемный разбор слова»

Законы морфемики

  • Прочитайте внимательно текст энциклопедической статьи. Подчеркните главную информацию в каждом абзаце.

На Урале в 1859 году родился Александр Степанович Попов. Семья будущего великого физика была большая. Отец Александра Степановича был священником. С 10 лет Попов изучал богословие и закончил духовную семинарию, но не захотел становиться священником.Друзья вспоминали, что Попов ещё в детстве удивлял сверстников разными движущимися механизмами. У него был настоящий талант.  Интерес к физике привёл юношу на физико-математический факультет университета.

В университете Александр Попов увлёкся изучением электричества. Способности студента оценили преподаватели и предложили продолжить обучение для профессорской работы.

В 1896 году Попов продемонстрировал работу телеграфа. В 1899 г.учёного наградили за изобретение, а телеграф впервые был использован на флоте.

Параллельно с электричеством Попов занимался изучением рентгеновских лучей. Им были сделаны первые снимки человеческих конечностей.

Выдающийся учёный до преклонных лет продолжал заниматься наукой. Одно из великих изобретений Александра Степановича – радио. 7 мая 1895 году Попов впервыепродемонстрировалсвои разработки на заседании ученого совета в России. 7 мая признано ЮНЕСКО Днём радио.

  • Закон 1. Разбор слова начинай с определения ________________. Если слово не изменяется, у него нет и не может быть __________________.

Внимание!!! Задание!!!

Есть окончание

Нет окончания

Выраженное окончание

Нулевое окончание

КИК_БОКСИНГ, САМБО, ТЕ(Н,НН)ИС, _СТАФЕТА, СОРЕВНОВАНИЕ, КАРАТ(Э,Е), ХО(К,КК)ЕЙ

  • Расскажите о жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, опираясь на тезисы.
  • Семнадцатый ребёнок в семье. Увлекался рисованием.
  • Окончил с золотой медалью Педагогический институт в Санкт-Петербурге.
  • Преподавал в нескольких гимназиях.
  • Удивительные хобби – переплетение книг и изготовление чемоданов. Работал над изобретением летательного аппарата.
  • Величайшее изобретение – Периодическая таблица химических элементов.

Внимание!!! Задание!!!

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу

Л_НИВЫЙ

ХВ_СТЛИВАЯ

Р_СКОШНЫЕ

ОБЪЕД_НЯТЬ

УД_ВИТЬСЯ

  • Закон №2. При выделении корня подбирайте ____________ слова. ____________ и _____________ выделяйте после обозначения корня.
  • Прочитайте данные в колонках таблицы.

Заполните «шапку»

Ранцевый парашют (1912 г.)

Глеб Евгеньевич Котельников

Телевизор (1932 г.)

Борис Розинг, Владимир Зворыкин

Лазер (1954 г.)

Николай Геннадьевич Басов,

Александр Михайлович Прохоров

Тетрис (1985 г.)

Алексей Леонидович Пажитнов

Внимание!!! Задание!!!

Из предложенных морфем составьте как можно больше слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Закон 3. Разбирайте слова по составу вдумчиво.                            В случае затруднений обращайтесь за справкой _________________________.

Оцените результаты своей работы на уроке:

Задания оказались для меня сложными. Я обращусь за помощью к учителю

Иногда я допускал ошибки, но знаю, что мне необходимо сделать для достижения лучших результатов

Я успешно справился со всеми учебными задачами

0  1  2   3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 17 18 19 20

Домашнее задание:

1. «Угадай-ка». Какое слово спряталось?

1) У него приставка, как у слова переждать;

2) у него корень, как у слова раздумье;

3) у него два суффикса: первый, – как у слова брать, второй – суффикс, образующий прошедшее время глагола;

4) окончание, как у слова сын.

Ответ: ______________________________

2.Корень мой находится в цене,
В
очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в
тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале.

Ответ: _______________________________

3. «Золушка». Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок-входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.

Лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.

Ответ:_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. «Продавец билетов». Вы кондуктор в автобусе. «Ехать» с Вами имеют право только слова с нулевым окончанием. Подчеркните Ваших «пассажиров»: кино, дом, торт, свеж, хаки (защитный цвет), кофе, такси, ткач, зазеленел, край, дочь, вверх, хорошо, эскимо, пальто.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)

Тема: «Морфемный разбор слова»

Название: «Законы морфемики»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5 класс

Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

 ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

        Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Конспект урока

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».

Задачи:  

  1. дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
  2. совершенствовать навык морфемного разбора слова;
  3. развивать навык осмысленной работы с текстом;
  4. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
  5. развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
  • формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

  • развитие интереса к познавательной деятельности;
  • развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
  • развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Этап урока

Учитель

Учащиеся

УУД

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы

Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).

- С какими науками вы знакомы?

- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?

Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.

Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике».

Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик».

В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей».

Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2).

- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др.

- Лингвистика (языко-знание).

- Это энциклопедия.

- Какие существуют законы морфемики?

- Как нам может помочь энциклопедия?

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»

Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу.

- Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем?

- Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Подчёркиваем главное в каждом абзаце.

- Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка

САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Познавательные

Регулятивные

- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука?

- У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.  

Как неизменяемость слова влияет на его строение?

- Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).

- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе.

- Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.)

Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют.

Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ

САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»

ФИЗМИНУТКА

- Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)

- Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?

- В каком термине нет называемой им морфемы?

- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

- Химия изучает вещества, их свойства и состав.

- Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).

- В слове «суффикс» нет суффикса.

- Корень.

Личностные

Коммуникативные

На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8).

Если слова однокоренные по отношению к первому слову   в столбце, нужно хлопнуть.

Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть.

Учащиеся выполняют упражнение

Регулятивные

- Разберите слова по составу (слайд 9)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Заполните пропуски в формулировке II закона.

1 ученик у доски выполняет разбор слов

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»

- В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация.

- Перед вами таблица                          (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?

- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников.

Я вас хочу познакомить                      с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.

По материалам этого словаря я составила упражнение.

Работа с табличной информацией.

 

- Изобретатели и изобретения.

- Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д.

Познавательные

Личностные

- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах.

- Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

РАБОТА В ПАРАХ

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Подведение итогов урока

  • Какие законы мы сформулировали?
  • Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами?

- Что нового позволила узнать энциклопедия?

Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).

А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.

А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.

 

 Спасибо за урок!

- Закон нельзя нарушать.

- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук

САМООЦЕНКА

Личностные

Регулятивные

Источники:

  1. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
  2. https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разбор слова по составу.

Морфемный разбор....

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...

Алгоритм разбора слова по составу

Материал в помощь учащимся.Порядок морфемного разбора пошагово с примерами....

Разбор слова по составу

Урок по письму и развитию речи для учащихся коррекционных школ 8 вида....

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова»

Урок обобщения знаний о морфемике, на котором ученики 5 класса совершенствуют свои навыки морфемного разбора, а также самостоятельно составляют алгоритм разбора слова по составу....

Порядок разбора слова по составу

Порядок разбора слова по составу...

Карточка "Разбор слова по составу" (6 кл)

Задание для самостоятельной работы...