Урок развития речи в 6 классе «Удивительное рядом»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Урок развития речи в 6 классе  «Удивительное рядом»    Учащиеся работают с текстами И.С.Соколова-Микитова «Гнездышко» и Е.И.Носова «Таинственный музыкант».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_6_klass.docx440.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок развития речи в 6 классе  «Удивительное рядом»

учащиеся работают с текстами И.С.Соколова-Микитова «Гнездышко» и Е.И.Носова «Таинственный музыкант».

Прежде чем начать писать, я должен знать,

что писать, зачем и как

М.Горький

Что - тема, основная мысль (проблема) урока

Зачем – авторская точка зрения

Как – композиция нашего творческого задания

        Удивительное всегда с нами идет рядом: будь то урок в классе, снежинка за окном, ветер и солнце, интересный рассказ, математическое число, текст по форме и содержанию.

Удивительное рядом не только в содержании текстов, но  и в комплексном анализе  самого текста.

Подумайте, что станет сегодня основой нашего урока, чем будем заниматься, какова наша конечная цель.

Перед вами  тетради по развитию речи, набор текстов для работы на уроке, значит… (учащиеся предлагают свои выводы о форме урока, его содержании, теме урока)

В тетрадь: число, тема урока. Предлагаю вам все ответы на сегодняшнем уроке начинать со слов – удивительное рядом; подумайте, как вы будете строить свои ответы.

Цель урока: Развитие навыков комплексного анализа текста: чтение вслух небольшого текста, пересказ прочитанного, определение темы и основной мысли текста, сопоставление текстов по теме и основной мысли;  развитие навыков включения в пересказ высказывания по теме текста (цитирование) ; развитие монологической  речи учащихся в работе с текстовым материалом; развитие орфографической и пунктуационного зоркости учащихся.

Тип урока: интегрированный:  на уроке русского языка используются тексты художественной литературы, выразительное чтение, комплексный анализ текста; использование рисунков учащихся.

- Каковы ваши предположения, о чём сегодня на уроке  пойдёт речь?                                                - Сформулируйте цель нашего урока. Что мы хотим узнать? Чему научиться? Какие формы работы нам могут в этом помочь?  

Планируемые  результаты:

 Познавательные:  осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, развивать навыки комплексного анализа текста на основе исследовательской работы;

Личностные: формировать ценностное отношение к родному языку, нравственное достоинство, уважительное отношение к труду писателя,

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Принимать познавательную цель, следовать ей  при выполнении учебных действий.                                                                                            Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, учиться действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия, работая в паре.

Ход урока: На экране:

 Тема текста

Основная мысль текста
Цепная связь

Деление на абзацы

Микротемы

Учитель предлагает проанализировать данные на экране термины, на основе  которых учащиеся определяют ключевое слово темы.

- Прочитайте задание о построении текста,  

- составьте текст из данных предложений (укажите последовательность цифр)

- объясните, почему именно так построили текст.

Задание: составьте текст из данных предложений:

  1. Она вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами.
  2. Однажды мы гуляли в перелеске над рекой недалеко от деревни.
  3. Возле куста дикой бузины мы увидели птичку в ярком оперении.
  4. По-видимому, там у нее было гнездышко.
  5. Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветви и увидели это круглое гнездышко.
  6. Там лежало четыре яичка.
  7. Пока мы смотрели, птичка кружилась над нами и жалобно пищала, будто просила не трогать гнезда.
  8. Вокруг гнездышка в кустах валялись разбитые сухие скорлупки.
  9. В начале лета из яичек вывелись желторотые голые птенчики.
  10. Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его и принесли домой.
  11.  Зимой мы глядим на гнездышко и вспоминаем домик в лесу, птичку и нашу любимую тропинку.
    (Укажите порядок цифр для создания целостного текста. – 2314567981011)

природа, ветки, гнездо 2560 x 1440

         После того, как текст построен, учащимся предлагаются  слайды их рисунков (сделаны на уроке рисования по теме «Удивительное рядом», учащиеся стараются объяснить, почему выбрали такое название темы). Безусловно, использование изобразительной наглядности особенно важно на начальном этапе формирования коммуникативных умений, поскольку позволяет апеллировать непосредственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесного и изобразительного материала, создает благоприятные условия для речевых ситуаций.

Вопросы к слайдам:

  1. Почему выбрали именно такой вид птички? ( пеночка, зимородок)
  2. Почему предположили, что гнездо в кустах держится именно так? ( на развилке веток, ветер качает, высоко над землей)
  3. Выстраивая свой ответ, используйте слова из текста «Пока мы смотрели, птичка кружилась над нами и жалобно пищала, будто просила не трогать гнезда»

Орфографическая и пунктуационная работа с текстом:

        Объяснить орфограммы на основе выборочной работы в тексте:

  1. Гуляли в перелеске (падежное окончание сущ)
  2. Раздвинули и увидели (безударн. гласная перед суф.Л в глаголе;

прист з-с на конце приставок)

      3.  Оперились и вылетели (безударная гласная в корне слова)

      4.  Вспоминаем-( безударн. личное оконч. глаг)

   

 Пунктуационный разбор

1. Перечитайте текст,

2. Какие  по строению предложения вы увидели в тексте?

3. Как вы думаете, с какой целью их использует автор: он хочет рассказать  о чем-то или описать что-то?

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. (№11)

5. Объясните графически знаки препинания в предл. №4.

6. Выпишите из предл. №5 словосочетание  прил.+сущ

глаг. +сущ. в косвенном падеже и дайте им характеристику.

        Такие виды разбора по тексту (работа в парах) формирует у школьников регулятивные компетенции:  анализ, обобщение, внутренний план действия, рефлексия.

        Сопоставительная работа для 2-х текстов. (текст И.С.Соколова-Микитова и текст Е.И.Носова «Таинственный музыкант)- выразительное чтение учеником.

Вопросы для беседы:

  1. Определите тему текста. Что является темой – мелодия, которую слышал писатель, или раковина, исполнявшая эту мелодию?
  2. Почему вы решили, что тема текста – мелодия.

Описывать мелодию всегда сложно, ведь ее нельзя потрогать, повернуть, рассмотреть (как гнездышко). Но автор находит слова – назовите признаки мелодии, которую слышит автор. Обратитесь к рисунку вашего одноклассника; что главное вы выделили бы в этом рисунке? ( протянутую руку к раковине прудовика)

   

  1.  Какие чувства пробуждает текст? Чему учит? Разделяете ли вы авторскую точку зрения?  (Авторская точка зрения чаще всего совпадает с основной мыслью текста: в природе все так удивительно  и хрупко)

  http://mirpodsteklom.ru/wp-content/uploads/2016/07/Prudovik_obyknovennyy_1.jpg

Отрывок из рассказа Е.И.Носова дан без концовки. Желательно познакомить с его окончанием (выразительное чтение учеником). Даже в пересказе детям нетрудно будет понять, что эта маленькая история утверждает большую мысль (общую для двух текстов): удивительное рядом – природа так разнообразна и красива, а неловкое вмешательство человека может быть для нее пагубным. И главная задача человека – сохранить природу, неважно, гнездышко в лесу или раковину на берегу, важно, чтобы человек жил в гармонии с природой. Именно эту мысль хотели донести до читателя и И.С.Соколов-Микитов, и Е.И.Носов.

  Как бы вы сформулировали свой ответ на вопрос, связанный с авторской точкой зрения? (составление тезисов ответов)

Что вы возьмете из этих предложений? Используйте их в своем ответе как цитаты.

(на экране)

- Берегите птиц! Они красота наших лесов.

- Мир природы удивителен, красив и разнообразен, но неловкое вмешательство человека может погубить его.

Рефлексия: сочинение-миниатюра (запишите свой ответ на вопрос)- см. эпиграф к уроку.

Пример ответа учащегося: Я разделяю точку зрения автора в том, что «мир природы удивителен, красив и разнообразен, но неловкое вмешательство человека может погубить его», ведь человеку  нужна планета Земля с ее глубокими реками, высокими горами, маленьким гнездышком и раковиной прудовика на песчаной косе.

         

 Домашнее задание: закончите свое сочинение-миниатюру, используя в тексте цитаты;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...