конспект урока " В мире русской лексики" Урок- игра.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Ускова Ольга Владимировна

Урок- игра в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Урок – игра «В мире лексики» (5Б класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: углублённая(5 класс – 7часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании Авторской программы по русскому языку В.В. Бабайцевой, А.П.Еремеевой, А.Ю. Купаловой ( М., «Дрофа», 2011)

Цель урока: создать условия для отработки навыков употребления синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов,

обобщив и систематизировав знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы   в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;

3.Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

  • владеют приёмами, помогающими употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
  • умеют редактировать текст, употребляя синонимы;
  •  умеют работать со словарями.

Метапредметные:

  • Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания, учатся структурировать знания; совершенствуют мыслительные операции.
  • Регулятивные : формулируют проблему урока и цель своей деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль, адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.
  • Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить монологическое высказывание, конструктивно взаимодействуют в группе.

Личностные:

  • Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • Осознают необходимость самосовершенсвования;
  • Умеют соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Образовательные ресурсы:

-Рабочие листы для групповой работы;

-Индивидуальные задания для групп;

-Словари:  А.Ожегов. Толковый словарь.  В.Жуков. Словарь фразеологизмов.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Закрепление  опорных знаний      
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Технологическая карта урока

Дидакти

ческая структу

ра урока

Цели

Деятельность

 учителя

Задания для уч-ся, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты.

Предметные

УУД

(коммуникативные, регулятивные,

личностные)

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2мин).

Создать

доброжелательную атмосферу, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя

 

Подарите друг другу улыбку.

Приветствуют друг друга.

Слушают учителя

Строят речевое высказывание.

.

Создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

2.

Актуализация

знаний

(5 мин)

3. Постановка учебной задачи.

(1мин)

4. Закрепление опорных знаний

(7мин)

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Фиксация новой учебной задачи

Организовать учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.

Организовывает погружение в проблему.

Загадывает загадку.

Задаёт вопросы.

Объясняет эпиграф урока.

Обобщает ответы уч-ся:: в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы  в тексте,  уметь  использовать  их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Диктует предложение

Даёт задание к тексту

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.                    

Загадка:

Не мёд, а ко всему липнут.

Эпиграф: «Тот народ, который  создал  такой  язык, - поистине   великий  и  счастливый  народ».

К. Паустовский

Вопросы:1.Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

2. Для чего служат слова?

Задание: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предложение:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

       

Слушают учителя

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Записывают число,  тему урока.

эпиграф.

Формулируют тему  ( проблему)урока

Пишут в тетради предложение.

Осознают задания и выполняют действия.

1.Объясняют орфограммы и пунктограммы.

2.Находят слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3.Определяют лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясняют, однозначными или многозначными являются эти слова.            

4.Работают с  толковым словарём.

Пытаются решить задачу известным способом..

Фиксируют проблему.

Осознают задания и выполняют действия.

Оценивают правильность выполнения.

Соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

 

Строят понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.

Развивают внимание, монологическую речь.

 

Работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока.

Строят речевое высказывание при комментировании трудностей.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к изучаемому материалу.

5.

Игровой момент

Работа в группах

(10 мин)

5.Физ

минутка  

(3 мин)

6.Продолжение игрового момента.

Работа в группах

(10мин)

7.Иог урока. Домашнее задание

(2мин)

Организовать учебное исследование для выделения понятия.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Организовать учебное исследование для выделения понятия.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 

Задаёт вопросы.

Раздаёт задания группам и организует работу в них

.

Определяет дальнейшее содержание работы в группах. Формулирует задание.  Выявляет уровень затруднений по каждому вопросу.

Организует работу в группах.

Поддерживает активность, интерес.

Подводит итог.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий,

1группе: Отредактируйте текст.

2 группе: Подберите антонимы.

3 группе: Прочитайте заметку.

Определите роль омонимов.

Подобрать фразеологизмы с указанными словами, составить с ними предложения

слова  «свинья», «собака», «кошка»

Домашнее задание: написать письмо.

Выясняют значение слова корреспонденция.

Работают в группе. Анализируют задания. Осуществляют поиск средств достижения цели.

1группа: редактируют текст.

2 группа: подбирают антонимы.

3 группа: выясняют роль омонимов в тексте.

Выполняют упражнения.

Подбирают фразеологизмы с указанными словами, составляют с ними предложения

Предложения:

Строят речевое высказывание, делают выводы и умозаключения.

Дают в устной и письменной форме оценку групп. Заполняют листы оценки. Записывают домашнее задание  в дневник

Формирование умения использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

Обогащение словарного запаса.

Обобщение   и  систематизация знаний об омонимах, синонимах, антонимах;

Работа с текстом: редактирование.

Формировать умение использовать фразеологизмы в речи;  обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и  умения.

 

Обучение способам взаимодействия, сотрудничества.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений .

Решение проблемной ситуации.

Умеют соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения .

Развитие умения опираться на уже известное Воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Развитие умения групповой работы.

Действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места.

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов . 

Давать определение понятиям.

Устойчивый познавательный интерес к русскому языку

Понимают границы собственного знания и незнания. Осознают необходимость совершенствования.

6.

Проверка домашнего задания

7.Рефлексия деятельности

( 12 минут)



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью Владимира; сформировать представление о внешней и внутренней политике князя;  
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; развивать навыки выразительной устной речи;
  • воспитывать на примере личности князя Владимира любовь к родной земле, стремление исправления собственных отрицательных качеств.

Зрительный ряд: 

  • иллюстрации из книги «Крещение Руси»: изображения княгини Ольги и князя Владимира;
  • репродукции картин В.М.Васнецова «Крещение святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе (Корсуне), «Крещение киевлян в водах Днепра»;
  • иконы: «Иоан Предтеча, Ангела пустыни с житием», «Крещение Господне»;
  • иллюстрация «Крещение смолян», Мономахов собор.

Музыкальный ряд: М. Глинка «Херувимская песня» (возможны другие варианты).

Дидактический материал: тесты, кроссворды по теме.

Литературный ряд: стихи Сметаниной М.С., учителя г. Десногорска; театральный экспромт - сценка «И решился князь Владимир обратить всю земля в христианство…».

Оборудование: магнитная доска, аудио- магнитофон, ИКТ(индивидуальная работа с компьютером)

Используется мультимедийный комплекс «История православной культуры».Тест «Крещение Руси.»

Эпиграф:

Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится…

«Настало, как есть, христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»

                           Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Древняя Русь…Эти два простых слова связывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровое просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамента церковных книг. Мы непростительно мало знаем о Руси IX-X вв., XIXII вв., важнейших периодах, в которых складывалось и сложилось древнерусское государство.

Работа с иллюстрацией из книги «Крещение Руси».

II. Работа по теме.

Работа с учебником § 1 п. 1 («Языческие верования кривичей»)

- Кем были славяне до конца X века?

- Во что верили древние славяне?

- Что значит «языческая» вера? Каким богам поклонялись славяне-язычники?

Вывод: язычество – древнейшие религии, исповедующие веру не единого Бога, а множества богов или тайных сил, покровительствующих отдельным творениям (деревьям, камням, животным и т. д.), стихиям (земле, воздуху, воде, огню), природным явлениям (грозе, дождю, ветру и т.п.).

Определение конспектируется учащимися в тетрадь.

- Какие проявления язычества наблюдаются в современном мире? Ответы учащихся.

Личность князя Владимира.

 Конец X в.…Какой князь правил Русью? Что это за личность? Ответы детей.

«…И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами…И осквернилась кровью земля русская и холм тот».

Театрализованная сценка.

Работа с иллюстрациями «Крещение Владимира» и «Крещение киевлян». Были и политические предпосылки в выборе веры. Для укрепления государства нужен был единый правитель и единая Вера. Православие с этой точки зрения подходило более всего.

Словарная работа.

Ряды слов, записанные на доске: христианство, христиане, православие, Иисус Христос, крестьянин, крест, креститься, крещение, славяне, кривичи, крепость, оберег, идол, капище, волхвы, святые.

- Выберите из ряда слова, относящиеся к христианству.

- Как вы понимаете слово «крещение»? Ответы детей.

Православные христиане считают: крещение – это таинство, в котором через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы принимающий крещение омывается от первородного греха, а также от всех грехов совершенных ими до крещения.

 

Работа с иллюстрацией иконы «Крещение Господне».

Крещение Христа в водах Иордана Иоанном Предтечей – одно из важнейших событий новозаветной истории.  Обращаем внимание учащихся на то, что Иисус Христос крестился как обычный человек.

Символом веры является крест. Крест – священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания, символизирующей собою казнь Иисуса Христа и жизненный путь любого человека («нести свой крест», «крест по силам даётся»).  

Работа с учебником § 1 п. 2. «Первые проповедники веры во Христа на Смоленской земле.

Сообщение учащегося об Андрее Первозванном. (См. Приложение 1).

Работа с понятиями «проповедь»,  «проповедник».

Работа с учебником § 1 п. 3. «Крещение жителей Смоленской земли». 

 Найдите главную мысль абзаца. «Святой князь повелел им распространять христианскую веру: «Заповедуя сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей и церкви ставить». 

Работа с иллюстрацией «Крещение смолян».

Вывод: Крещение Руси – одно из важнейших событий не только для Древнерусского государства, но  и для всей российской истории, что этот шаг позволил русскому государству стать частью христианского мира. Возникла письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Государство Русь стала одним из могущественных в Европе.

  1. Рефлексия.
  2.  Закрепление материала . Индивидуальная работа с ИКТ.
  3. Тренировка навыков с тестовым материалом (тест смотри в приложении к уроку)

IV. Домашнее задание.

        В качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать один вопрос.

  1. Подготовить сообщение о первых христианских проповедниках в Смоленской земле.
  2. Храмы Смоленского княжества.
  3. Написать сочинение-рассуждение (эссе) «Как вы понимаете христианство», « Если вы крещены – то…».
  4. Нарисовать рисунок на тему «Крещение Руси».
  5. Сочинить стихи по теме «Крещение Руси».
  6. Составить кроссворд с новым словом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Андрей Первозванный.

        Апостол, брат апостола Петра, один из самых почитаемых на Руси христианских святых.

        До встречи с Иисусом Христом – простой рыбак, Андрей первым признал истинность учения Иисуса Христа и стал его учеником, за что и получил прозвание Первозванный. После распятия Христа, с нетерпением ожидал его воскрешения. А когда Иисус появился, первым последовал за ним. Проповедовал учения Христа в Византии, Фракии, Скифии, Македонии, Малой Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. В 62 году в греческом городе Патры он был распят язычниками на косом кресте. С тех пор крест такого вида именуется Андреевским (флаг морского флота).

        В 357 году по повелению императора Константина мощи апостола Андрея были перенесены в Константинополь, а после захвата столицы Византийской империи крестоносцами в 1208 году – в Кафедральный собор г. Альмахи в Италии. С 1458 года голова находится в Соборе св. Петра в Риме; правая рука в 1644 году была перенесена в Россию.

        На Руси почитание Андрея Первозванного распространилось с 80-х годов 11 века. Первая церковь апостола Андрея построена в Киеве в 1086 году великим князем Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. С именем Андрея Первозванного церковное предание связывает первую христианскую проповедь на территории Русского государства. Согласно «Повести временных лет» апостол Андрей, направляясь из Крыма в Рим, приплыл по Днепру к тем горам, где впоследствии встал Киев. Он благословил эти горы и поставил крест. Затем апостол Андрей дошел до Новгорода и через варяжские земли добрался до Рима.

        День памяти: 30 ноября (13 декабря).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

План-конспект урока "В мире алгоритмов"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Алгоритмы". Эта тема одна из глобальных тем информатики. А составление алгоритма - важнейший этап решения задач на компьютере....

Конспект урока "В мире слов, или что такое лексика"

Урок обобщения в 6-м классе по теме "Лексика"....

Конспект занятия в мире русской живописи

Конспект занятия "В мире русской живописи", посвященный художникам-передвижникам....