Урок русского языка по теме "Заметка в газету" (Программа М. М. Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рязанова Ольга Васильевна

Урок развития речи. Подготовка к сочинению в жанре заметки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Заметка в газету. Подготовка к сочинению.( Учитель: Рязанова О. В)

Цель: объяснить структуру жанра заметки, повторить теоретические сведения по теме «Публицистический жанр»; развивать умения сопоставительного анализа заметок; воспитывать любовь и уважение к родному языку и отечественной истории.

Ход урока:

1.Оргмомент. Число. Классная работа.

2.Проверка домашнего задания (ответьте письменно):

  • Для этих стилей характерна официальная обстановка (4 стиля).
  • Задача этого стиля- воздействовать на массы людей, сообщить  информацию о жизни страны, какого-то коллектива людей.
  • Для этого стиля характерно сочетание книжных и разговорных средств
  • Широко используются предложения с однородными членами
  • Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия)

О каком стиле сегодня пойдет речь на уроке?

3.Тема нашего урока: заметка в газету. Эпиграф: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Ротшильд)

  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться писать заметки?

Правила построения информации:

1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)

Эти вопросы – фундамент информации, то есть событие имеет всегда своего героя (кто), который что-то совершил (что) в каком-то месте (где) в какое-то время (где) и из-за чего-то (как, почему).

2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала – в первом предложении, в первом абзаце (журналисты это называют лид (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.

Такая информация удобна читателю потому, что он сразу получает сведения о самом важном факте. Если это не заинтересует, то он не станет читать материал.

Практическое задание: посмотрите структуру заметок, которые были вам розданы. Соответствуют ли они этим требованиям. Приведите примеры.

Основные черты заметки:

  1. Оперативность
  2. Актуальность
  3. Краткость, ясность изложения (20-30 строк)
  4. Точность

Как строить предложения:

  1. Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)

Если автор хочет создать интригу, добавить напряжения или заставить читателя теряться в догадках, то можно приберечь глагол напоследок.

Практическая работа: заметки. Оцените позицию подлежащего и сказуемого. Приведите примеры.

  1. Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.

Практическая  работа: рассмотрите статьи. Проанализируйте глаголы. Приведите примеры.

Заголовок.

Заголовок являет краткое содержание статьи, предельное сжатое выражение сути материала.

Типы заголовка («солнечное сплетение», не более 4-5 слов):

  1. Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)
  2. Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)
  3. Заголовок-тема (Ярмарка-выставка)
  4. Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)
  5. Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)
  6. Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)
  7. Заголовок-цитата из текста.
  8. Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех , все  на одного)
  9. Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)

Практическая работа: рассмотрите заголовки предложенных вам заметок. Приведите примеры.

Делаем выводы: на какие вопросы должна отвечать информация? Как строятся предложения в заметке? Какие формы глагола рекомендуется использовать? Как можно озаглавить заметку?

Практическая работа: в группах попробуйте написать заметку, озаглавьте её.

Чтение заметок.

Домашнее задание: На листе формата А4 распечатать картинку, фотографию, расположив её сверху страницы (на фотографии расположено действие, чтобы удобнее было писать заметку)

Правила построения информации:

1.Информация должна отвечать на вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? (Какой результат?)

2.Информация строится по закону перевернутой пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале материала – в первом предложении, в первом абзаце (журналисты это называют лид (намек, ключ, вводная часть). Основной текст расширяет информацию. В конце менее важные факты.

Как строить предложения:

  1. Начинать нужно с подлежащего и сказуемого, ставя второстепенные члены предложения после (Локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны)

Если автор хочет создать интригу, добавить напряжения или заставить читателя теряться в догадках, то можно приберечь глагол напоследок.

  1. Используйте простые формы настоящего или прошедшего времени. Они создают действие, экономят слова и раскрывают действующих лиц. Избегайте безличных глаголов, где это возможно.

Типы заголовка («солнечное сплетение», не более 4-5 слов):

  1. Заголовок – информация связан с темой материала (Нет учебника про Ваню)
  2. Заголовок-образ привлекает внимание читателя (О прожженной скатерти, второй жизни и многом другом (беседа с учителем химии)
  3. Заголовок-тема (Ярмарка-выставка)
  4. Заголовок- идея (Сделаем наш мир лучше)
  5. Заголовок-противопоставление (Не смех, а слёзы)
  6. Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого. Витязи в кедах)
  7. Заголовок-цитата из текста.
  8. Заголовок- перефразирование цитаты (Один на всех , все  на одного)
  9. Заголовок – крылатая фраза (Платон мне друг, но истина дороже)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 9 классе (УМК под редакцией М.Разумовской)на тему:"Средства выразительности"

Класс:9Предмет: русский языкДанную презентацию можно использовать после изучения темы "Тропы и стилистические фигуры" для обобщения изученного материала.Презентация подготовлена для работы на интеракт...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской

Программа рассчитана на 204 часа. Календарно - тематическое планирование содержит рубрики "Домашнее задание", "Творческие задания", "Региональный кубанский компонент" на основе программы Гриценко Р.М....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (надомное обучение) по УМК Разумовской

Данное календарно-тематическое планирование уроков русского языка составлено для надомного изучения курса русского языка в 5 классе. Количество часов по программе -119, в неделю - 3, 5 часа по УМК Раз...

Перспективно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской

Планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской...

Перспективно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской

Планирование уроков русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской...