Имя существительное как часть ркчи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал для 5 класса (повторение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5a.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

В 5 классе

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Учитель: Пестова М.С.

Тип урока:  открытие новых знаний

Цели урока:

  • Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы;
  • Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, уметь сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества;

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Методы:

  • Прием рефлексивной деятельности;
  • Метод конкретизации целей обучения;
  • Метод открытого обсуждения новых знаний;
  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерно опыту школьников.

Средства обучения:

Компьютер, проектор, учебник, тетрадь, жетоны, карточки, словари, «маршрутный лист».

Ход урока:

1.Организационный этап

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Закрепление.

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия.

8.Оценки за урок.

Эпиграф к уроку

«Имя существительное – хлеб языка»

Л.В. Успенский

1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Запись числа, классной работы (оставить пустую строчку для темы).

Минутка чистописания

- прописать элементы и слова.

Учитель: сегодня мы с отправимся в страну Морфологию, но эта страна огромная, первый город, который мы посетим -   Предметинск.

- Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? (имя существительное)

-  Правильно, запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).

Сегодня мы работаем в группах, а это значит - работаем дружно. Я предлагаю вам взяться за руки в знак солидарности и единства. Если готовы – жмите руки. Капитаны команд будут по итогам выполнения заданий поставлять баллы в журналы. Эти баллы повлияют на вашу оценку за урок.

(Работа предполагает наличие жетонов разных цветов:

1 красный - высокий уровень

2 зеленый -  средний

1 желтый - низкий

Капитаны - красные)

2.Постановка проблем и задач:

С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи; познакомитесь со значением имени существительного, выявите морфологические признаки и синтаксическую роль.

Задачи:

- узнать

-научиться

- находить

- выучить и пользоваться

Запись эпиграфа к уроку

- Докажите это высказывание.

- Объясните постановку тире.

(о справедливости этого высказывания говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных).

3.Актуализация знаний.

1 остановка «Опознавательная»

Кластер «Имя существительное» (начальная школа).

4. Первичное усвоение новых знаний.

2 остановка «Теоретическая»

Заполнить лингвистический паспорт, необходимый  для морфологического разбора (опираясь на правило из учебника).

                                 

Имя существительное

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

Самопроверка по слайду.

5. Закрепление.

3 остановка «Морфологическая»

Желтые

Выпишите в тетрадь существительные (карточка 1)

Ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

Зеленые

Найти лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком (карточка 1).

  • Олень, дочь, мужчина (род)
  • Собака, книга, девочка (одуш.)
  • Москва, город, Россия (собств.)
  • Ключи, уроки, класс (число)

Красные

Исправить ошибки Пети, объяснить их (карточка 1)

Задание было подчеркнуть  существительные. Посмотрите, как его выполнил Петя.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семерка, единица, сотый, сотня.

Учитель:

- Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)

Учитель:

Повторим названия падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее».

Задание: изменить по падежам имя существительное (группа)

Падеж

Вопросы

1

2

3

4

И.п.

Кто? Что?

зима

конь

двор

степь

Р.п.

Кого?Чего?

зимы

коня

двора

степи

Д.п.

Кому? Чему?

зиме

коню

двору

степи

В.п.

Кого? Что?

зиму

коня

двор

степь

Т.п.

Кем? Чем?

зимой

конем

двором

степью

П.п.

О ком? О Чем?

О зиме

О коне

О дворе

О степи

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

4 остановка «Синтаксическая»

Имена  существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городке Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами.  Докажем, что существительное может быть любым членом предложения (по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России.

5 остановка «Проверочная» (*)

Тест

Взаимопроверка по ключу.

6 остановка «Творческая»

Синквейн (Родина)

Родина

Великолепная, необъятная

Защищает, помогает, кормит

Моя Родина – Россия

Богатство

Рефлексия (просмотреть поставленные на урок задачи)

2 фразы:

- Я знаю, что……

- Я уверен(а), что……

Домашнее задание:

Карточки (разноуровневые задания).

Оценки за урок (подсчет баллов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные

Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные" в шестом классе....