Повторение морфемики
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrytyy_5b.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа        

Открытый урок

русского языка

5 класс

 «Морфемика. Повторение».

Пестова М.С.

Велиж

2018

Цель урока:

1)деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности.

2)образовательная: повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»;

3)воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания.

Задачи урока:

  • создание условий для формулировки цели урока;
  • содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнения;
  • организовать рефлексивную деятельность учащихся;
  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

Форма урока: урок-практикум.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-предметные (повторить и обобщить материал)

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль, используя форму зачета).

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

2. Проверка дифференцированного домашнего задания (2 мин.)

А. Верное/неверное утверждение;

Б. Самооценка учащихся (карточка).

3. Актуализация знаний (2 минуты).

Беседа об изученном материале, темах, разделах языкознания.

-Какой раздел мы закончили изучать?

При изучении темы "Морфемика" мы познакомились с терминами:

-Что они означают?

Морфема

Морфемика

Орфография Культура речи

Морфема - значимая часть слова.

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.

Орфография - правила написания слов и их форм.

Культура речи - это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.

4. Целеполагание (2 минуты)

Побуждающий диалог

-Определим лингвистическую тему нашего урока. Для этого ответьте на вопрос: «Какой раздел русского языка мы заканчиваем изучать?».

 

-Какова цель нашего урока?

Итак, цель нашего занятия - закрепление знаний, полученных при изучении данного раздела. Мы повторим основные ключевые понятия, термины и орфограммы.

Проблемный вопрос как будет звучать?

-Для чего необходимо владеть знаниями об этом разделе языка? Возможно ли изучение без данного раздела?

5. Повторение знаний (5 минут)

Организация размышления над проблемой.

1.Диктант (разминка) "Приставка, корень, суффикс, окончание, основа".

(Работает 1 ряд, другой - выполняет тест "Морфемы слова".

Вопросы.

Что составляет основу слова?

Какие части слова служат для образования новых слов?

Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?

Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?

2. Тест "Морфемы слова"(на слайде). Взаимопроверка по ключу на слайде.

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание

б) корень, суффикс

в) приставка, корень, суффикс, окончание

г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание

б) приставка

в) корень

г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании

б) в приставке

в) в корне

г) в суффиксе

5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?

а) -и-

б) -а-

в) -е-

г) -л-

6. Основное закрепление.

1 Задание -7 минуты(Составление словесного древа)

2 Задание -5 минут(Эстафета)

3 Задание -10 минут (Колонки)

4 Задание -5 минуты(Беседа о значении словарей)

Организация работы уч-ся на закрепление материала

 Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево". Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.

Задание 1:

составьте "словесное дерево" из однокоренных слов.

(Работа выполняется в тетрадях на основе записанных слов на доске.)

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.

Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.-

-Какие слова вы не использовали при составлении словесного древа? Почему?

Задание 2

Эстафета «Найди сорняк и вырви с корнем»

-Какое еще значение есть у слова корень?

Вспомните, что такое корень. Объясните, как вы понимаете слово сорняк.

Задание:

В каждой группе однокоренных слов есть одно лишнее слово, не являющееся однокоренным. Это и есть «сорняк», но внешне он похож на остальные слова! Ваша задача отыскать и «вырвать сорняк с корнем». т.е. выделить корень и подчеркнуть слово, не являющееся однокоренным, затем передать лист следующему участнику.

Физкультминутка «Фигура, замри!»

3.  Распределить слова в 3 колонки с одинаковыми морфемами.

Вот уж снег последний в поле тает

Тёплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли.

ЗАДАНИЕ 4

Беседа о словарях

Проблемный вопрос:

А что же делать, если сложное слово надо написать? Что нам поможет?

! Орфографический словарь.

? Какие ещё вы знаете словари: словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь, словарь крылатых выражений.

Ребята, есть словарь, который поможет нам разобрать по составу самые сложные слова. Его нам представит Даня в виде презентации.

"Школьный словарь строения слов русского языка".

Ребята, есть словарь, который поможет нам узнать, как произошла та или иная морфема.

Это этимологический словарь. Например…………… нам расскажет, прочитав данный словарь о том, как возник суффикс –ба и суффиксы –онок и -енок

7. Обобщение (5 минут)        

Проведение викторины на знание основных понятий( презентация)

Итак, достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Повторили ли мы все термины и понятия морфемики?Какие?

Что мы еще узнали на уроке?

О каких словарях говорили?

Сможем ли мы теперь решить наш проблемный вопрос-для чего нужно изучать морфемику?

Изучать морфемику и словообразование нужно для того, чтобы быть грамотным.

Синквейн (по расчету времени)

Заключение

Священное умение говорить,

Произносить слова и строить фразы,

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Как ты проста, осмысленная речь!

Приставка, окончание, основа!!!(запись на доске)

Е. Винокуров.

8.Итог урока. Рефлексия.

Организация анализа деятельности учащихся.

-Ребята, заполните карточки самоконтроля и те задания, которые вы выполнили без ошибок, отметьте знаком «+», а те, в которых допустили 2 и более ошибок, отметьте знаком «-». Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы не допустить этих ошибок в контрольной работе.

9.Домашнее задание творческого характера.

(Сочинить продолжение сказки по заданному началу о морфемах)-на выбор

Составить словесное дерево –всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Урок-игра в 5 классе "Цветок знаний". Повторение по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний»....

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Повторение "Морфемика и словообразование" (6 кл)

Задания для самостоятельной работы...

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...

Конспект урока русского языка в 5 классе ФГОС "Повторение морфемики"

Конспект урока русского языка 5 класс, проведенного в форме урока-обряда. направлен на повторение морфемики на материале, иллюстрирующем русские обряды, свазанные с празднованием православного праздни...