Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Винокурова Валентина Николаевна

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Е.Н.Ильин

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Урок обобщающего повторения теме «Имя прилагательное».5класс

Оборудование: I  Трафарет  цветика-семицветика – личного опорного конспекта каждого учащегося. Приложение 3- карточки с именами прилагательными. (на каждой карточке – одно прилагательное). Количество карточек равно числу учеников. 3. Рисунок «Стражники у ворот прилагандии» (Приложение 4)

                                             Ход урока.

  1. Слово учителя: Сегодня у нас последние уроки темы «Имя прилагательное». Повторять и обобщать изученное, мы будем, путешествуя по сказочному государству Морфология, в котором есть княжество прилагандия. В пути нам понадобиться рабочая тетрадь и трафарет цветика-семицветика, на каждом лепестке которого мы в ходе урока сделаем необходимые краткие  записи. Итак, в путь. Сказку мы начнём рассказывать вместе.
  2. Редактирование текста.

Задание: возьмите  с парты карточку, с написанным на ней  именем прилагательным и внимательно следите за текстом на доске.

 1предложения дополняет 1ряд

 2 – 2ряд

 3 – 3 ряд.

                   Текст

1.В …  …  …   … день  … ребята отправились в … путешествие.

2.  …   …  небо предвещало …прогулку.

3. …  …  воздух радовал,  … … ветерок бодрил.

1.Только … … снег напоминал о … зиме.

2. …  тропинка бежала  вперёд,  мимо  … и … домов, …  и … магазинов,

мимо … школы.

3. Наконец, она добежала до …  … ворот, у которых  стояли …  …  стражники.

  1. Работа с рисунком. (Заранее вывешивается рисунок у ворот прилагандии)

                                Два грозных стража у ворот

                                Устроят нам допрос.

                                И в прилагандию войдёт,

                                Поймёт кто их вопрос.

Задание: 1 Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? Ребята, чьи карточки с прилагательными не  участвовали в редактировании текста, сейчас помогут нам. С помощью этих карточек  можно миновать стражников и войти в город. Первыми войдут ребята, на карточках которых записаны прилагательные, отвечающие на вопрос какой. А кто пройдёт мимо стражника чей?

  1. Работа с трафаретом цветика-семицветика.

 Задание: на первом лепестке цветка сделаем первую краткую запись. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой? Чей?

                                              С  большим трудом мы вошли в город

                                              Могуч и грозен стражник «Чей?»

                                              Усы густы «Какой добрей».

  1. Слово учителя: Миновав ворота, мы можем идти дальше, но дорога раздваивается: одна – ровная, ведёт влево(=====), а другая – извилистая вот такая                          ведёт направо. У развилки лежит камень на нем написано:

                                      «Направо пойдёшь – в предложение придёшь,

                                       Налево  пойдёшь – в предложение попадёшь,

                                       И в том и в другом ты найдёшь прилагательные,

                                       Их роль в предложении оценишь обязательно».

Задание : 1.Необходимо определить какими членами предложения могут быть прилагательные. Запишем 2 предложения и сделаем синтаксический разбор.

           Грозный стражник стоит у ворот.

           Он могуч, усы густы.

Задание:2. Подумайте и скажите какую графическую запись на втором лепестке мы можем сделать? (Вид второго лепестка: Роль в предложении: определением и сказуемым)

Задание: 3. Сравните прилагательные  1 и 2 предложений? (полные и краткие).

Что общего между полными и краткими прилагательными? В чём отличие? Приведите примеры кратких прилагательных с основой на шипящую. Оформите 3и 4 лепестки трафарета.  (Вид 3 л – Густой (полное),  густ (краткое).

                    (вид 4л – могуч)

  1. Наблюдение, анализ и беседа. Чтобы прийти к кондитерскому магазину, по какой из двух дорог мы должны пойти? (кондитерский магазин                        ).

На  витрине  три сорта конфет, давайте запишем названия: красная шапочка,

красный мак,  красное драже. Какой вывод мы можем сделать сразу? ( Имена прилагательные изменяются по родам. Какие выводы мы можем сделать, проанализировав следующие примеры?

   Красные маки росли у дороги.

  Красными маками алеет степь.

  Семена красного мака  мелкие, как бисер.

(Имена прилагательные изменяются не только по родам, но и по числам и падежам. Согласуется с именем существительным).

Задание: заполнить 5 и 6 лепестки трафарета. ( Вид 5 л – изменяется по родам числам и падежам). (Вид 6-го л согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.) Можем ли мы сердцевиной листка считать имя прилагательное.

Остался незаполненным последний 7лепесток. Чтобы его заполнить, посмотрите ещё раз на карточку с прилагательным. С их помощью мы редактировали текст, прошли мимо грозных стражников. Сейчас руку поднимет только тот, чей пример на карточке соответствует правилу написания окончаний имён прилагательных  после шипящих (заячий, большие, медвежий, свежий, волчий).

Задание: Заполнить 7 лепесток трафарета.

(Большого    о под ударением

 Свежего       е без ударения).

  1. Вот и закончилось наше путешествие по Прилагандии. Стражники не выпустили нас из пределов этого интересного  княжества. На следующем уроке мы должны вспомнить всё то, что не смогли разглядеть на этом.
  2. Кто готов, используя конспект, сделать обобщение в научном стиле?
  3. Итоги.

Приложение1

                        Справочные материалы для 1 ряда.

Мартовский, тёплый, солнечный, ясный, сказочный, весёлый, последний, рыхлый, злой, заячий, лунный, косолапый.

                     Справочные материалы для 2 ряда.

Ярко-синее, высокое, приятная, извилистая, большой, маленький,  хозяйственный, продовольственный, музыкальная, дедушкин, матросский, медвежий.

                   

                        Справочные материалы для 3 ряда.

Прозрачный, весенний, свежий, лёгкий, городской, огромный, сердитый, усатый, сёстрин, волчий, лисий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

Конспект урока обобщающего повторения во 2м классе

Традициооно в конце учебного года во 2м классе проводится урок обобщающего повторения. В игровой форме ученики применяют полученные знания для реализации языкового общения. На уроке они становтся дети...

конспект урока: "Обобщающее повторение по теме Древний Египет"

Конспект урока: " Обобщающее повторение по теме Древний Египет" по учебнику Вигасина, Годера " История Древнего Мира". Урок в форме игры между двумя командами. ...

План-конспект урока обобщающего повторения.

Тема урока:  Виды и уровни географического положения России.Цели и задачи:- обобщить знания о географическом положении России...

Хозяйство России (вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье) (конспект урока обобщающего повторения).

Урок-зачет по георгафии, предполагает тестовую проверку знаний учащихся по изученному разделу....

конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».

Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...

Конспект урока "Обобщающее повторение по теме «Животные»"

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Животные», отработать навыки говорения и письма по заданной темеЗадачи:Активизировать лексические единицы по теме «Животные»;Выполнить мини-проект по теме...