Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Рябикова Васима Рависовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по развитию речи.

5 класс (ФГОС)

Составитель:  Рябикова В.Р,

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1) Предметные: совершенствовать умение анализировать картину и составлять рассказ-повествование о ней.

2) Метапредметные: 

● Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

● Умение грамотно и связно излагать свои мысли;

3) Личностные: 

● Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

● Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

4) Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.

Результаты обучения:

Личностные: стремление к речевому совершенствованию, достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Метапредметные: способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского языка и правила правописания.

Предметные: усвоить понятие основной мысли высказывания; знать, что рассказ по картине – один из видов повествования; иметь представления о замысле художника; уметь составлять рассказ – повествование на основе жанровой картины, раскрывая основную мысль текста.

План урока:

1) Организационный момент – 2 мин.

2) Основная часть

● Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.

● Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 3 мин.

● Рассказ о художнике и о других его картинах (показ презентации) – 10 мин.

● Физкультминутка – 2 мин.

● Анализ картины по предложенным вопросам – 15 мин.

3) Заключительная часть

● Рефлексия. Самооценка – 2 мин.

Ход урока.

1)Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные УУД:

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим. Эмоциональный настрой на урок. 

2)Актуализация знаний (на основе изученной темы)

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках:

1. Какое предложение является простым?

2. Назовите порядок синтаксического разбора простого предложения.

- Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного. 

3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- Ребята, послушайте стихотворение, которое я сейчас прочитаю.

Слайд №2

Млечный Путь

Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет —
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
(Р. Алдонина)

- Как вы считаете, фотография отражает суть стихотворения? А вы знаете картины, где небо одно из главных её героев?

- Ответы детей.

Слайд № 3

- Перед вами картина Художника Федора Павловича Решетникова. Попробуйте догадаться, как она называется?

- Ответы детей (возможно «Ночной город», «На крыше», «Ребята», «Мальчишки»).

Слайд №4.

- Как вы думаете, зачем я показала вам эту картину? Попробуйте сформулировать тему нашего урока, используя предложенные слова.

-Ответы детей (Написание сочинения по картине Решетникова Ф.П. «Мальчишки», подготовка к написанию сочинения…).

- Да, вы правы, запишите тему урока (Сочинение по картине Решетникова Фёдора Павловича «Мальчишки»).

-  Записывают дату и тему урока

- А теперь подумайте и назовите цель нашего урока.

- Ответы детей (научиться делать анализ картины).

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. 

4) Рассказ о художнике и о других его картинах с использованием презентации.

Слайд №6

Биографические сведения


Решетников Фёдор Павлович –советский художник
Родился в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи, в семье иконописца 28 июля 1906 года

Слайд №7

У него рано проявился интерес к живописи. Маленький Федя помогал брату

растирать краски, натягивать холсты, мыть кисти. Иногда рисовали сам.

Слайд №8

Рано осиротел. Перепробовав разные профессии, работал в клубе железнодорожников станции Гришино (в той же области), откуда был послан учиться на рабфак искусств в Москву. Вскоре поступил в Высшие художественно-технические мастерские. Уже в студенческие годы прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934).

Слайд №9

- Уточнить, что такое ШАРЖ. Предложить найти определение этого слова в толковом словаре Ожегова одному из учеников.

- Лексическая работа. Зачитывает.

Шарж -  сатирическое или юмористическое изображение
кого-нибудь или чего-нибудь в подчёркнуто искажённом,
карикатурном виде.

Слайд №10 -11
После чудесного спасения , Решетников пишет ряд картин о мужественных людях, которые победили стихию.

Слайд №12

Действительный член АХ СССР с 1953 года. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны вернулся к своей профессии.

Слайд №13-14

Любимыми героями его картин стали дети.

Слайд №15

Картина Решетникова Ф.П. «Прибыл на каникулы» является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров – больше, чем какой – либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.

        

Умер Решетников Ф.П. 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5). Физкультминутка.

- Молодцы, ребята! Вы многое узнали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, какие созвездия вы знаете.

Выполняют гимнастику.

 Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6) Анализ картины по предложенным вопросам.

- Откройте учебник, упражнение №229. Прочитайте задание. Рассмотрите репродукцию в конце учебника.

Слайд №16.

  1. Рассмотрим картину повнимательнее. Кто на ней изображен?
  2. Для чего они туда пришли? Опишите каждого.
  3. На какие части можно разделить картину?
  4. Какое время суток изображено на картине? Что на это указывает?
  5. Какие краски и тона преобладают?

- Ответы детей по вопросам. Запись в тетрадь основных формулировок.

Слайд №17.

- Как вы думаете, о чем мечтают мальчишки? Зачитываю стихотворение.

Аркадий Хайт 

 

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

                   Можно взять перо Павлина,

                   Тронуть стрелки на Часах,

                   Покататься на Дельфине,

                   Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

                    Над Землёю ночью поздней,

                    Только руку протяни,

                    Ты ухватишься за звёзды:

                     Рядом кажутся они.

- Ответы детей.

Слайд №18.

- Ознакомление с рабочим материалом к сочинению.

Слайд №19.

Составление плана. Сопоставление его с имеющимся образцом. Корректировка.

Слайд №20.

Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

Зачитывание примера.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Слайд №21.

7) Итог урока. Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

 - Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, 

8) Домашнее задание. 

Записывают домашнее задание: упражнение № 229, написать сочинение по картине.

Список  используемой литературы:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
  4. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Слайд 2

Цель урока: развивать художественную речь ; учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику по данной теме; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова

Слайд 3

«Мальчишки» (1971 г.)

Слайд 4

Рассмотрите картину Ф.П.Решетникова «Мальчишки» Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. А.Хайт

Слайд 5

Рассмотрим картину Какое время суток изображено на картине? На какие части можно разделить картину? Какие краски и тона на полотне преобладают? Кто герои картины? Где мы их видим? Как они там оказались? поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше… небо, город, мальчики на крыше тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры… три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи… на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…

Слайд 6

Рассмотрим героев картины Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя? Чем он отличается от своих товарищей? Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик? Опишите выражение лиц других героев картины? Что можно сказать о характере каждого мальчика? мальчик, который находится в центре группы, является центром картины он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель

Слайд 7

Как вы считаете, что привлекло внимание школьников? О чём они мечтают? В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе, В настоящем космосе Побывать однажды!

Слайд 8

Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной? Выберите точные слова для определения настроения автора светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, мечтательное.

Слайд 9

Словарная работа Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.

Слайд 10

Проверьте себя Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.

Слайд 11

Подберите синонимы ХУДОЖНИК — живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; КАРТИНА — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; ИЗОБРАЗИЛ — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал; МАЛЬЧИКИ — ребята, герои картины

Слайд 12

Составим план сочинения Несколько слов об авторе картины. Кто герои картины? Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? Как они изображены? Опишите каждого: а) роль б)внешность в)поза г)выражение лица 7.Что можно сказать о характере каждого? 8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?

Слайд 13

есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте: Приступайте к работе в чистовике. Удачи!

Слайд 14

Всем спасибо за работу!

Слайд 15

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia Репродукции картин Ф.П.Решетникова: http://ru.wikipedia Использованный материал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока русского языка "Виды сказуемого" 8 класс

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение» 5 класс

Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием материала по краеведению...