Использование кейс-технологии при подготовке к научно-исследовательской работе по русскому языку
статья по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Вантеева Юлия Геннадьевна

Использование кейс-технологии при подготовке к научно-исследовательской работе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku_statya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологии при подготовке к научно-исследовательской работе по русскому языку

Кейс-технология (кейс-метод) как современная технология развития способности находить суть проблемы и анализировать пути решения позволяет формировать метапредметные и предметные результаты, сочетать в себе использование разных методов (проектных, исследовательских). Кейс-технология органично сочетается с работой на уроках русского языка и литературы над комплексным анализом текста, где обучающиеся анализируют идейный замысел автора и средства его воплощения, а также пытаются выйти на общезначимые проблемы и пути их решения, актуализируя определенный комплекс знаний. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Анализ ситуаций позволяет ввести в проблемную ситуацию и обосновать ее значимость, уметь находить информацию и работать с ней, использовать различные источники из разных предметных областей, а также личный опыт обучающихся. Результатом такой работы может быть как индивидуальный, так и коллективный продукт. Говоря о русском языке, это может быть устное выступление на проблемную тему (развитие навыков устной монологической речи), написание эссе (развитие навыков письменной монологической речи), создание группового проекта и его защита (навыки совместной и самостоятельной  исследовательской работы).

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО) неоднократно отмечается необходимость «формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [3].

Одн из интересных форм работы является реализация лингвистического проекта «Мой город, мой край, моя страна», в котором филологическому анализу подвергнутся малознакомые читателю тексты югорских авторов. В ходе исследования выявляются историко-культурные и духовно-нравственные истоки творчества, отражающие национальное и региональное своеобразие Югры, при этом данная работа проводится в рамках подготовки к написанию итогового сочинения в старших классах и в качестве подготовительного этапа к исследовательской работе. Данное занятие по форме соответствует уроку развития речи, на котором поднимаются проблемы регионального характера, значимые для обучающихся. Содержание урока предполагает хорошее знание школьниками регионального дискурса (понятие для них не вводится), знакомство с этапами работы над текстом.

В лингвистическом понимании можно говорить о югорском дискурсе, объединяющем тексты с общим образно-тематическим содержанием, характеризующим Югорский край и определенным набором речевых средств как системы знаков, постоянно воспроизводящихся в каждом из текстов и понимаемых и авторами, и читателями в общей системе координат, определяемых проблематикой, связанной со специфическими и актуальными для данной территории смыслами. Каковы же признаки, которые позволяют отнести тот или иной тексты к югорскому? Во-первых, мы можем говорить об опознавательных знаках, которые включают в себя топонимические обозначения, характерные для Югорского края и его конкретных локаций (например, Торм-Аган, Сургут, Обь и др.). Каждый из них представляет собой внутренне завершенную систему ономастических единиц, связанных объектом наименования (югорские реки и их притоки, югорские города и поселки, народы, коренные жители Югры). Во-вторых, есть специфическая лексика, которая характерна для Югры, она в свою очередь подразделяется на диалектизмы, слова определенной территории, и общеупотребительную тематическую лексику, отражающую специфику Югорского края (растительная лексика – брусничник, тайга, ягель, животная лексика – гагара, северный олень, медведь). В-третьих, сюда можно отнести проблемы, актуальные для Югорского края и его становления: проблемы экологии, бережного отношения к окружающей природе; проблемы сохранения культурной памяти народа, в частности культурного наследия ханты и манси, однако сюда включается и проблема оседлости пришлого населения и его психологии временщиков. В-четвертых, сюда можно отнести некие общие историко-культурные смыслы, связанные с фольклором, мифологией и неомифологией народов, населяющих Югру. В качестве примера можно привести символический образ черного лиса в Сургуте, концепт нефти и др.

Для реализации практико-ориентированного подхода в обучении исследовательской деятельности для нас самым важным является параметр проблематики, позволяющей выйти на общечеловеческие ценности и их отражение в региональном тексте. Для анализа мы привлекаем тексты, которые могут помочь учащимся в подготовке к исследовательской деятельности в формате проекта, а также к итоговой аттестации при написании сочинения на одну из проблемных тем. Аргументация, связанная с региональной проблематикой, станет сильной стороной любой творческой работы, так как современные шаблоны подготовки ориентируются на усредненного ученика и не отражают региональной специфики в системе образования. Региональный компонент также может присутствовать при подготовке к итоговой аттестации и реализации индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Филологический анализ текста – обязательная компетенция, формируемая в рамках школьных курсов русского языка и литературы. Он является интегрирующей единицей образовательного пространства, развивая навыки аналитической деятельности. Навык данной работы должен формироваться в том числе и на разных по стилистике, проблематике, жанровой принадлежности текстах. Выпускник школы должен уметь анализировать и интерпретировать текст, используя сведения по литературе, русскому языку, уметь определять стиль, создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание. Учащиеся вспоминают основные принципы написания сочинения-эссе, его жанровые особенности.

Представим один урок из серии занятий по реализации проектной деятельности на основе региональных текстов. Урок на тему «Белые пятна истории края» строится по следующему плану.

I. В начале урока ребята говорят, какие они знают исторические места Сургута. Учитель подводит к мысли, что таких мест не очень много. Можно ли считать Сургут  городом с историей? Это этап выявления и формулирования проблемы исследования, а также прояснения неясных вопросов. Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе восстановления ранее полученных знаний и формулирования гипотезы.

II. Этап планирования и разработки учебных действий начинается с задания: прочитать текст и письменно ответить на вопросы по анализу текста.

III. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза.  На следующем этапе дети в группах обсуждают вопросы и формируют задания для каждого в группе.

IV. Далее начинается процесс подготовки сообщений и выступления с ними, переосмысление результатов собственных наблюдений, проверка гипотез.

V. Дети получают групповое и индивидуальное задание для последующей работы (коллективный проект по выбору и написание эссе на основе текста на выбранную тему).

Далее мы демонстрируем кейс, в котором на основе регионального текста формируются навыки филологического анализа текста и совместной исследовательской работы. Представленный в статье кейс отвечает следующим требованиям: соответствует цели занятия; имеет соответствующий уровень трудности; актуален на сегодняшний день; иллюстрирует типичные ситуации; развивает аналитическое мышление; отражает проблему, провоцирует дискуссию; имеет несколько решений; носит региональный характер.

КЕЙС

Белое пятно истории

Лет пятнадцать назад, когда еще строился железнодорожный мост через Обь, возвращался с монтажниками-верхолазами после трудового дня в их поселок, раскинувшийся тут же, по соседству со стройкой. Приятель предложил заглянуть к археологам.

- Археологам? – удивленно переспросил я. – Что им в тайге, в болотах копать?

- Да не в болотах – наоборот, на горе. Барсовой называется.

Приятель привел меня на поляну, солнечную и зеленую, где раскинулись палатки, какие встречаются у завсегдатаев больших и дальних переходов. На краешке обрыва тлел небольшой костер, негромко звучала гитара.

Познакомились с хозяевами, разговорились как старые знакомые. В закопченном чайнике заиграла вода. Налили в кружки. Пахнуло запашистым, с дымком, чаем. Ребята тут же соорудили что-то вроде стола, разложили на нем целую коллекцию находок.

Не скажу, что я большой знаток старины и что часто бывал в краеведческих музеях, но тут поразился увиденному. Предметы-то для непосвященных в общем-то обычные: разные виды оружия, утвари, украшений. Но почему они найдены здесь, причем в большом количестве?!

И вот этим летом новая встреча с археологами. Попросил руководителя экспедиции, кандидата исторических наук из Уральского университета Наталью Федорову рассказать, что таит в себе Барсова гора.

- Комплекс уникальный. Расположено здесь огромное количество памятников археологии. Датируются они эпохой неолита – это четвертое тысячелетие до нашей эры. Возможно, есть памятники более раннего периода и более позднего, датируемые 18-19 веками нашей эры. Есть укрепленные поселки – селища, есть городища, иногда с бастионами, есть могильники, святилища, культовые места. Зафиксировано около трех тысяч жилищ, 60 городищ, пять могильников, несколько святилищ. Найдено пять кладов древнерусского искусства, три из них включают украшения, посуду из серебра, привезенные, по-видимому, из центров средневековой цивилизации.

Здешние находки украшают экспозиции Эрмитажа, Королевского музея Стокгольма, хранятся в музеях и научных учреждениях Свердловска, Тюмени.

К сожалению, большая часть территории археологического памятника прекратила существование.

Что же стряслось, кто посягнул на святая святых нашей истории? Допускаю, что до начала работ уральских ученых строители железной дороги, нефтяники, транспортники ни сном ни духом не ведали, по какой земле они водят большегрузные машины. Закладывают фундаменты промышленных объектов, ставят опоры высоковольтных линий электропередачи… Спустя какое-то время о «Горе с сокровищами» узнали, только не изменили отношения.

<….>Как реликвия хранится у меня карта-схема Сургута до 1917 года, составленная местным уроженцем П.П. Пугно. На ней – улицы старого Сургута с их прежними названиями: Купеческая, Богорождественская, Мещанская, Троицкая, Николаевская. Позднее их перекрестили – стали Красноармейская, Народная, Революционная, Ленина, Республики… Квадратиками помечены дома, фамилии их хозяев, милые моему сердцу и сегодня, - Щепеткины, Кайдаловы, Тверетины, Кушниковы, Менщиковы, Домашовы… Нанесены интересные названия: Казенные хлебные амбары, Стрелецкий бугор, Манежная площадь, Мангазея-ярмарка…

Почерневшие, кряжистые избы. Ворота некоторых по козырек заросли капризными деревянными узорами быстрого письма резьбой. На крышах – листовое железо, крашеное, с частыми проплешинами: это легли тени деревьев. Разбежались по берегам легкие челноки-долбленки, плоскодонки, сколоченные из досок… Густо заселенные коренным и пришлым людом улочки…

Все эти приметы старого Сургута, которого не стало. На высоком песчаном месте, излучине Саймы и Бардаковки, разбросаны микрорайоны энергетиков

….

Ведь наши северные города очень бедны историческими памятниками, туристическими объектами. Наличие рядом с городом такого историко-культурного комплекса могло бы внести вклад в дело исторического образования населения. Наконец, этот комплекс мог бы стать первоклассным туристическим объектом для посещения его гостями, в том числе – из-за рубежа.

Слова уральского ученого относятся к Барсовой горе. Однако сказанное в равное мере, если не больше, касается и Сургута – белого пятна на карте исторического прошлого.

1975-1989 годы

Анатолий Зубарев

«Сургутские тетради»

Цели занятия:

Обобщить знания об истории Сургута, проблемах сохранения исторической памяти и развития региона.

Способствовать формированию знаний и умений объективно оценивать истоки проблемы и пути ее решения, учитывать разные стороны одного явления.  

Развивать умение строить развернутое высказывание по нахождению и решению проблемы.

Развивать умение находить аргументы для обоснования собственной позиции.

Воспитывать уважение к истории родного края.

Цель кейса: Активизировать учащихся на обсуждение проблем региона.

Вид кейса: аналитический.

Межпредметные связи: литература, история, география, экономика.

Планируемый результат:

- Учащиеся сделают вывод о необходимости изучения истории региона и уважении к сохранению его историко-культурных памятников.

- Группы обучающихся выберут тему для группового или индивидуального научного исследования и написания эссе.

Филологический анализ текста:

  1. Охарактеризуйте тему и идею данного текста.
  2. Как вы понимаете название текста?
  3. Каков стиль текста? Обоснуйте ответ на уровне лексики, морфологии, синтаксиса.

Уровень

Особенности

Примеры

Лексика и фразеология

Морфология

Синтаксис

.

  1. Какие черты регионального текста вы можете найти: природные, исторические и др.?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какая, на ваш взгляд, проблема (проблемы) поднята(ы) в тексте?
  2. Какова авторская позиция? Сформулируйте ее, используя цитаты из текста.
  3. Какие аргументы приводит автор для обоснования своей позиции?
  4. Могут ли быть другие мнения по этой проблеме?
  5. Каково ваше мнение по поводу решения данной проблемы?
  6. Выскажите свое мнение по поводу цитаты: «Ведь наши северные города очень бедны историческими памятниками». Согласны ли вы с этим?
  7. Почему, на ваш взгляд, не изменилось отношение строителей к Барсовой горе? Как называет автор Барсову гору?
  8. Как вы охарактеризуете быт и трудовую деятельность первых нефтяников и строителей? Обоснуйте свой ответ примерами из текста и фактами из истории.
  9. Согласны ли вы с тем, что Сургут – это белое пятно на карте исторического прошлого?
  10. Текст написан в конце ХХ века. Изменилось ли состояние проблемы в настоящее время? Аргументируйте ответ.
  11. Как, на ваш взгляд, можно позиционировать город Сургут как туристический объект? Подготовьтесь к презентации родного города как туристического объекта или объекта для проведения каких-либо (на выбор) массовых значимых культурных или спортивных мероприятий (задание по группам на дом).

Проблемы для написания эссе:

1. Историческая память – необходимое условие существования человека.

2. Нефтегазодобывающая деятельность в нашем регионе и проблемы, с нею связанные.

3. История Сургута в артефактах: (сочинение «Мой день в краеведческом музее»).

4. Истории Югры – достояние России.

5. Роль и значение знания истории края в воспитании человека.

6. Мой любимый памятник.

7. Романтика профессий Югры.

Темы для научного исследования:

  1. Происхождение названий улиц Сургута.
  2. Происхождение названий историко-культурных памятников Сургута и региона.
  3. «Культурная карта моего города»: создание QR-текстов для памятников Сургута.
  4. История фамилий старожилов города.
  5. История названий рек и гор в Сургутском районе.
  6. Мифы и легенды родного края

План работы над научным проектом

  1. Выбор темы.
  2. Обоснование актуальности, определение новизны исследования.
  3. Определение цели и задач исследования, планируемых результатов (исходя из задач).
  4. Сбор и систематизация материала. Работа с источниками, словарями.
  5. Анализ результатов.
  6. Подведение итогов. Подготовка презентации результатов исследования к научной конференции.

Литература

  1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://evolkov.net/case/case.study.html / свободный.
  2. Галян С.В. Литературное краеведение: филологический анализ регионального (югорского) текста : учеб-метод. Пособие / С.В. Галян, Д.В. Ларкович, Т.А. Сироткина. – Тюмень : Аксиома, 2017. – 168 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn [дата обращения: 01.10.2017]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.

Никто не сомневается в том, что в современном мире  умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессион...

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...