ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Елена Львовна Дробкова

Никто не сомневается в том, что в современном мире  умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. Видимо, еще и этим объясняется введение итогового собеседования в 9 классе, включающего в себя чтение и говорение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon уроки информатики46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.

Е. Л. Дробкова,

МБОУ «СОШ №5» города Обнинска,

учитель информатики и физики.

Никто не сомневается в том, что в современном мире  умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. Видимо, еще и этим объясняется введение итогового собеседования в 9 классе, включающего в себя чтение и говорение.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание и беседа. На первый взгляд, кажется, что задания несложные и большинство выпускников должны с ними справиться. Но не все  к 9 классу научились бегло и выразительно читать, далеко не каждый девятиклассник может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, мало кто владеет   навыками   ораторского искусства и имеет  опыт публичных выступлений, многие с трудом выстраивают  диалоги.

Можно долго рассуждать о причинах этих проблем, немаловажную роль в возникновении которых, по моему мнению, играет повсеместно используемый подростками скудный язык молодёжного сленга.  

Возникновение возможных трудностей тревожит не только учителей – предметников, но и родителей выпускников. Я - классный руководитель девятого класса в текущем учебном году, поэтому на первом же родительском собрании сполна ощутила беспокойство родителей учеников.

Основной вопрос, который я поставила перед собой: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» с данной проблемой, а точнее, что я, как учитель информатики и физики могу сделать на своих уроках, чтобы помочь выпускникам основной ступени обучения пройти первое итоговое испытание как можно более спокойно и успешно.

Возможные подходы и методы работы над проблемой придуманы мной, взяты из опыта коллег, подсказаны администрацией школы.

Результатом работы по проблеме стала разработка и проведение открытого урока: «Использование практики работы с мультимедиа технологиями (звук) на примере краеведческого материала».

Краеведческое направление тематики выбрано для дополнительной мотивации учеников, так как отличается от обычно предлагаемых текстов новизной и особым интересом.

Хочу подробнее остановиться на организации некоторых этапов разработанного урока.

Тема урока: «Люблю Обнинск. Рассказываю о нём».

Цель урока: Создание презентации с голосовым сопровождением на основе текста представленного краеведческого материала.

Весь урок ребята работали в мини – группах по 2-3 человека.

В ходе урока группы проходили следующие этапы работы:

  1. Ознакомление с текстом;
  2. Запись звука;
  3. Создание слайдов презентации;
  4. Использование звукозаписи для сопровождения слайдов презентации;
  5. По необходимости, добавление эффектов анимации.

Обозначенный порядок действий при выполнении практических работ ребятам знаком, поэтому эти этапы легко формулируются самими учениками.

Для организации работы и самоорганизации групп ребятам предлагается:

  1. Лист с тематическим текстом, памятка работы с текстом;
  2. На компьютерном рабочем столе организованы папки с подобранными тематическими иллюстрациями и др.
  3. Памятка работы с программой записи звука;
  4. Таймер (приблизительно рассчитанные затраты времени на каждый из этапов работы группы);
  5. Цветовой маячок для затруднительных ситуаций;
  6. Лист само/взаимооценки тематических групп.

Для работы группам предложены тематические тексты, содержащие, кроме важной исторической составляющей, фамилии учёных, даты и названия учреждений, связанных с нашим любимым городом Обнинском:

  • Высотная метеорологическая мачта ВММ – 310;
  • Мемориал «Вечный огонь»;
  • Приборный завод «Сигнал»;
  • Улица И.В.Курчатова.

До начала записи звука особенное внимание уделяется основным правилам работы с текстом.

Текст памятки представлен ниже:

Чтение текста.

В данном задании нужно правильно и выразительно прочесть текст.

Обратите внимание на:

  • Незнакомые имена и фамилии;
  • Незнакомые или сложные слова;
  • Географические названия;
  • Числительные.

Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения.

Не забудьте про детали. Если в тексте встречается сначала полное имя персонажа, например, Александр Сергеевич Пушкин, а дальше сокращенная форма — А.С.Пушкин, нужно и в этом случае прочитывать инициалы полностью — «Александр Сергеевич».

При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.

Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

Пример подготовленного текста:

Достопримечательности улицы И.В. Курчатова в городе Обнинске.

Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся физик, «отец» советской атомной бомбы, один из основоположников использования ядерной энергетики в мирных целях.

В конце 40-х, советские ученые, занятые самой насущной проблемой – созданием ядерного оружия, думали о том, как обратить величайшее открытие века на пользу людям.

Результатом работ коллектива под руководством И.В. Курчатова стала разработка, строительство и запуск 27 июня 1954 года Обнинской АЭС, первой в мире. Еще одним результатом стало рождение Обнинска, города науки. Поэтому совершенно логично, что в городе Обнинске одна из центральных улиц названа в честь Игоря Васильевича Курчатова.

До сих пор сохранился дом, в котором жил Игорь Васильевич. Дом был построен для проживания ученых - строителей первой в мире АЭС. На заднем дворе до сих пор стоит старая лавочка, на которой, по легенде, любил отдыхать И.В. Курчатов. Бывали тут Ефим Славский и Анатолий Александров, останавливались во время своего посещения Обнинска - Юрий Алексеевич Гагарин и Георгий Константинович Жуков. Сейчас здание и окружающая его территория находятся в ведомстве Физико-энергетического института. Территория окружена забором и круглосуточно охраняется.

В  следующих абзацах – о памятниках И.В. Курчатову, Ф. Жолио – Кюри, Л.Г. Осипенко,  о мемориале «Первопроходцам подводного атомного флота» и о памятнике «Первопроходцам атомной энергетики.

Подготовленный урок был проведен в рамках муниципального семинара.

По результатам обсуждения открытого урока мной были сделаны следующие выводы:

  1. Выбранная краеведческая тематика дополнительно выполняет важную мотивационную роль при подготовке к работе с текстом;
  2. Для продолжения работы над проблемой смыслового чтения необходимо более тесное методическое взаимодействие с учителями русского языка и литературы;
  3. Необходимо использовать найденную форму проведения и полученный опыт для более ранней организации работы, с начала  изучения курса информатики в 7 классе;  
  4. Выбранное направление деятельности актуально на данный момент и будет оставаться таковым ещё очень длительное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс: 1,2 варианты...

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

—Устная речь – форма речи, состоящая из— умения понимать звучащую речь (аудирование) ;—умение производить речь в звуковой форме (говорение)...