Рабочая программа «Культура речи» для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Плотникова Марина Николаевна

     Рабочая программа по «Культуре речи» для 7 класса составлена в соответствии  с в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями, утверждёнными Приказом Министерства образования и науки РФ 31.12.2015 г. №1577, «Программы элективного (факультативного) курса для 8-9 классов. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gz_kultura_rechi_7_kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №___

к Основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 27»,

утвержденной Приказом по школе

от 26.06.2015 № 423-п

(с изменениями, внесенными

 приказом по школе

от 30.03.2016 № 232-п )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых занятий

«Культура речи»

7 класс

     Рабочая программа по «Культуре речи» для 7 класса составлена в соответствии  с в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями, утверждёнными Приказом Министерства образования и науки РФ 31.12.2015 г. №1577, «Программы элективного (факультативного) курса для 8-9 классов. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009).

Согласно учебному плану, на изучение предмета выделяется 34 часа.

  1. Планируемые результаты  обучения

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности; адекватное понимание устного и письменного сообщения,
  2. овладение приемами отбора и систематизации материала, умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и нормативности,
  3. умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста,
  4. соблюдение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка, осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности, применение приобретенных знаний и навыков анализа  языковых явлений.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; основными нормами русского литературного языка


2. Содержание учебного предмета

 Языковая норма и её виды

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления.

Понятие экологии речи.  Чистота речи. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность – отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографически словарь с справочники по русскому правописанию.

Культура речи

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной речи.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности  речи. Умение разъяснять смысл малопонятных слов, употребленных в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.

Чистота речи. Речевые штампа, шаблоны, клише, канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование источников речевого богатства. Заимствования – один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности  русской речи: звуковой строй языка. Лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств зыка, интонационное богатство родной речи.

Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия синекдоха. Гипербола. Олицетворение. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитез и оксюморон, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Языковая норма и ее виды.

3

2

Культура речи.

3

3

Коммуникативный аспект культуры речи.

28

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Культура речи"

Основная цель курса «Культура речи» в музыкальном колледже состоит в том, чтобы ознакомить студента с официальным описанием и признанием нормы русского литературного языка. Основные задачи заключа...

Рабочая программа "Культура народов Поволжья"

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исто...

Рабочая программа " Культура народов Поволжья"

Программа и тематическое планирование по кружку  "Культура народов Поволжья"....

Рабочая программа "Культура здоровья"

Программа по внеурочной деятельности для 8 класса...

рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники полу...

Рабочая программа Культура речи 7-8 классы

Рабочая программа Культура речи 7-8  классы...