Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн-. в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

План - конспект урока русского языка  Орфография и пунктуация. Правописание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

Орфография и пунктуация.

Правописание –н-,  -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Цели: 1)совершенствовать навык применения основных типов орфограмм - правописания  -н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; 2)уметь различать краткие причастия и краткие прилагательные; 3) работать над предупреждением речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Планируемые результаты: повысить уровень орфографической грамотности учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: метод анализа и синтеза; самостоятельная работа, комментированное письмо.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, дидактический материал (карточки).

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

    1.Проверка домашнего задания.

    2.Объяснить правописание –н- и –нн- в отымённых прилагательных, распределив их по группам (в каждой группе 3 слова) и прокомментировав свой выбор:

Дли…ая дорога, улицы пусты…ы, оловя…ые солдатики,  име…ые часы, мужестве…ый поступок, авиацио…ая база, бараба…ая дробь, восторже…ые крики, платя…ой шкаф, подли…ые документы, стари…ая рукопись, искусстве…ые цветы, пламе…ая речь, време…ые трудности, стекля…ые бусы, румя…ые щёки, ветре…ая погода, пря…ый запах,  вид безукоризне…, вещь не…а, ю…ые защитники.

Во время выполнения работы ученики используют теоретический материал, записанный в их грамматических тетрадях(эти тетради мы ведём с 5-ого класса).

3.Работа по теме урока

   1.Повторение теоретического материала с опорой на схемы (используется материал грамматических тетрадей учащихся).

Схема отглагольных прилагательных.  N\B  Необходимо наличие 3-х условий одновременно: 1+2+3 (отглагольные прилагательные).

Схема страдательных причастий прошедшего времени.  N\B Достаточно наличия одного условия: 1// 2// 3 (страдательные причастия прошедшего времени)/

Обратить внимание учащихся на лексическое значение слов (прямое и переносное значения) при написании –н-, -нн- : названый, посажёный, приданое, Прощёное (воскресенье).

Для иллюстрации теоретического материала используются следующие словосочетания:

краше…й забор -……          кова…й сундук -…             окружё…ый замок -…

кваше…ая капуста -…         купле…ый костюм -…       расчище…ые дорожки -…

пута…ый ответ -…               решё…ая задача -…           вяза…ый бабушкой -…

маринова…ые овощи -…     застеклё…ая веранда -….   мощё…ая булыжниками -….

корчёва…ые пни -…             печё…ый в золе -…          несолё…ая рыба -…..

письмо отправле…о-…        работа выполне…а -…     районы иследова…ы -….

2.Тренировочное упражнение ( текст напечатан, ученики должны зелёной шариковой ручкой в своём тексте вставить –н- или –нн-).

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется нн?

1)освобождё…ая деревня, бракова…ый товар, ружьё заряже..о;

2)линова…ая тетрадь, прямая мощё…ая дорога, змеи…ый яд;

3)дрессирова…ые собаки, серебря…ые ложки, игрушки разброса…ы;

4) бронирова…ый автомобиль, рискова…ый поступок, соломе…ая шляпа.

5)тренирова…ый спортсмен, раскалё…ый уголь,книги прочита…ы;

6)взволнова…ый посетитель, прессова…ое изделие, серый неноше…ый костюм;

7)организова…ая встреча, скова…ый узник, созда…ая комиссия;

8)незва…ый визитёр, старый нетопле…ый дом, полотня…ая скатерть;

9)изране…ый боец,  малоноше…ые вещи, земля…ой пол;

10)маленькая вяза…ая шапочка, песча…ый бархан, жаре…ый ароматный картофель;

11)избалова…ые дети, дорожная плетё…ая корзина, документы разорва…ы;

12)обеща…ая встреча, гружё…ая песком баржа, проторё…я дорога.

По окончании работы упражнение проверяется.

3.Правописание -н-, -нн- в кратких причастиях и кратких прилагательных.

В кратких причастиях всегда пишется одна н,а в кратких прилагательных столько же н, сколько и в полных.

 Объяснительный диктант

Записать предложения, объяснить выбор –н-, -нн-, выполнить пунктуационный разбор 6 и 10 предложений.

1)Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно. 2)Все комиссии уже образованы. 3)Лица солдат были серьёзны и сосредоточенны. 4)Все они были озабочены происходящим. 5)История эта очень запутанна. 6)Шерсть так запутана котёнком, что её трудно распутать. 7)Моё внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8)Бригада организованна и дружна. 9)Собрание хорошо организовано.   10)Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11)На картине едва намечены отдалённые горы в предутреннем тумане, ветряная мельница, машущая крыльями.

4.Подведение итогов (обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке).

5.Домашнее задание

 1.Списать  предложения, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически обозначив условия выбора правила, составить схемы предложений (каждый ученик получает напечатанный текст).

2.Повторить теоретический материал «Правописание –н- и  -нн- в наречиях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Методическая разработка к уроку русского языка....

Правописание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Презентация содержит виды работ по отработке навыков и умений по указанной теме...

Сценарий урока: правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Предложен сценарий урока для 7-х классов по теме - "Правописание  н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"....

Конспект урока "Правописание нн-н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Тип урока: повторение и обобщениеВид урока: урок-сюрпризЦель: формировать навыки правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;Знать: орфограммы «Н-НН в суффиксах причастий», «Н-НН в с...