Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Щелкунова Наталья Викторовна

КОЗ направлено на оценку умения извлекать и систематизировать информацию, планировать познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchelkunova_n.v._koz.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

, уровень ее

, речевого оформления. 

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное»

Имя прилагательное как часть речи

Стимул

 Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

Задачная формулировка

А как бы вы объяснили Митрофану, что такое имя прилагательное и чем оно отличается от имени существительного?  Помогите восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, определите, какие части речи встретились в словосочетаниях.

Источник информации

Русский язык. 5 класс. Учебник  для общеобразоват.  организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014.

Выполняем упражнение №577.

Алгоритм:

  1. Ставим вопрос.
  2. Называем лексическое значение.

Бланк выполнения задания

Имена существительные

Имена прилагательные

Форма предъявления

Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь.

Самопроверка или взаимопроверка.

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За неверный ответ ученик получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 40.

 «5» 40 баллов

«4» - 35-39 баллов

«3»- 25-34 балла

Способы проверки

Существительные

Прилагательные

робость

робкий

синева

синий

белизна

белый

пугливость

пугливый

жестокость

жестокий

трусость

трусливый

безжалостность

безжалостный

несмелость

несмелый

бессердечность

бессердечный

малодушие

малодушный

бесчеловечность

бесчеловечный

медлительность

медлительный

верность

верный

неторопливость

неторопливый

надёжность

надёжный

Ь после шипящего в кратких прилагательных

Стимул

– Всем ты, Еж, хорош  и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

– А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

– Да не то чтоб некрасивый…

– Может, я с колючками неуклюжий?

– Да не то чтоб неуклюжий!

– Ну так какой же я такой с колючками-то?

– Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

Прочитал Серёжа стихотворение  Николая Сладкова «Лисица и Еж»  и подумал: «А почему в словах «хорош» и  «пригож» на конце нет  мягкого знака?».

Задачная формулировка

Почему не пишется ь в данных словах?

Источник информации

Задание проецируется на экран . Выписать краткие прилагательные с основой на шипящий.

1.Коли Еремей хорош, то и хлеб будет пригож (народная примета. День Еремея приходится на 1 мая).

2. Стар гриб, да корень свеж.

3.  Вода тиха, да по весне поток ревуч.

4.Могуч наш Ерошка за обедом с ложкой.  

4. Живуч грех: от одного спасался, на другой нарвался.

5.Лицом пригож, да к делу не гож.

6.Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

7.Не по хорошу мил, а по милу хорош. .

8. Хозяин добр – и дом хорош_; хозяин худ – и в доме тож.

9. Колчан пригож  стрелами, обед – пирогами.

10. Тощ  как хвощ; живет тоненько, да помаленьку.

11. Ешь, покамест живот свеж.

12. Истинно могуч  тот, кто побеждает самого себя.

13. Под лежач камень и вода не течет.

14. Горяч  почин, да скоро остыл.

Бланк выполнения задания

Модельный ряд.

Форма предъявления

Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь.

Самопроверка или взаимопроверка.

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За неверный ответ ученик получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов –17 .

 «5» -17 баллов

«4» -14-16 баллов

«3»- 8-13баллов

Способы проверки

хорош

пригож

свеж

ревуч

могуч

живуч

пригож

гож

дюж

хорош

хорош

пригож  

тощ  

свеж.

могуч  

лежач

 горяч  

Ни нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

 

Стимул

 Надя учится в 7 классе, а её сестра Оля в 6. Из школы они часто идут вместе

- Сегодня мы писали диктант, - рассказывает Надя.

-Трудный?

- Нет, правда, встретились прилагательные с суффиксами –ин,-ан,-ян, и некоторые девочки написали с одной буквой н, а я не ошиблась, написала две н-.

-  Да ты что, Наденька?! Прилагательные с суффиксами –ан, -ин, -ян пишутся с одной н.

Кто же прав?

Задачная формулировка

Когда в суффиксах прилагательных пишется  одна буква н, а когда пишем -нн?

Источник информации

Русский язык. 6класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. – М.: Просвещение, 2013.

Выполняем упражнение №. 370

Бланк выполнения задания

Н

НН

Форма предъявления

Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь.

Самопроверка или взаимопроверка.

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За неверный ответ ученик получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 17

 «5» - 17 баллов

«4» - 13-16 баллов

«3» - 9-12 баллов

Способы проверки

Н

НН

орлиный

революционный

овсяный

восторженный

кожаный

деревянный

песчаный

обеденный

костяной

торжественный

осиный

экскурсионный

стеклянный

письменный

авиационный

производственный

обыкновенный

Имя прилагательное . Моя любимая игрушка

Стимул

 Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек  и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Задачная формулировка

Соответствует ли данное описание игрушки поставленной теме? Опишите свою любимую игрушку.

Источник информации

Русский язык. 5 класс. Учебник  для общеобразоват.  организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014.                                                                                            

Выполняем упражнение №. 587.

Форма предъявления

Письменная коммуникация

Критерии оценивания:

Отметка "5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. 

Отметка "4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок. 

Отметка "3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе

Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....

Совершенствование речевых навыков на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" (на материалах собственных имен и прозвищ)

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, фамилии, отчества у многих людей имеются еще и прозвища. Как образуются...

Проектная работа «Формирование УУД на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное»

   Работу выполнила  Салахова Ф.Р.,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Яна Булякская ООШ» Тукаевского муниципального района....