Выступления учителя русского языка и литературы
материал по русскому языку на тему

Толпегина Лариса Анатольевна

Выступления учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Толпегина Л.А

                   Отчёт учителя I категории Толпегиной Л. А о работе над проблемой: «Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи, а так же пробуждения интереса к чтению художественной литературы».


Активность учителя, выраженная в применении

современных методов обучения и воспитания      

должна рождать активность учения, приводящую

к формированию читательской самостоятельности

и воспитанию активной жизненной позиции.

И.С.Збарский

I

Современная жизнь никак не побуждает детей к чтению серьёзной художественной литературы, развлекательный характер многих передач телевидения, где царит культ звезд эстрады, компьютеры с большим количеством игровых программ, Интернет и прочее подталкивает нас к «лесному» течению жизни. Зачем утруждать себя, когда вокруг столько соблазнов? Однако согласиться с  этим невозможно. Не придумалоещё человечество альтернативы серьёзному чтению. Как быть?

Стоит попытаться использовать в решении этой проблемы уроки литературы. А точнее – такое их проведение, где основой будут активные формы обучения, которые вовлекают учащихся в самостоятельную работу, в систематически тренинг устной и письменной речи, а базой для этих упражнений послужат изучаемые по программе литературные произведения.

Таким образом, можно с одной стороны компенсировать дефицит чтения, которое, в первую очередь, формирует умение пользоваться словом. А с другой стороны – вызвать интерес к более подробному знакомству с серьёзной литературой. Потому проблема, которую я пыталась решить на данном этапе своей педагогической деятельности формируется именно так. (См. тему).

II

Работа над темой шла два года. Что было сделано за это время?Этапы были таковы:

а) подбор литературы по этой теме;

б) изучение педагогических технологий, отвеч.данной проблеме;

в) проведение уроков.

Прежде всего нужно было определить цели и задачи, которые будут решаться в ходе работы.

Желание воспитать умного, чуткого читателя, воспитать личность или способствовать нравственному  воспитанию и эстетическому развитию учащихся средствами художественного слова сформированы такие цели:

-способствовать воспитанию активной, ответственной деятельности;

-активизация мышления учащегося;

-воспитание активной жизненной позиции;

-пробуждение интереса к чтению;

-прививать любовь к художественному слову;

-формировать художественный вкус;

-развивать творческое воображение;

-формировать читательский вкус.

Изучая пед. технологии Дьяченко, знакомясь с рекомендациями Тромцевой, я составила таблицу

«Активные формы преподавания русс.яз и литературы».

Форма урока

Классы

Лекция

10-11

Семинар

10-11

Диспут

10-11

Поэтический семинар

10-11

Творческий семинар

10-11

Конференция

10-11

Литературное кафе

10-11

Литературный салон

10-11

Брифинг

10-11

Аукцион

8-9

Рекомендация

8-9

Зачёт

8-9

Собеседование

8-9

Общественный смотр знаний

5-7

Концерт

5-7

Представление книги

5-7

Викторина

5-7

Зачёт

5-7

Путешествие

5-7

Игра

5-7

Четкое разделение необязательно, Интересно проходит игра и в девятом классе, возможен, на мой взгляд, общественный смотр знаний и в одиннадцатом классе.

Надо заметить, что не все формы уроков, приведённые в таблице, много проработаны и использованы в работе.

Наиболее удачными были следующие уроки: «литературное кафе», «Поэты серебряного века», игра «Умники и умницы» по творчеству Пушкина, викторина по творчеству Носова.

Кроме уроков, я даю учащимся задания, которые развивают творческие способности:

-сочинения;

-дневниковые записи;

-устные и письменные отзывы;

-защита рисунков;

-подбор эпиграфов;

-составление вопросов и т.д.

III

В работе над проблемой были использованы пед. технологии, такие, которые направлены на развитие сфер личности.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное. А достижение творческого уровня развития личности – это наивысший результат любой технологии.

В своей работе я использовала элементы следующих пед. технологий:

1)Технологии уровневой дифференциации. Чем она положительна?

На мой взгляд, исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

Для детей создаётся ситуация успеха: повышается уровень я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

2)Групповые технологии.

Здесь можно реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели целесообразное распределение обязанностей, взаимно зависимость и контроль.

3)Школа адаптирующей технологии,

Эта пед. технология помогла мне при разработке уроков объяснения нового материала: помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личного статуса последних, обеспечивается переход из одной категории в другую, происходит система компенсации отставания.

Продолжаю изучение таких пед. технологий как

«Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности»

«Личностно ориентированное развивающее обучение »

IV

Использование активных норм обучения имеют много положительного.

Во-первых, повышается читательский уровень. Во-вторых, появляется интерес и желание создавать свои творческие работы, развивать свой творческий потенциал. В-третьих, помогает обобщению и повторению экзаменам.

Но в связи с тем, что вводится новая форма сдачи экзамена: тесты, я решила сменить тему:

«Тестирование как метод обобщения изученного и подготовки к экзаменам»

                                                                     учитель 1 кв. категории

                                                                                         АСОШ №1

Выступление на МО учителей русского языка Алексеевского района.

Уважаемые коллеги! Мы с вами хорошо понимаем  важность качественной подготовки к ЕГЭ как форме независимой оценки качества знаний. Это зависит и от решения педагогических, и организационных вопросов, необходимы и информационные ресурсы, а также координация совместной деятельности педагогов и учеников. С этой целью я была направлена на курсы тьюторов, где получила, на мой взгляд, полезную, а главное, необходимую информацию, которой хочу поделиться с вами.

Перед нами выступили  Нугуманова Л.Н

                                          Сахнова И.А.

                                          Рафиков Х.Г.

                                          Садыкова Г.Д.

                                           Волкова О.В.

Они познакомили нас с нормативными документами Министерства образования, с итогами ЕГЭ – 2007,с технологией проведения ЕГЭ, с критериями оценки, с опытом работы казанских учителей.

Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII)  классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

В силу специфики единого государственного экзамена, совмещающего итоговою аттестацию и вступительные экзамены в вуз, участие в нём открывает гораздо больше возможностей для проявления самостоятельности и активности, чем традиционные формы аттестации. Существенным обстоятельством является то, что для успешного выполнения экзаменационного теста выпускник должен не только освоить изучаемый учебный материал, выбрать стратегию повторения, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в инструкциях по выполнению работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовывать и спланировать работу. Всё это способствует интенсивному внедрению в практику работы школы личностно ориентированных методов изучения, уровнего подхода в обучении. При этом в школу внедряется переход от знаиецентричной парадигмы обучения к культуросообразности. Такой переход,  отраженный в новых стандартах по русскому языку, предполагает уделять внимание не столько количеству знаний учащихся, сколько сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

 В связи с проведением эксперимента  по введению ЕГЭ на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предположенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируется на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идёт целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

ЕГЭ – это не только педагогический, но и социальный эксперимент. В условиях становления в нашей стране рыночной экономики, когда резко возрастает имущественное расслоение населения, он призван выровнять стартовые возможности выпускников школ с точки зрения доступности для них высшего образования. Нет нужды доказывать, что это исключительно важная задача, отвечающая утвердившимся в нашем обществе представлениям о социальной справедливости.  

                                     План выступления:

1.ЕГЭ как форма независимой оценки качества знаний.

2.Нормативные документы министерства образования по русскому языку.

3.Разбор критериев задания С.

4.Знакомство с памяткой по заданию С.

5.Рекомендация по совершенствованию методики обучения русскому языку.

6.Психологическое сопровождение при подготовке  ЕГЭ.

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.

-тренировка тестовых заданий

Советы выпускников:

-подготовь место для занятий

-введи в интерьер своей комнаты жёлтые и фиолетовые цвета, они повысят активность мозга

-составь план занятий

-кто ты? Сова или жаворонок max используй утренние и вечерние часы

-начни с самого трудного раздела

-чередуй занятия и отдых 10 мин. – 10 мин. перерыв (двигательный)

-выполняй много тестов

-засекай время выполнения тестов(задания А -  2 мин.)

-рисуй себе картину успеха и победы, никогда ни думай о том, что не справишься с заданием

-оставь один день п/д  экзаменами чтобы повторить самые трудные вопросы

Накануне экзамена

-с вечера погуляй, прими душ и выспись. Ночь не учи.

-не опаздывай на экзамен. Приди за 15-20 мин.

-если холодно, оденься соответственно.

-перед тестированием  сообщат все правила заполнения – будь внимателен.

Во время тестирования:

-пробеги глазами весь текст, чтобы увидеть, какие задания в нём.

-внимательно прочитай вопрос до конца, не спеши, чтобы понять его до конца

-не знаешь или сомневаешься – пропусти, чтобы потом вернуться

-начни сначала с лёгкого, к трудным вернёшься потом

-выполняя следующее задание, не думай о предыдущем, сконцентрируйся

-действуй методом исключения (в некоторых заданиях) он очень эффективен

-оставь время для проверки работы, чтобы явные ошибки

-если не уверен в выборе ответа доверься интуиции.

Использование тестов и различных видов диктантов при систематизации, обобщении и подготовке к ЕГЭ.

1.Вступление. Мы хорошо понимаем  важность качественной подготовки к ЕГЭ как форме независимой оценки качества знаний. Это зависит и от решения педагогических, и организационных вопросов, необходимы и информационные ресурсы, а также координация совместной деятельности педагогов и учеников

Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII)  классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

В силу специфики единого государственного экзамена, совмещающего итоговою аттестацию и вступительные экзамены в вуз, участие в нём открывает гораздо больше возможностей для проявления самостоятельности и активности, чем традиционные формы аттестации. Существенным обстоятельством является то, что для успешного выполнения экзаменационного теста выпускник должен не только освоить изучаемый учебный материал, выбрать стратегию повторения, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в инструкциях по выполнению работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовывать и спланировать работу. Всё это способствует интенсивному внедрению в практику работы школы личностно ориентированных методов изучения, уровнего подхода в обучении. При этом в школу внедряется переход от знаиецентричной парадигмы обучения к культуросообразности. Такой переход,  отраженный в новых стандартах по русскому языку, предполагает уделять внимание не столько количеству знаний учащихся, сколько сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

2.Основная часть.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Экзаменационная работа ЕГЭ составлена так, что позволяет проверить сформированность у выпускников системы ЗУНов, составляющих различные виды компетенций.В экзаменационную работу включены задания, проверяющие практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм, умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений, владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

В ходе экзамена ученик работает с различным по способу предъявления языковым материалом: представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; делает смысловой и речеведческий анализ, создаёт собственное письменное монологическое высказывание. Чтобы все перечисленные способы были не новы школьникам, учителю необходимо постоянно их использовать в практике преподавания русского языка.

Такая подготовка должна проходить практически на каждом уроке, начиная со среднего звена, чтобы ученики к 11 классу овладели знаниями, умениями и навыками, проверяемыми на ЕГЭ.

Таким образом, мой выбор методической темы закономерен. Использование в своей работе тестовых заданий и различных видов диктантов считаю особенно важным и необходимым при систематизации, обобщении изученного материала в среднем звене и подготовке непосредственно к ЕГЭ в старших классах.

В своей работе определила два пути реализации намеченного:

1.Использование тестовых заданий, составленных на основе стабильного учебника для итогового контроля в конце изучения темы. 

2.Использование различных видов диктантов на каждом уроке при повторении пройденного, закреплении изученного.

На уроках русского языка возможно проведение различных видов диктантов. Такая работа должна быть целенаправленной, планомерной, только в этом случае она будет эффективной.

 В своей работе я использую диктанты разных видов:

1. морфологический диктант (устный), (ученик читает только части речи, чем старше дети – тем полнее ответ);

2. морфологический диктант (письменный),(учитель читает слова, а ученики пишут части речи и признаки);

3.Морфологический творческий диктант (учитель называет признаки, ученики пишут своё слово);

4.Смешанный морфологический диктант (2 и 3);

5.Орфограммный диктант (учитель называет правило – ученики пишут своё слово);

6.Диктант-синоним (учитель пишет слово на доске, ученики проговаривают правило, пишут своё слово);

7.Диктант-антоним (учитель пишет слово, ученики проговаривают правило, пишут слово-антоним, например: -лаг-/-лож- или –кас-/-кос-);

8.Диктант с точкой (в словах ставятся точки перед буквой- орфограммой, на точке проговаривается правило);

9.Диктант под копирку (для самопроверки или взаимопроверки);

  Интересным видом работы является контролирующая программа, когда текст составлен по какому-либо произведению, в них пропущены буквы, ученик пишет только буквы или только запятые.

Все эти виды работ нацелены на подготовку учащихся к ЕГЭ.

 

3.Заключение. В связи с проведением эксперимента  по введению ЕГЭ на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предположенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируется на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идёт целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

ЕГЭ – это не только педагогический, но и социальный эксперимент. В условиях становления в нашей стране рыночной экономики, когда резко возрастает имущественное расслоение населения, он призван выровнять стартовые возможности выпускников школ с точки зрения доступности для них высшего образования. Нет нужды доказывать, что это исключительно важная задача, отвечающая утвердившимся в нашем обществе представлениям о социальной справедливости.  

   

   Физическое и психическое развитие подростков 13-14 лет.

Выступление на родительском собрании классного руководителя Толпегиной Л.А.

Период от 7 до 16 лет называют периодом отрочества. Он условно делится на младший школьный и средний школьный (подростковый) возраст.

 В подростковый период происходит интенсивный рост, увеличение массы тела, укрепляются мускулы, быстрым темпом идёт процесс окостенения скелета. Важные изменения совершаются в деятельности внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. Увеличение объёма сердца происходит интенсивнее, чем рост диаметра кровеносных сосудов. Это возрастное несоответствие в развитии сердца и сосудов в сочетании с усиленной деятельностью желёз внутренней секреции иногда приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, а также к повышению возбудимости, что выражается в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях, сердцебиении. В этот период происходит значительное функциональное развитие мозга и нервной системы, но нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

  Половое созревание связано с интенсивным функционированием половых желёз и оказывает влияние на работу внутренних органов, на деятельность мозга. У девочек половое созревание обычно наступает и заканчивается на 1-1,5 года раньше, чем у мальчиков.

  Все периоды детства отличаются рядом признаков, для каждого периода характерны свои возможные отклонения от нормы развития. Очень важно не упустить их из виду, пока идёт формирование организма.

 

Основные показатели развития организма.

Накопление массы и дифференцирование органов и систем – это два основных процесса, которые постоянно идут в организме, но не всегда протекают параллельно, в одни возрастные периоды преобладают процессы роста, в другие – развития органов. Основными показателями физического развития детей являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы.

  Для детей школьного возраста характерно интенсивное увеличение показателей физического развития в определённые возрастные периоды. У девочек рост увеличивается с 11 до 15 лет, у мальчиков – с 13 до 16 лет.

   Костная и мышечная системы формируются к 17 годам. Повышается способность к длительной работе, возникает умение владеть своим телом.

  Родители и воспитатели должны особое внимание уделить формированию правильной осанки детей, профилактике искривления позвоночного столба. Для этого дети и подростки должны больше двигаться. И нужно научить их правильно и красиво держаться – ходить, сидеть, стоять. Важны для подрастающего человека подбор ученической и домашней мебели, рациональная организация учебных занятий и отдыха, достаточная освещённость парты и ученического стола.

   Верхние дыхательные пути у детей намного уже. Ткани органов дыхания нежные, слизистые оболочки легкоранимы. Этим объясняются частые простуды, ангины, насморки. Если «заложен» нос, ребёнок начинает дышать ртом – открыт путь для инфекции. Детям нужен – и постоянно! – чистый воздух.

С развитием лёгких и других органов дыхания тесно связана работа сердечно-сосудистой системы и кровообращения. У 12 – 15-летнего подростка сердце больше раз в15 по сравнению с массой сердца новорождённого. Однако в этом возрасте мышцы сердца ещё недостаточно сильны, и оно с трудом выбрасывает из желудочков большой объём крови. Кроме того, у подростка отмечается несоответствие между размерами сердца и просветом сосудов, которые развиваются медленнее, чем само сердце. Это вызывает затруднение кровообращения, и потому у подростков может легко повышаться артериальное давление при статических и динамических нагрузках.

  Физиологами доказано, что влияние коры головного мозга распространяется на основные проявления жизнедеятельности. Нервной ткани присущи свойства возбуждения и торможения. Это две противоположные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение возникают в нервных клетках под влиянием воздействия внешней среды или внутренних процессов. Общее количество нервных клеток остаётся неизменным от рождения до конца жизни, а масса мозга увеличивается от рождения до 7 лет интенсивнее, чем в последующие годы. При неправильной организации режима возникает опасность нервного перенапряжения детей, повышенной утомляемости их нервной системы, особенно второй сигнальной. Поэтому родители должны помнить: крайне важно учитывать возрастные особенности детей, щадить их достоинство и самолюбие, быть строгим, но справедливыми. Ибо ничто не ранит детскую душу, как несправедливое отношение, неправота взрослых, осознанная ребёнком.

 Энергический обмен организма ребёнка существенно отличается от обмена взрослого человека.

Основной обмен (обмен, происходящий в организме в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающего воздуха 18 градусов C) у детей интенсивнее, чем у взрослого человека. Энергетические затраты на рост тем больше, чем меньше возраст ребенка. Так, расход энергии, связанный с ростом в возрасте 3 мес., составляет 36%, в 6 мес. – 26%, а 9 мес. – 21% от общей калорийности пищи. Основной обмен на 1 кг. массы тела у взрослого составляет 23 большие калории, а у детей 8-10 лет он составляет 2 – 2,5 раза выше, чем у взрослых. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться  уже со второй половины первого года жизни.

Худым, подвижным детям присущ более высокий основной обмен, примерно на 10% выше, чем детям вялым и очень упитанным. У последних сравнительно низкий основной обмен объясняется относительно большим содержанием неактивной жировой ткани по отношению к активным тканям.

Формирование и рост детского организма и эндокринные железы.

В формировании организма совершенно особую роль играют эндокринные железы или железы внутренней секреции. Они влияют на рост и развитии всех функций организма. Они участвуют в процессах иммунитета, в сопротивляемости организма самым различным вредным факторам. Это щитовидная и поджелудочная железы, околощитовидные железы, надпочечники, половые железы, вилочковая и шишковидная железы, гипофиз. Роль гипофиза в растущем организме велика: он выделяет в кровь так называемый гормон роста и является стимулятором роста.

   В таблице приведены средние величины нормального роста и массы тела подростков:

Возраст

Масса кг - мальчики

Масса -девочки

Рост-мальч.

Рост-дев.

12лет

36,7 – 49,1

38,4 – 50,0

143 - 158

146 - 160

13лет

39,3 – 53,0

43,3 – 54,4

149 - 165

151 -163

14лет

45,4 – 56,8

46,5 – 55,5

155 -170

154 -167

Режим для школьника

Режим – это правильное распределение времени для еды, сна, различных видов занятий и отдыха детей в течение суток. Он устанавливается с учётом возраста детей, условий, в которых они живут и учатся. Режим дня оказывает влияние на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность и дисциплинированность.

В таблице приведён примерный режим дня:

Подъём

6.30 – 7.00

Гимнастика, процедуры, одевание, завтрак

7.00 – 7.30

Дорога в школу, утренняя прогулка

7.30 – 8.00

Занятия в школе

8.00 – 13.30

Дорога из школы, прогулка

13.30 – 14.00

Обед

14.00 – 14.30

Отдых, чтение, устные уроки

14.30 – 16.00

Прогулка, секция, уроки

16.00 – 19.00

Ужин, свободные занятия

19.00 – 21.30

Приготовление ко сну

21.30 – 22.00

Сон

22.00

Телевизор – не более 1 часа в день, расстояние – 2-3 метра от экрана.

Нравственное воспитание

Родители – главный пример в этом, решайте семейные проблемы (ссоры) без детей, а важные семейные дела на семейном совете в присутствии детей ( покупка чего-либо и т. п.)

  Следите, что смотрят дети по ТВ, какую музыку слушают, какими компьютерными играми увлекаются.

Одним словом, полноценное гармоническое физическое и психическое развитие организма во многом зависит от нас самих, от всего уклада жизни ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.

Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением д...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Материалы к выступлению учителя русского языка и литературы на первом родительском собрании в 5 классе.

Материалы к выступлению учителя русского языка илитературы на первом родительском собрании в 5 классе....