Подготовка к сочинению- рассуждению 15.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шаваева Анна Валерьевна

Материал для подготовки к написанию сочинения-рассуждения на тему "Драгоценные книги" (ОГЭ, 15.3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod-ka_k_sochineniyu-rasszhudeniyu_avtosohranennyy.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на тему «Что такое драгоценные книги» .

Цель урока: совершенствование у школьников навыков написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему.  

Задачи: повторение знаний обучающихся о типах речи и способах построения рассужденя, изобразительно-выразительных средствах языка, совершенствование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста, воспитание патриотизма.

Использована технология развития критического мышления.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Стадия вызова

Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений, формулировка вопросов и цели деятельности.

Мотивация, пробуждение интереса к теме, побуждение к работе с новой информацией

- Здравствуйте! Посмотрите на слайды. Что это? Что такое «драгоценность» и «драгоценный»? Слайд 1

- определение из словаря Ушакова:

ДРАГОЦЕ́ННОСТЬ, драгоценности, жен. 1. Ювелирное изделие большой ценности. У них много драгоценностей. 2. только ед. Предмет высокой ценности (книжн.). Эта картина является драгоценностью. Толковый словарь

Ушакова. Слайд 2

Использование приема «Толстые» и «тонкие» вопросы».

- На сладе книги, украшенные драгоценными камнями. Эти книги драгоценные? Слайды 3

 -Объясните, можем ли мы назвать драгоценными книги А.пушкина? Почему? Слайд 4

- Книги местных писателей: В Сергеева, Б. Ефимова,  В. Храброва, С.Сенькина - не столь известны, как книги А.С.Пушкина, но можем ли мы и их назвать драгоценными. Почему?

Ответы на вопросы.

Гипотезы.

  1. Фаза осмысления новой информации.

Знакомство с новой информацией, ее систематизация, соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы.

Выявление затруднений. Аналитическая беседа.

- Какова  наша цель?

- какие задачи будем решать, чтоб достичь цели?

Задание по группам:

- Составьте кластер на тему «Типы речи и особенность построения рассуждения»

Анализ текста.

- Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного достижения цели. Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о драгоценных книгах.

    Для анализа мы возьмём отрывок из повести А.Лиханова «Детская библиотека».

Чтение текста с маркировкой.

- Определите тип речи текста.

- Какова тема?

- В чем заключается идея этого отрывка?

- отметьте ключевые слова, помогающие автору раскрыть тему.

- какие выразительные средства использует автор?

Выдвижение тезиса.   Слайд 5                                                                                            

- В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДРАГОЦЕННЫЙ и объяснение значения выражения «драгоценные книги».

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. ДРАГОЦЕ́ННЫЙ, драгоценная, драгоценное; драгоценен, драгоценна, драгоценно. Очень ценный, высоко ценимый. Драгоценная ваза. || перен. Дорогой, милый. Драгоценный друг. Как ваше драгоценное здоровье…

- Подберём синонимы к слову ДРАГОЦЕННЫЙ.  Слайд 6.

Обратимся к словарю синонимов: драгоценный - дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый

- Подберём антонимы к слову ДРАГОЦЕННЫЙ. Слайд 7:

ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный .  

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

 Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения). Слайд 8

- Например, предложении 7 говорится о радости познания новых чувств

- в предложении 8 -9 автор использует метафоры и олицетворения

- В 9-10 предложении автор показывает, насколько сильной может быть власть искусства.

 - Пушкинские образы так захватили мальчиков, что во время большой радости от победы нашей армии на фронте Вовка заговорил «стихами»: «Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!» (предложения номер 19—20).

2-й  аргумент– из Вашего жизненного опыта Слайд 9

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

 - В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей.

Сообщения о жизни и творчестве крестецких поэтов. Их книги драгоценны, т.к. наполнены чувством любви к малой родине. В их произведениях показан удивительный и многогранный мир, который надо сохранить.

- Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Слайд 10

Проверка таблицы. Слайд 11

Абзацное членение. Слайд 12

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

Формулировка темы, цели урока. Чтение с маркировкой. Составление кластера. Анализ. Сравнение. Выступления с сообщениями о творчестве крестецких поэтов. Составление и заполнение таблицы с речевыми клише:

  1. Я считаю, что…- это…        Я думаю, что…- это…                     Я уверен, что…- это…               Я убеждён,что…- это…                  Мне кажется,что- это…  

На мой взгляд,       по моему мнению,  по-моему

  1. Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте(автор).

Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…  

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением  вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашего  поселка. (приводится конкретный пример)        Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

  1. Таким образом, итак,              действительно,

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Рефлексия.

  - Что нового и важного вы узнали на уроке?

  - Где вы  сможете применить полученные знания?

Ответы на вопросы, написание сочинения -рассуждения

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый том Пушкина. (3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.

– (4)Давай почитаем! — торопился Вовка.

(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз — самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых. (7)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги. (8)И вот мы пьём медленно, без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (9)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

(10)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (12)Ну, например, я спрашивал своего друга:

– Как ты вчера до дому довлачился? (13)В обитель дальнюю?

(14)А Вовка отвечал:

– Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.

(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, что это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.

(18)Лишь однажды Вовка сорвался.

(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:

– Вострепещи, тиран! (20)Уж близок час паденья!

(21)Это было в начале последнего урока. (22)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

(23)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (24)Вот Вовка и не выдержал.

(25)Все засмеялись его необыкновенным словам — все, кроме меня и Анны Николаевны. (26)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель.

– (27)М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна. (28)После небольшой паузы она сказала:

– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

 

(По А. А. Лиханову) *

 

Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...