РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (профильный уровень) 10 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово-РС», 2009.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб.для общеобразоват. организаций. Профильный уровень / Н. Г. Голь­цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Z:\Телегина\Телегина Л.Л. Раб. прогр СКАН  2018-2019г\10 кл рус.яз.jpg


Паспорт образовательной рабочей программы

учителя русского языка и литературы Телегиной Л.Л.

(Русский язык. Профильный уровень, 10 класс)

Разработчик программы

Телегина Л.Л., учитель русского языка и литературы

Исполнитель программы

Телегина Л.Л., учитель русского языка и литературы

Нормативно-правовые основы разработки программы

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.1989 г.)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.09.13 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – основного общего и среднего общего образования».
  5. Закон ХМАО «Об основах системы образования в ХМАО» от 22.09.97 г. №43-оз (принят Думой ХМАО 11.09.97)
  6. Образовательная программа МБОУ «СШ№8» среднего общего образования (10-11 классы) на 2017-18 уч. год.
  7. Годовой календарный учебный график МБОУ «СШ №8» на 2018-2019 учебный год.

Основные учебники для составления рабочей программы учителя

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб.для общеобразоват. организаций. Профильный уровень / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово-РС», 2015.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Голь¬цова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово-РС», 2009.

Научно – методические основы разработки программы

Программы общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Русский язык 10-11 классы./ Сост. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно - методическому комплекту:

Г'ольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2015.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Гольцова,        Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2015.

Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2015.

С кем согласована программа

- Директор школы

- Заместитель директора по УР

- МО учителей-предметников

Цели и задачи программы

1.  Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

2.  Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

3.  Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.                                                                                                                          

4.   Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую ин формацию.

5.  Применение знаний и умений в жизни.

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля;

- знакомство с самостоятельными, служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

-формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова  с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.

Ожидаемые результаты

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
  • информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;        |
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения;
  • использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Срок действия программы

 2018 – 2019 учебный год

Структура программы

  1.  Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Общая характеристика учебного курса
  4. Описание места учебного курса в учебном плане
  5. Описание ценностных ориентиров  содержания учебного курса
  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
  7. Учебно–методическое обеспечение
  8. Материально–техническое обеспечение
  9. Требования к уровню  подготовки обучающихся
  10. Содержание тем  учебного курса
  11. Прохождение программы
  12. Календарно-тематическое планирование

Таблица бинарных уроков

Порядок мониторинга

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации программы:

-стартовый (исходный) контроль;

- промежуточный контроль при изучении темы или по её завершению;

- административный контроль;

- контроль по завершении четверти

- итоговый контроль.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово-РС», 2009.

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб.для общеобразоват. организаций. Профильный уровень / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применение  полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общая характеристика учебного предмета

 Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе среднего (полного) общего образования в  объеме 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. В авторских программах возможно по-разному определять последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок. При этом важно отразить их взаимосвязь.

Материал программы отобран и структурирован таким образом, что при необходимости содержание отдельных блоков или разделов может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных или факультативных).

Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Изучение русского языка на базовом  уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Г'ольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2015.
  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.
  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.
  4. Гольцова,        Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2015.
  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2015.
  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2015.
  7. Граудина, Л. К. Риторика и'стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразо- ват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2015.
  8. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2015.
  9. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2015.
  10. ЕГЭ-2017. Русский язык. Эффиективная методика/И.В. Пасичник, Л.А. Басова – Пермь.ООО «Издательский дом», 2916.-356 стр.
  11. Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации
  12. данной программы:
  13. Русский язык в школе : журн. - 2015. - № 5.
  14. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма-люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  15. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2015.
  16. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая, тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2015.
  17. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2015.
  18. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2015.
  19. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. - М.: Вентана-Граф, 2015.
  20. Мазнева, О. А Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2015.
  21. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА : Азбука-классика, 2015.
  22. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2015.
  23. Единый государственный экзамен. 2015, 2016. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. - М.: Интеллект-центр, 2015.
  24. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
  1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов).  : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. ЦЩ-: www.labirint.ru/software/135117/

  1. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). 1Л1Ь :www.edunews.ru
  2. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2016-2017 : электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).
  3. Репетитор по русскому языку. 2016: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM)

Материально-техническое обеспечение

  • интерактивная доска
  •  мультимедийный проектор
  •  компьютер
  •  принтер
  •  парты - 15 шт.
  •  стулья - 30 шт
  •  стол – 1 шт.
  • стул – 1шт. -  учителя

В результате изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне учащийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. осознание русского языка как духовной. Нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  5. удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  6. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем;
  7. сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  8. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  9. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
  10. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  11. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
  12. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  6. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  7. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
  2. сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
  3. владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  5. сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  6. умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  7. владение различными приёмами редактирования текстов;
  8. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;
  9. понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4
  10. владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;
  11. умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

                                   Содержание тем учебного предмета

Введение. Общие сведения о языке (10 часов)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

 ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (10 часов)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (10 часов)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (7 часов)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (20 часов)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия крат- ких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. НИ НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Пере- ход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Право- писание предлогов. Союзы и союзные слова Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

 

        


Календарно-тематическое планирование по русскому языку,

10 класс  

105 часов (3 часа в неделю)

                                                         

Дата по КТП

Дата

факт

Тип урока

тема урока

Основные требования к ЗУН учащихся

Вид контроля, сам. деятельности

Домашнее задание

3.09

3.09

1.

Повторительно-обобщающий урок

Слово о русском языке.
ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ

Знать:

  • основные функции языка в современном мире;
  • истоки русского языка;
  • почему литературный язык является высшей формой языка.

Уметь:

  • рассказать об основных функциях языка в современном мире;
  • доказать, почему литературный язык является высшей формой языка;
  • аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

Создание текста на лингвистическую тему

&   1   высказывание о русском языке

Раздел 1.

Лексика. Фразеология. Лексикография – 18 часов 

5.09

5.09

2.

Повторительно-обобщающий урок

Слово и его значение

Знать:

  • основные понятия лексики;
  • как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь:

  • работать с толковым словарем;
  • дать толкование лексического значения слова;
  • определять лексическое значение слова по толковому словарю;
  • соотносить слово и его лексическое значение.

Лексический разбор слова, работа со словарем

&   2   упр. 2, составление задачи на орфографическое правило

7.09

7.09

3

Повторительно-обобщающий урок

Однозначность и многозначность слов

Знать:

  • как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь:

  • работать с толковым словарем;
  • употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова;
  • дать толкование лексического значения слова;
  • определять лексическое значение слова по толковому словарю;

соотносить слово и его лексическое значение.

Лексический разбор слова, работа со словарем

& 2  упр.3

анализ словарной статьи

10.09

10.09

4.

Урок изучения нового материала

Изобразительно-выразительные средства языка

Знать:

  • основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты.

Уметь:

  • находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа;
  • употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

Упражнения учебника

&    3  упр.5, выписать средства выразительности из стихотворения С.Есенина «Береза»

12.09

12.09

5

Повторительно-обобщающий урок

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Стилистические фигуры

Знать:

  • основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и стилистический фигуры и их отличительные черты.

Уметь:

  • находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа;

             употреблять в своей речи основные лексические средства  выразительности.

            Находить стилистические фигуры

Работа с тестами

&  3    упр.7, отметить средства выразительности в поэтическом тексте (по выбору)

14.09

14.09

6

Урок развития речи

Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ  текста.

Уметь:

  • находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа;

            находить стилистические фигуры

Работа с тестами и вариантами ЕГЭ

Тест

17.09

17.09

7.

Урок изучения нового материала

Омонимы. Паронимы.

Знать:

  • определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ;
  • определение паронимов;

Уметь:

  • различать омографы, омофоны и омоформы;
  • уметь дать толкование лексического значения паронимов;
  • правильно употреблять паронимы в речи;

Упражнения учебника

&   4, 5   упр.17

Составить предложения по инд.заданию

19.09

19.09

8

Урок-практикум

Синонимы. Работа со словарями

Знать:

  • какие группы слов называются синонимами;

Уметь:

  • находить в предложенных текстах синонимы ;

определять роль синонимов  в речи.

Упражнения учебника, словари

&   6   упр.20, 21, построить градацию

21.09

21.09

9

Урок-практикум

Антонимы и их употребление. Работа со словарями

Знать:

  • какие группы слов называются антонимами;

Уметь:

  • находить в предложенных текстах антонимы ;

определять роль антонимов   в речи.

Упражнения учебника, словари

&    7  упр.27, 28, составить миниатюру с заданными антонимами

24.09

26.09

24.09

26.09

10

11

Урок развития речи

Р\р   Лингвистический анализ поэтического текста

Изложение с творческим заданием.

 Анализ лексических особенностей языка.

Знать:

  • определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ;
  • определение паронимов;
  • какие группы слов называются синонимами;
  • какие группы слов называются антонимами.

Уметь:

  • различать омографы, омофоны и омоформы;
  • уметь дать толкование лексического значения паронимов;
  • правильно употреблять паронимы, синонимы, антонимы  в речи;

Работа с тестами

тест

28.09

28.09

12

Повторительно-обобщающий урок

Происхождение лексики современного русского языка.

Знать:

  • о происхождении исконно русской лексики;
  • о путях появления в языке заимствованных слов;
  • о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики;
  • основные группы слов по сфере их употребления в речи;
  • какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке.

Уметь:

  • логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка;
  • опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов;
  • употреблять в речи заимствованные слова;
  • находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные;
  • избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.

Составление таблицы, анализ текстов

&   8   упр. 33, тест

1.10

1.10

13

Урок развития речи

Р\р. ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом. Проблематика исходного текста.  Пути подхода к комментарию проблемы.

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа

Уметь:

  • формулировать проблему текста, комментировать проблему

Анализ текстов, создание высказывания

сочинение

3.10

3.10

14

Повторительно-обобщающий урок

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Знать:

  • основные группы слов по сфере их употребления в речи;
  • какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке.

Уметь:

  • находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные;

избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.

Работа со словарем, упражнения учебника

&   9   упр. 35, привести примеры использования лексики разных групп ( тексты по выбору)

5.10

5.10

15

Повторительно-обобщающий урок

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Знать:

  • основные группы слов по сфере их употребления в речи;
  • какие причины вызывают появление новых  слов в русском языке.

Уметь:

  • находить в тексте устаревшие слова  и неологизмы и объяснять их роль в тексте

Работа со словарем, упражнения учебника

& 10     упр.40

8.10

8.10

16

Урок контроля знаний

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков.

Знать:

  • основные правила орфографии

Уметь:

  • писать слова в соответствии с орфографическими нормами

Тесты

тест

10.10

10.10

17.

Повторительно-обобщающий урок

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

Знать:

  • определение фразеологических оборотов;
  • основные источники появления фразеологизмов;
  • значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
  • основные типы словарей русского языка.

Уметь:

  • объяснять значение устойчивых оборотов речи;
  • пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Работа со словарем, упражнения учебника

&  11   упр.45, найти 10 фразеологизмов, составить антонимические пары

12.10

12.10

18

Урок развития речи

Р/Р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.

Знать:

  • основные группы слов по сфере их употребления в речи;
  • нормы лексической сочетаемости

Уметь:

  • редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм, объяснять значение слова в контексте

Работа со словарем, анализ текста

&  12    вопрос 4 стр.21 письм

15.10

15.10

19

Урок контроля знаний

К/Р. № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. 

Знать:

  • основные группы слов по сфере их употребления в речи;
  • нормы лексической сочетаемости

Уметь:

редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм, объяснять значение слова в контексте

Анализ текста

тест

17.10

17.10

20.

Повторительно-обобщающий урок

Тема: Фонетика.

Анализ к\р №1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

.

Знать:

  • определение фонетики;
  • основные характеристики гласных звуков;
  • основные характеристики согласных звуков;
  • чем различаются звук и буква;
  • какие буквы звуков не обозначают;
  • какие буквы и в каких случаях обозначают два звука;
  • о существовании чередований звуков;
  • порядок фонетического разбора слов.

Уметь:

  • соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию;
  • объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова;
  • выполнять фонетический разбор слов;
  • охарактеризовать гласный звук в ударном положении;
  • охарактеризовать гласный звук в безударном положении;
  • охарактеризовать согласный звук.  

Фонетический разбор, комментированное письмо

&  13   упр. 49, записать высказывание о русском языке в транскрипции

19.10

19.10

21

Повторительно-обобщающий урок

Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Знать:

  • о существовании чередований звуков;
  • порядок фонетического разбора слов.

Уметь:

  • соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию;
  • объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова;
  • выполнять фонетический разбор слов;

Фонетический разбор, комментированное письмо

&   14   учить орфоэпич. минимум

22.10

22.10

22

Урок-практикум

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах.

Знать:

  • что изучает орфоэпия;
  • что называется орфоэпической нормой;
  • какие нормы произнесения существуют для гласных звуков;
  • какие произносительные нормы существуют для согласных звуков.

Уметь:

  • соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

Работа со словарями и тестами

&  14    тест

24.10

24.10

23

Урок-практикум

Акцентологическая норма. Работа с «Орфоэпическим минимумом»

Знать:

  • что называется орфоэпической нормой;
  • тенденции в постановке ударений;

Уметь:

соблюдать орфоэпические нормы в речи

Работа со словарями и тестами

&  14   инд.  тест

26.10

26.10

24

Подготовка к ЕГЭ.

Составить «Маленький тест по орфоэпии»

Раздел 3.

Морфемика и словообразование  – 5  часа  

29.10

25.

Урок-практикум

 Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями.

Знать:

  • как называется наука, изучающая части слова и способы образования новых слов;
  • название и особенности основных морфем русского языка;
  • какая часть слов называется основой;
  • какие части слова могут входить в состав основы;
  • признаки производной и непроизводной основы;
  • признаки простой и сложной основы;
  • порядок морфемного анализа слова.

Уметь:

  • находить значимые части слова;
  • определять их роль в слове;
  • находить основу слова;
  • давать характеристику основы слова;
  • уметь выполнять морфемный разбор слова;
  • различать процессы слово- и формообразования.

Морфемный разбор, моделирование слов

& 15     упр. 57, придумать слова по заданным схемам

31.10

26-27

Урок-практикум

Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование.

Знать:

  • основные способы образования слов в русском языке;
  • основные виды словообразовательных словарей;
  • порядок словообразовательного разбора.

Уметь:

  • определять, каким способом образовано анализируемое слово;
  • различать морфологические и неморфологические способы образования слов;
  • выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слова.

Словообразовательный разбор, решение тестовых заданий

& 16     упр.75 задания в сборнике Сениной

2.11

28

Урок контроля знаний

Контрольный тест.

Знать:

  • основные способы образования слов в русском языке;

Уметь:

  • определять, каким способом образовано анализируемое слово

Решение тестовых заданий

12.11

29

Повторительно-обобщающий урок

Анализ к/р №2.  Принципы русской орфографии.

Знать:

  • основные  принципы русской орфографии

Уметь:

  • анализировать орфограммы

Решение тестовых заданий

& 18   упр. 87

Раздел 4.

Морфология и орфография – 24 часа  

4. 1. Орфография  – 20 часов

14.11

30

Урок-практикум

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Знать:

  • какие вопросы изучаются в курсе морфологии;
  • предмет изучения орфографии;
  • правила правописания безударных гласных в корне слова.

Уметь:  

  • узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап);
  • определять условия выбора верного написания (выборочный этап);
  • на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

Упражнения учебника

&    19  упр. 94, составить тематический диктант «Непроверяемые гласные в корне слова»

16.11

31.

Урок-практикум

Чередующиеся гласные в корне слова.

Знать:

  • правила чередования гласных в корне слова

Уметь: правильно писать слова с орфограммой

Упражнения учебника

&  20    упр.102 выучить все исключения из правил

19.11

32.

Урок-практикум

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

Знать:

  • правила правописания проверяемых и чередующихся гласных в корне слова

Уметь: различать чередующиеся и проверяемые гласные в слове и применять правило

Решение тестовых заданий

&  19, 20    упр. 108 задания в сборнике Сениной

21.11

33

Урок-практикум

Употребление гласных после шипящих.     Словарный диктант.

Знать:

  • состав слова;
  • части речи;
  • употребление гласных после шипящих

Уметь:

  • распознавать морфемы в словах;
  • определять части речи;
  • правильно писать гласные после шипящих и 

Упражнения учебника

&  21    упр.113, составить таблицу

23.11

34.

Повторительно-обобщающий урок

Употребление гласных после Ц.   Употребление букв  Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах

Знать:

  • состав слова;
  • части речи;
  • употребление гласных после Ц

Уметь:

  • распознавать морфемы в словах;
  • определять части речи;
  • правильно писать гласные после Ц

Упражнения учебника

&   22 , 23 упр.118 задания в сборнике Сениной

26.11

35

Урок развития речи

Р/р ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом.  Отражение авторской позиции.                                      

Знать:

  • способы предъявления авторской позиции
  • структуру сочинения части С

Уметь:

  • выявлять авторскую позицию в тексте

Создание высказывания

сочинение.

28.11

36

Урок контроля знаний

Диктант с  последующей самопроверкой.

Знать:

  • основные правила орфографии

Уметь:

писать слова в соответствии с орфографическими нормами

Диктант

30.11

37

Урок-практикум

Правописание звонких и  глухих согласных.

Знать:

  • правописание звонких и глухих согласных

Уметь:

  • правильно писать указанные орфограммы в словах.

Упражнения учебника

&   24   упр.125, составить тестовое задание по образцу ЕГЭ

3.12

38

Урок-практикум

Правописание непроизносимых  согласных.

Знать:

  • правописание непроизносимых согласных;

Уметь:

  • находить в словах непроизносимые согласные;

правильно писать указанные орфограммы в словах.

Упражнения учебника

&  25    упр.127 задания в сборнике Сениной

5.12

39

Урок-практикум

Правописание  двойных согласных.

Знать:

  • правописание двойных согласных.

Уметь:

  • находить в словах двойные согласные;

правильно писать указанные орфограммы в словах.

Упражнения учебника

&     26 упр. 132, составить «Словарь-минимум»

7.12

40

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных и согласных в приставках.

Знать:

  • правописание приставок, зависящее от значения;
  • правописание приставок, основанное на фонетическом принципе;
  • правописание приставок, основанное на морфологическом принципе.

Уметь:

  • правильно писать приставки в словах.

Упражнения учебника

&  27    упр. 149, заполнить таблицу

10.12

41

Повторительно-обобщающий урок

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Знать:

  • правописание приставок, зависящее от значения;.

Уметь:

  • правильно писать приставки в словах.

Упражнения учебника

&    28  упр.153, выучить словарные слова

12.12

42

Повторительно-обобщающий урок

Гласные Ы-И после приставок.

Знать:

  • правила правописания Ы-И после приставок

Уметь:

  • правильно писать гласные после приставок

Упражнения учебника

&    29  упр. 157, найти и исправить  ошибки в исходном тексте

14.12

43

Урок-практикум

Урок обобщения и повторения. Словарный диктант.

Знать:

  • состав слова;
  • правописание приставок и корней слов
  • употребление гласных после приставок

Уметь:

  • распознавать морфемы в словах
  • правильно писать гласные в корнях слов, приставках и после приставок 

Упражнения учебника, тесты

упр. 161, инд.задания

17.12

44

Урок контроля знаний

Подготовка к ЕГЭ.

Знать:

  • состав слова;
  • правописание приставок и корней слов
  • употребление гласных после приставок

Уметь:

  • распознавать морфемы в словах
  • правильно писать гласные в корнях слов, приставках и после приставок 

Тесты

тесты

19.12

45

Повторительно-обобщающий урок

Употребление Ъ и Ь.

Знать:

  • функции ъ и ь;

Уметь:

  • определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова;

Упражнения учебника, тесты

&   30   упр. 165, задания в сборнике Сениной

21.12

46

Повторительно-обобщающий урок

Правописание Ъ и Ь. Правописание Ь после шипящих.

Знать:

  • функции ъ и ь; правила правописания Ь после шипящих

Уметь:

определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова;

Упражнения учебника, тесты

&   30   упр. 166 задания в сборнике Сениной

24.12

47

Урок-практикум

Употребление прописных букв.

Знать:

  • в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная.

уметь:

Уметь: различать строчные и прописные буквы.

Упражнения учебника

&    31  упр. 170

26.12

48

Повторительно-обобщающий урок

Правила переноса слов.

Знать:

  • правила переноса слов;

Уметь:

  • правильно переносить слова;

Упражнения учебника

&   32    упр. 176

28.12

49

Урок контроля знаний

К/Р. № 3. Контрольный диктант / тест (по выбору учителя)

Знать:

  • основные правила орфографии

Уметь:

писать слова в соответствии с орфографическими нормами

Диктант

4. 2.Имя существительное как часть речи - 7 часа

14.01

50

Повторительно-обобщающий урок

Анализ к/р № 3. Систематизация знаний о частях речи.

Знать:

  • морфологические признаки частей речи.

Уметь:

  • определять часть речи

 упр. 154

16.01

51.

Повторительно-обобщающий урок

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Знать:

  • лексико-грамматические разряды имен существительных;
  • род, число, падеж и склонение имен существительных;

Уметь:

  • делать морфологический  разбор имен существительных;

Упражнения учебника

&    33  упр.180

18.01

52

Урок-практикум

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Морфологические нормы.

Знать:

  • род, число, падеж и склонение имен существительных;
  • правописание падежных окончаний имен существительных.

Уметь:

  • не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи

Упражнения учебника, комментированное письмо

&   34   упр. 187 задания в сборнике Сениной

21.01

53

Повторительно-обобщающий урок

Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы.

Знать:

  • правописание суффиксов имен существительных;

Уметь:

  • правильно писать суффиксы имен существительных;

Упражнения учебника, комментированное письмо

&  35    упр. 206 задания в сборнике Сениной

23.01

54

Урок развития речи

Р/р   ЕГЭ по русскому языку. Задание с развернутым ответом. Аргументация собственного мнения.

Знать:

  • виды аргументов

Уметь:

выбирать аргументы

Создание собственного высказывания

сочинение

25.01

55

Повторительно-обобщающий урок

Правописание сложных имен существительных.

Знать:

  • правила написания сложных имен существительных.

Уметь:

  • делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имен существительных.

Упражнения учебника, комментированное письмо

&   36   упр. 215, придумать слова по моделям

28.01

56

Урок контроля знаний

Контрольная работа № 4.    Диктант.

Знать:

  • основные правила орфографии и пунктуации

Уметь:

писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

Диктант

4.3Имя прилагательное – 5 часов

29/1

57

Повторительно-обобщающий урок

Анализ к/р №4.  Имя прилагательное как часть речи.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • лексико-грамматические разряды имен прилагательных;
  • склонение качественных и относительных имен прилагательных.

Уметь:

  • делать морфологический разбор имени прилагательного;
  • правильно писать окончания имен прилагательных.

Составление таблицы, выборочный диктант

&   37   упр. 220, выписать эпитеты и метафоры из текста

30/1

58

Повторительно-обобщающий урок

Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы.

Знать:

  • правописание суффиксов имен прилагательных

Уметь:

  • мотивировать свой выбор при написании  суффиксов в именах прилагательных;.

Упражнения учебника

&  39    упр. 232 задания в сборнике Сениной

1.02

59

Повторительно-обобщающий урок

Правописание Н И НН в суффиксах имен прилагательных.

Знать:

  • правописание суффиксов имен прилагательных;
  • правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных;

Уметь:

  • мотивировать свой выбор при написании  –н- и –нн- в именах имен прилагательных;

Упражнения учебника, комментированное письмо

&  40    упр. 235 задания в сборнике Сениной

4.02

60

Урок-практикум

Правописание сложных имен прилагательных. Словарный диктант.

Знать:

  • правописание сложных имен прилагательных.

Уметь:

  • отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное, пишущихся раздельно

Упражнения учебника, диктант

&    41  упр.242

6.02

61

Урок развития речи

Р/р  Сочинение-рассуждение.

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации

Уметь:

  • формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему,

Создание высказывания

сочинение

4. 4.Имя числительное как часть речи – 3 часа

8.02

62.

Повторительно-обобщающий урок

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

Знать:

  • определение имени числительного;
  • разряды и виды имен числительных;

Уметь:

  • делать морфологический разбор имени числительного;

Упражнения учебника, анализ текста

&   42 ,43 упр. 247

11.02

63.

Урок-практикум

Правописание имен числительных.

Знать:

  • правописание имен числительных;
  • склонение имен числительных.

Уметь:

  • склонять имена числительные;
  • правильно писать имена числительные

Упражнения учебника, комментированное письмо

&    44  упр.248 задания в сборнике Сениной

13.02

64

Урок-практикум

Анализ сочинений. Употребление имен числительных в речи.

Знать:

  • особенности употребления в речи числительных один; оба/обе; полтора, два, три, четыре; собирательных числительных.

Уметь:

  • правильно употреблять в речи имена числительные.

Упражнения учебника, тесты

& 45     упр. 253, тест «Найди грамматические ошибки»

4. 5. Местоимение как часть речи – 4  часа

15.02

65

Повторительно-обобщающий урок

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения.

Знать:

  • лексико-грамматические разряды местоимений;
  • особенности изменения местоимений;

Уметь:

  • делать морфологический разбор местоимения;
  • правильно употреблять местоимения в речи;

Исправление ошибок, тестовые задания

&  46    упр.257

18.02

66

Урок-практикум

Правописание местоимений.

Знать:

  • особенности изменения местоимений;
  • правописание местоимений.

Уметь:

  • правильно употреблять местоимения в речи;
  • правильно писать местоимения;
  • склонять местоимения.

Упражнения учебника, тесты

&  47     упр.260

20.02

22.02

67-68

Урок контроля знаний

К/Р. № 5.  Контрольное сочинение – рассуждение. 

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации

Уметь:

  • формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему,

Сочинение

4.6 Глагол – 4 часа

25.02

69.

Повторительно-обобщающий урок

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

Знать:

  • определение глагола;
  • грамматические категории глагола;
  • образование глагола;

Уметь:

  • делать морфологический разбор глагола;.

Упражнения учебника

&    48  упр.263

27.02

70

Урок-практикум

Правописание личных окончаний глаголов.

Знать:

  • правописание окончаний глагола

Уметь:

  • правильно писать личные окончания глагола;

Упражнения учебника, тесты

&  49    упр.280 задания в сборнике Сениной

1.03

71

Урок развития речи

 Р/р  Анализ контрольных сочинений.

Редактирование работ

тест

4.03

72

Урок-практикум

Правописание суффиксов глаголов.

Знать:

  • правописание суффиксов глагола и ь

Уметь:

  • правильно писать суффиксы глагола;
  • употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

тестовые задания

&   49   упр. 282 задания в сборнике Сениной

4. 7. Причастие  – 2  часа

8.03бин.

73.

Повторительно-обобщающий урок

Причастие. Образование причастий.

Знать:

  • определение причастия;
  • разряды по значению;
  • признаки глагола и прилагательного;
  • образование причастий;

Уметь:

  • различать причастия и отглагольные прилагательные;

Упражнения учебника, тесты

&   50   упр.285

11.03

74

Урок-практикум

Правописание суффиксов причастий. Н. и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.   Словарный диктант.

Знать

  • правописание суффиксов  причастий.

Уметь:

  • правильно писать суффиксы причастий

тестовые задания

&   52   упр.295 задания в сборнике Сениной

4. 8. Деепричастие   – 2 часа

13.03

75.

Повторительно-обобщающий урок

Деепричастие  Образование деепричастий.

Знать:

  • определение деепричастия;
  • разряды по значению;
  • признаки глагола и наречия;
  • способы образования.

Уметь:

  • находить деепричастия в тексте;
  • различать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
  • правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок;
  • правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.

Упражнения учебника, тесты

&   53   упр. 301

15.03

76

Урок-практикум

Правописание деепричастий.  Синтаксические нормы употребления деепричастий.

Знать:

  • определение деепричастия;
  • разряды по значению;
  • признаки глагола и наречия;
  • способы образования.

Уметь:

  • находить деепричастия в тексте;
  • строить предложения с деепричастными оборотами
  • правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок;

тестовые задания

&   53   упр.303, тест «Найди грамматические ошибки»

4. 9. Наречие как часть речи -   4     часа

18.03

77.

Повторительно-обобщающий урок

Наречие как часть речи. Образование наречий. Морфологический разбор наречия.

Знать:

  • определение наречия;
  • разряды по значению;
  • степени сравнения;

Уметь:

  • определять разряд по значению;
  • образовывать степени сравнения;

Упражнения учебника

&  54    упр. 305

20.03

22.03

78-79

Урок-практикум

Правописание наречий.

Знать:

  • правописание наречий.

Уметь:

  • правильно писать наречия

Упражнения учебника, тесты

& 55     упр. 310 задания в сборнике Сениной

1.04

80

Урок контроля знаний

К/Р.  № 6. Тест.

Знать:

  • единицы языка и особенности их употребления в речи

Уметь:

Соблюдать языковые нормы

Тест

4. 10. Слова категории состояния     - 2 часа

3.04

81

Повторительно-обобщающий урок

Слова категории состояния.

Знать:

  • определение слов категории состояния;
  • морфологический разбор слов категории состояния.

Уметь:

  • находить слова категории состояния в речи;
  • различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Упражнения учебника, тесты

&   56   упр.322

5.04

82

Урок-практикум

Подготовка к ЕГЭ

Знать:

  • единицы языка и особенности их употребления в речи

Уметь:

Соблюдать языковые нормы

тестовые задания

    упр. 315

Служебные части речи

4. 11. Предлог как служебная часть речи   – 3 час

8.04

83

Повторительно-обобщающий урок

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

Знать:

  • определение предлога;
  • какие отношения выражаются с помощью предлогов;
  • виды предлогов по структуре и по происхождению;

Уметь:

  • отличать предлоги от других частей речи;

Упражнения учебника

&  57    упр.324

10.04

84

Урок-практикум

Правописание предлогов.

Знать:

  • правописание предлогов.

Уметь:

  • отличать предлоги от других частей речи;

грамотно писать предлоги.

Упражнения учебника, тесты

&   58   упр. 331 задания в сборнике Сениной

12.04

85

Урок развития речи

Р/р  Изложение / сочинение-миниатюра

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации

Уметь:

  • формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему,

Создание высказывания

4. 12. Союз  как служебная часть речи   – 2 часа

15.04

86

Повторительно-обобщающий урок

Союз  как служебная часть речи. Союзные слова.

Знать:

  • определение союза;
  • виды союзов по происхождению, по структуре и по значению;
  • синтаксическую функцию союзов;

Уметь:

  • делать морфологический разбор союза;
  • различать союзы и союзные слова;

Упражнения учебника

&  59    упр. 335, перестроить предложения по заданию

17.04

87

Урок-практикум

Правописание союзов.

Знать:

  • правописание союзов.

Уметь:

  • различать союзы и союзные слова;

правильно писать союзы.

Упражнения учебника, тесты

&  60     упр. 337 задания в сборнике Сениной

4. 12. Частицы   – 6 часа

19.04

88.

Повторительно-обобщающий урок

Частицы. Правописание частиц.

Знать:

  • определение частицы;
  • разряды по значению;
  • правописание частиц.

Уметь:

  • определять значение частицы;
  • правильно писать частицы.

Упражнения учебника

&   61, 62    упр. 339

22.04

89

Урок-практикум

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Знать:

  • правописание частиц не и ни с различными частями речи.

Уметь:

  • находить орфограмму;
  • безошибочно определять части речи;
  • сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни.

Упражнения учебника, тесты

&   63   упр.340 задания в сборнике Сениной

24.04

90-91

Урок-практикум

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.   Словарный диктант.

Знать:

  • правописание частиц не и ни с различными частями речи.

Уметь:

  • находить орфограмму;
  • безошибочно определять части речи;

сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни.

тестовые задания

&   64   упр.348 задания в сборнике Сениной

26.04

92

Урок контроля знаний

К/Р. № 7. Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Тест.

Знать:

  • морфологические признаки служебных частей речи

Уметь:

  • определять часть речи
  • применять орфографические правила правописания служебных частей речи

Тест

   

29.04

93

Урок-практикум

Анализ  контрольной работы.

Знать:

  • морфологические признаки служебных частей речи

Уметь:

  • определять часть речи

применять орфографические правила правописания служебных частей речи

тестовые задания

     упр. 345, определить части речи указанных слов

4. 13. Междометие как особый разряд слов   – 1 час

1.05

Бин.

94.

Повторительно-обобщающий урок

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Знать:

  • определение междометия;
  • типы междометий;
  • правописание и пунктуационное оформление междометий.

Уметь:

  • находить междометия в тексте;
  • различать междометия и звукоподражательные слова;
  • правильно писать сложные междометия;
  • ставить знаки препинания при междометиях.

Упражнения учебника

&    65  упр.352

3.05

бин.

6.05

8.05

95

9697

Повторительно-обобщающий урок

 Повторение и обобщение.

 Повторение и обобщение.

Знать:

  • морфологические признаки частей речи

Уметь:

  • определять часть речи

применять орфографические правила правописания  частей речи

тестовые задания

упр. 353, 355, 356

10.05

Бин

13.05

98-99

Урок контроля знаний

К/р  №8   Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации

Уметь:

  • формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему,

Работа в формате ЕГЭ

15.05

100

Урок-практикум

Анализ итоговой контрольной работы.

Знать:

  • структуру сочинения части С
  • способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации

Уметь:

формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему, находить недочеты в работе и исправлять их

Анализ и устранение недочетов

  Задания в сборнике Сениной

17.05-

20.05-

22.05

101-

102-

103

Урок-практикум

Итоговая контрольная работа.

Итоговый  урок по теме «Повторение изученного в 10 классе»

Упражнения учебника

24.05

27.05

104-105

Повторительно-обобщающий урок

 Повторение и обобщение

Знать:

  • морфологические признаки частей речи

Уметь:

  • определять часть речи

применять орфографические правила правописания  частей речи

тестовые задания

График проведения бинарных уроков

Дата

Предмет

Тема урока

Дата

Предмет

Тема урока

8.03

Русский язык

Причастие. Образование причастий.

11.03

Русский язык

Правописание суффиксов причастий. Н. и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.  

1.05

Русский язык

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

6.05

Русский язык

Повторение и обобщение

3.05

Русский язык

Повторение и обобщение

6.05

Русский язык

Повторение и обобщение

10.05

Русский язык

К/р  №8   Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

13.05

Русский язык

К/р  №8   Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Русский язык» 1-4 классы

Полное наименование программы   Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1-4 классовДата утверждения:  Принято педагогическим советом ОУ № 80 от 28.08.2015 г. Утверждено директором...

Рабочая программа по русскому языку (профильный 10 класс)

Программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе  на профильном уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю (10 класс – 102 часа). Промежуточная аттестация проводится в виде соч...

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень)

Рабочая программа составлена для изучения литературы в 11 классах на профильном уровне....

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Русский язык» 10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень) УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др.

Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего...

Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» для 6 класса 1 вариант

Основные требования к умениям учащихся      1-й уровень (базовый)      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями...