Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» для 6 класса 1 вариант
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Варанкина Ирина Владимировна

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень (базовый)
      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
      • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
      • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.


      2-й уровень (минимально необходимый)
      • списывать текст целыми словами;
      • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • исправлять текст с помощью учителя;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_kl_68ch.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»

СОГЛАСОВАНО                                                                                

протокол   №1      заседания                                                                    

методического объединения                                                       «Филология»                                                       

от                       .   

Руководитель МО                                                                    

_____  /И.В.Варанкина/

СОГЛАСОВАНО                                                                                

заместитель директора по УВР

_______/Софьянникова Е.А. /.

                                                     

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сретенская ООШ №1»

___________/ О.В.Фёдорова /

«_____»___________2021 г.

Адаптированная рабочая программа

предмета «Русский язык»

для 6 класса 1 вариант

     на 2020- 2021 учебный год.

Составитель: Варанкина И.В., учитель I квалификационной категории.

Сретенск, 2021

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень (базовый)
      
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60
  слов);
      • делить текст на предложения;
      • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
      • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
      • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
      • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.


      
2-й уровень (минимально необходимый)
      • списывать текст целыми словами;
      • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • исправлять текст с помощью учителя;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи по вопросам с помощью учителя;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Содержание программы

Звуки и буквы. Текст

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Обязательный минимум

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.

Обозначать мягкость согласных буквой ь.

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.

Предложение. Текст

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Обязательный минимум

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя);

Пользоваться орфографическим словарем.

Слово. Текст

Состав слова

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.

Непроизносимые согласные.

Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный).

Составление словаря наиболее употребительных слов.

Приставка и предлог.

Правописание приставок с а и о, приставка пере-.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под, над-, от-)

Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.

Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Обязательный минимум

Разбирать слово по составу;

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс.

Отличать приставку от предлога.

Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые бумаги

Части речи

              Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
              
Имя существительное. (29 часов) Значение в речи.
              Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
              Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
              Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).

Существительные с шипящей на конце. Их правописание.

Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окне и т. д.).

Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
              Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.

Имя прилагательное. Значение в речи.

Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
              Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.

Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
              Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
              Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.

Понятие о склонении прилагательных.

Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).

 Глагол. Значение в речи.

Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
           Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
              Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (
Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Обязательный минимум

Выделять имя существительное как часть речи.

Умение определять падеж существительного, прилагательного.

Умение различать падежи по вопросам.

Изменять сущ. по числам.

Умение различать род существительных и прилагательных

Умение определять склонение существительного.

Уметь определять время глагола.

Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя. Правила написания деловых бумаг.

Предложение. Текст

              Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
              Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом
и. Интонация перечисления.

         Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
              Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (
говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.

Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.

Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.

Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.

Обязательный минимум

Уметь находить в тексте главные и второстепенные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя.

Повторение

Обязательный минимум

Уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи;

 Главные и второстепенные члены предложения. Находить однородные члены предложения. Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Писать изложение по предложенному плану. Пользоваться орфографическим словарем.

Связная речь

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
              Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
              Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.

Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.

Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.

Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.

Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.

Обязательный минимум

СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).

Календарно – тематическое планирование

к учебнику для учащихся специальных образовательных учреждений VΙΙΙ вида с нарушением интеллекта: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - 7-е изд. - М. «Просвещение», 2021 г.

68 ч (2ч в неделю)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во час

Дата

Примеча

ние

по плану

фактически

Повторение ( 11 ч. / 1ч. р/р)

Звуки и буквы. Текст.

1

Гласные и согласные. Их различение.

1

2

Безударные гласные в словах.

1

3

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

4

Текст. Части текста. Красная строка.

1

5

Непроверяемые гласные и согласные в словах

1

6

Р.Р.Составление предложений  о природе

1

Предложение. Текст

7

Деление текста на предложение. Выделение главных и второстепенных членов предложения

1

8

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

9

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

1

10

Однородные члены предложения.

1

11

Контрольная работа по теме «Повторение» (диктант)

1

                         2.Состав слова. Текст  (16  /1р/р ч.)

12

Корень и однокоренные слова.

1

13

Окончание как изменяемая часть слова.

1

14

Приставка как часть слова.

1

15

Суффикс как часть слова.

1

16

Разбор слов по составу.

1

17

Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

18

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

19

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

20

Приставка и предлог. Различение приставки и предлога.

1

21

Правописание гласных в приставках.

1

22

Текст. Деление текста на части по данному плану.

1

23

Правописание приставок на согласную.

1

24

Разделительный ъ в словах с приставками.

1

25

Состав слова. Закрепление знаний.

1

26

Контрольная работа (контрольное списывание с заданиями)

1

27

Р.Р. Рассказ на основе картины.

1

3. Части речи. Текст. (33 ч.)

Имя существительное как часть речи

28-29

Имя существительное. Значение существительных в речи.

2

30

Различение существительных по родам.

1

31

Изменение существительных по числам.

1

32

Существительные собственные и нарицательные.

1

33

Большая буква в именах собственных.

1

34

Кавычки в именах собственных.

1

35

Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

1

36

Имя существительное. Закрепление знаний.

1

37

Контрольная работа (диктант)

1

38-39

Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении.

2

40

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

1

41

Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму.

1

42

Изменение существительных по падежам.

 Закрепление полученных знаний.

1

43

Контрольная работа (списывание с заданиями)

1

Имя прилагательное как часть речи 

44

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

1

45

Изменение имен прилагательных по родам.

1

46

Изменение прилагательных по числам

1

47

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

1

48

Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

1

49

Склонение прилагательных мужского  и среднего рода. Закрепление знаний.

1

50

Контрольная работа (диктант)

1

Глагол

51

Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению.

1

52

Настоящее время глаголов

1

53

Прошедшее время глаголов

1

54

Будущее время глаголов

1

55

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени

1

56

Единственное и множественное число глаголов будущего времени

1

57

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени

1

58

Текст. Связь частей в тексте

1

59

Глагол. Закрепление знаний

1

60

Контрольная работа (диктант)

1

Предложение. Текст (7 часов/1р.р.)

61

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений

1

62

Однородные члены предложения

1

63

Однородные члены предложения без союзов и с союзом “И”

1

64

Обращение. Знакомство с обращением

1

65

Предложение. Закрепление знаний

1

66

Контрольная работа (списывание с заданиями)

1

67

Р.Р. Составление текста письма друзьям

1

Повторение (1 ч)

68

Повторение изученного за год

1

Контрольно- измерительные материалы 

Тексты для диктантов

 

Тема: Повторение. Предложение.

Картины осени.

Осень завладела садами, лесами, полями. Всё сразу стало осенним. В саду синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.

Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру.

/ 62 олова /

 

Тема: Звуки и буквы.

Дуб.

Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдёт корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки,

листья, жёлуди. Стоять дубок будет крепко.

В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца.

/60 слов/

 

 

Тема: Состав слова.

Лесная чаша.

Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку –здравствуйте!

Через это лесное оконце мне oткрылаcь поляна в лесу. На поляне кудрявая березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем.

/ 66 слов /

 

 

Тема: Имя существительное.

Первый заморозок.

Осенний заморозок пришёл в ясную полночь. Подошёл к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.

Пошёл заморозок на луг. Поникла трава. Подошёл к клёну и дохнул - листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной - листья стали красные. Обошёл озёра и пруды. Затянулась вода тонким льдом.

Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе по камушкам./ 67 слов /

 

Тема: Имя прилагательное.

Открытие мира.

Маленький жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. На заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зернышки. Вдруг на заборе уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.

/68 слов/

 

 

Тема: Предложение.

Соловей.

Теплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в березовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась ночь, и луна засияла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей осыпал рощу нежным щелканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста.

/65 слов/

Грамматическое задание: разобрать по членам предложения выделенное предложение.

 

Тема: Итоговый диктант.

Аист прилетел.

Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем лесу кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Над нашими головами стая разлетелась в разные стороны.

Самый большой аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Эта была весенняя песня аиста.

/70 слов\

 

 

 

Словарь

Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (50 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Программа предназначена для обущающихся VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 7 класс (вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 классов .VII вида основной общеобразовательной школы  составлена на основании нормативно-правовых документов:Федеральный закон...

Адаптированная рабочая программа предмета " Русский язык"

Рабочая программа  на 140 часов (4 часа в неделю)Русский язык. 5 класс. Галунчиков Н.Г., Якубовская Э.В....