Адаптированная рабочая программа предмета " Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа  на 140 часов (4 часа в неделю)

Русский язык. 5 класс. Галунчиков Н.Г., Якубовская Э.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для обучающихся 5 класса

с интеллектуальными нарушениями

Составитель: Кондрашкина Ольга Владимировна

учитель русского языка

с. Кыштовка

2023г

#1055;ояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от № 10-ФЗ, от № 51-ФЗ, от № 85-ФЗ, от № 95-ФЗ, от № 114-ФЗ, от № 170-ФЗ, от № 310-ФЗ, от № 351-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2021 г.

- Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ Кыштовская СОШ № 2.

Программа ориентирована на использование учебника Э.В.Якубовская Н.Г. Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2021 г. Данный учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

На реализацию программы предусмотрено 140 часов (4 часа в неделю).

#1055;ланируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты.

Осознание себя как гражданина России;

Формирование социально ориентированного взгляда на мир;

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

Овладение начальными навыками адаптации в современном мире;

Владение навыками коммуникации со сверстниками, с учителем;

Способность к осмыслению социального окружения;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Развитие этических чувств, доброжелательности;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты

Достаточный уровень:

списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам;

писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с; помощью учителя;

различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Минимальный уровень:

списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Метапредметные результаты

Базовые учебные действия

Регулятивные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • узнавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, списывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

Познавательные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
  • находить единицы языка: звуки, части слова;
  • выделять ведущую мысль, заключённую в заголовке или отдельном предложении текста.

Коммуникативные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • соблюдать в процессе коммуникации и повседневной жизни основные правила устной и письменной речи и правил русского речевого этикета;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • озаглавливать текст по основной мысли произведения;
  • основной мысли произведения;
  • воспроизводить содержание текста с опорой на план(составленный с помощью учителя);
  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Развитие жизненной компетенции

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально – бытовыми условиями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

3. Содержание учебного предмета

«Звуки и буквы. Текст». 17 ч.

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я. Мягкий знак на конце и в середине слова Правописание слов с разделительным мягким знаком Текст. Различение текста и не текста Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Текст. Определение темы текста. Заголовок. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Деловое письмо. Адрес. Составление рассказа по серии картинок.

«Предложение. Текст». 16 ч.

Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

«Состав слова. Текст». 28 ч.

Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание - изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Урок развития речи. Изложение по данному плану «Гадюка». Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово –корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Деловое письмо. Поздравление.

«Части речи. Текст» 58 ч.

Названия предметов, действий и признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Имя существительное. Значение существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имён собственных. Текст. Тема и основная мысль текста. Урок развития речи. Сочинение «Зима». Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Знакомство с понятием рода. Существительные м.р. Существительные ж.р. Существительные ср.р. Различение существительных по родам. Существительное. Закрепление знаний. Кнтрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ к./д. Работа над ошибками. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Различение признаков обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных м.р. Окончания прилагательных ж.р. Окончания прилагательных ср.р. Окончания прилагательных мужского женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Прилагательное. Закрепление знаний. Работа над ошибками. Повторение. Глагол. Значение глаголов в речи. Различение действий. обозначаемых глаголами. Составление рассказа «Весна пришла» по личным наблюдениям. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Глагол. Закрепление знаний.

«Предложение. Текст». 10 ч.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространных и распространённых предложений. Распространённые предложения. Дополнение предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний.

«Повторение». 11 ч.

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предложение.

4. Тематическое планирование

Русский язык 5 класс

№ п/п

Тема

урока

Кол. часов

Сроки проведения

план

факт

Повторение. Звуки и буквы. Текст. 17 часов.

1.

2.

Звуки речи: гласные и согласные.

Алфавит

2

3.

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.

1

4.

Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я.

1

5.

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

6.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

7

Текст. Различение текста и не текста

1

8.

9.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

2

10.

Ударные и безударные гласные в слове

1

11.

Проверка безударных гласных в слове

1

12.

Текст. Определение темы текста. Заголовок

1

13.

Звуки и буквы. Закрепление знаний

1

14.

Диктант по теме «Безударные гласные»

1

15 .

Анализ к.д. Работа над ошибками

1

16.

Деловое письмо. Адрес.

1

17.

Составление рассказа по серии картинок.

1

Предложение. Текст. 16 часов.

18.

Выражение в предложении законченной мысли

1

19.

Распространение предложений

1

20.

Порядок слов в предложении

1

21.

Связь слов в предложении

1

22.

Главные члены предложения. Сказуемое

1

23.

Главные члены предложения. Подлежащее

1

24.

Урок развития речи.

Изложение «Орёл и кошка»

1

25.

Второстепенные члены предложения

1

26.

Текст. Отличие предложения от текста.

Деление текста на предложения

1

27.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1

28.

Вопросительные предложения

1

29.

Восклицательные предложения

1

30.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

31.

Предложение. Закрепление знаний

1

32.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

33.

Анализ к.д. Работа над ошибками.

1

Состав слова. 28 часов.

34.

35.

Корень и однокоренные слова

2

36.

Общее и различия в значении однокоренных слов

1

37.

Включение однокоренных слов в предложения

1

38.

Окончание- изменяемая часть слова

1

39

Установление связи между словами с помощью окончания.

1

40.

Приставка как часть слова

1

41.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

42

Приставка и предлог

1

43

Суффикс как часть слова

1

44

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1

45

Урок развития речи. Изложение по данному плану «Гадюка»

1

46

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1

47

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1

48

Слово –корень с ударной гласной

1

49

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1

50

Проверка безударных гласных в корне слова

1

51

Проверка безударных гласных в корне слова

1

52

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

1

53

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

1

54

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

55

Проверяемые гласные и согласные в корне

1

56

Непроверяемые написания в корне

1

57

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1

58

Состав слова. Закрепление знаний

1

59

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

60

Анализ к./д. Работа над ошибками

1

61

Деловое письмо. Поздравление.

1

Части речи. Текст. 58 часов.

62.

Названия предметов, действий и признаков

1

63

Понятие о частях речи.

1

64

Существительное

1

65.

Глагол

1

66

Прилагательное

1

67

68

Различение частей речи по вопросам и значению

2

69

70

Употребление разных частей речи в предложении и тексте

2

71

Имя существительное

1

72

Значение существительных в речи

1

73

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1

74

75.

Собственные и нарицательные существительные

2

76

Правописание имён собственных

1

77

Текст. Тема и основная мысль текста

1

78

Урок развития речи. Сочинение «Зима»

1

79.

Понятие о единственном и множественном числе

1

80.

Употребление существительных в единственном и множественном числе

1

81

Изменение существительных по числам

1

82

Знакомство с понятием рода

1

83

Существительные м.р.

1

84

Существительные ж.р

1

85

Существительные ср.р.

1

86

Различение существительных по родам

1

87

Существительное. Закрепление знаний

1

88

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

89

Анализ к./д. Работа над ошибками

1

90

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи

1

91

92

Различение признаков обозначаемых прилагательными

2

93

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

1

94

95

Окончания прилагательных м.р.

2

96

97

Окончания прилагательных ж.р.

2

98

99

Окончания прилагательных ср.р.

2

100

Окончания прилагательных мужского женского и среднего рода

1

101

Изменение прилагательных по родам

1

102

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

103

Диктант по теме «Имя прилагательное»

1

104

Анализ к. д. Работа над ошибками.

1

105.

Повторение

1

106

Глагол. Значение глаголов в речи

1

107

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

108

Урок развития речи.

Составление рассказа «Весна пришла» по личным наблюдениям

1

109

110

Настоящее время глаголов

2

111

112

Прошедшее время глаголов

2

113

114

Будущее время глаголов

2

115

Различение глаголов по временам

1

116

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1

117

Глагол. Закрепление знаний

1

118

Диктант по теме «Глагол»

1

119

Анализ к./д. Работа над ошибками

1

Предложение. Текст. 10 часов.

120

121

Главные члены предложения

2

122

123

Второстепенные члены предложения

2

124

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

1

125

Различение нераспространных и распространённых предложений

1

126

127

Распространённые предложения

2

128

Дополнение предложения однородными членами

1

129

Предложение. Закрепление знаний

1

Повторение пройденного за год. 11 часов.

130

131

Состав слова

2

132

Существительное

1

133

Прилагательное

1

134

Глагол

1

135

Предложение

1

136

Текст

1

137

Диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»

1

138

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

139

140

Обобщение знаний.

2

Всего: 140 часов

Критерии и нормы оценки

Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 классе – списывание и диктанты, 55 - 60 слов в диктанте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для  обучающегося с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» для 6 класса 1 вариант

Основные требования к умениям учащихся      1-й уровень (базовый)      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями...