Проект конспекта урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие слож¬ноподчиненно¬го предложе¬ния».
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Артёменко Марина Николаевна

Цель урока: дать понятие о СПП, его структуре и грамматических признаках. Подготовка к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rya_v_9_klasse.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

Проект конспекта урока

по русскому языку  в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие сложноподчиненного предложения».

Выполнил: Артёменко Марина Николаевна,  учитель русского языка и литературы МОБУ  «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга

                                                                                                Проверил: Т.И. Кочеткова,

                                                                             д.ф.н., профессор кафедры

                                                                                         общеобразовательных дисциплин

                                                                                 и методики их преподавания

Оренбург

2016


Тема урока: «Сложноподчиненные предложения. Понятие сложноподчиненного предложения».

Базовый учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 9-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2007.

Цель урока: дать понятие о сложноподчиненном предложении, его структуре и грамматических признаках. Подготовиться к ГИА.

Задачи:

  • знать грамматические признаки сложноподчиненного предложения, его строение, понятия главная и придаточная часть, средства связи – интонация, подчинительные союзы, союзные слова;
  • понимать различия сложноподчиненного предложения и сложносочиненного, место придаточного по отношению к главному предложению;

уметь находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи, составлять схемы СПП и конструировать СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП, употреблять в речи СПП.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная, дифференцированная.

Необходимое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, карточки.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

2.1. Орфографическая разминка. Подготовка к ГИА.

3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к ГИА.

4. Формулировка темы, постановка учебной цели и задач.

5. Введение новой информации. Дифференцированные задания.

6. Первичное закрепление материала. Применение полученных знаний.

7. Закрепление и обобщение.

        7.1. Проверочная работа. Распределительный диктант. Подготовка к ГИА.

8. Подведение итогов (рефлексия).

9. Задание на дом.

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Обратите внимание, что сегодня на уроке у нас гости. И я вам желаю успешной работы.

2. Повторение изученного материала. Подготовка к ГИА.

- Прежде чем записать тему урока, прочитайте на доске текст и определите тему и его идею.  (Карточка №1)

Карточка №1(1)Глухо прогремел гром,  и подуло свежестью. (2)К…залось,  что вот-вот брызн…т дождь. (3)Но какая-то невидимая сила сковала воздух,  ул…жила пыль, и опять наступила тишина. (4)Тучи ра…таяли,  отодвинулись,  и  из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. (5) Всё засверкало,  засияло вокруг.  

                                   

                                    (По Д. Григоровичу).

- Определите тему текста? (Описание природы.) Идею? (Красота природы).

- В каком предложении ярко прослеживается идея текста? (5)

- Определите тип и стиль речи? (описание, художественный стиль)

- Объясните правописание орфограмм.

Ответ:

(1)Глухо прогремел гром, и подуло свежестью. (2)Казалось, что вот-вот брызнет дождь. (3)Но какая-то невидимая сила сковала воздух, уложила пыль, и опять наступила тишина. (4)Тучи растаяли, отодвинулись,  и  из-за ближайшей рощи выглянуло солнце. (5)Всё засверкало, засияло вокруг.

 (По Д. Григоровичу)

- Т.о., анализируя текст и объясняя орфограммы, мы с вами повторили задания из контрольно-измерительных материалов ГИА: А1 (смысловая и композиционная целостность текста), А5 (правописание корней), А6 (правописание приставок), А7 (правописание личных окончаний глаголов).

3. Актуализация опорных знаний.

(продолжение работы с текстом)

- Чем отличаются 1 и 5 предложения? 1 – сложное, 5 – простое.

- Какое предложение называется сложным?

- Назовите грамматические основы 1 предложения.

- Назовите вид сложного предложения №1. (ССП).

- Назовите номера ССП в этом тексте? 1, 3, 4.

- Сколько грамматических основ в 3-ем предложении? 2.

- Обратите внимание, ребята, и снова анализируя текст, мы с вами повторили задания из контрольно-измерительных материалов ГИА: В3 (определение грамматических основ) и В6 (определение количества грамматических основ)

- Чем отличается 2-ое предложение от 3? 3 – ССП, а 2 – СПП.

- Как определили это? (разные союзы, состоят из главной и придаточной части).

4. Формулировка темы, постановка учебной цели и задач.

- Итак, о чём пойдёт речь на уроке? (О СПП).

- Какова цель и задачи нашего урока? (Познакомиться со СПП, уметь различать ССП и СПП, уметь находить СПП в тексте).

Запись числа и темы урока.

5. Введение новой информации. Наблюдение над языковым материалом.

- Давайте вспомним всё, что вы уже знаете о СПП.  Запишите два предложения и сравните их.

    Дует сильный ветер, и деревья наклоняются до самой земли.

  Если дует сильный ветер, деревья наклоняются до самой земли.

- Назовите вид каждого предложения.

- Каковы средства связи СПП? (интонация, подчинительные союзы и союзные слова).

- У кого карточка №2, тот выполняет эту карточку. Остальные строим схемы этих предложений в тетради.

Карточка №2.

Подчеркните  подчинительные союзы.

Зато,  когда,  если,  и,  как – так и,  ни – ни,  как будто,  или,  что,  пока,

 то – то,  оттого что,  да,  не только – но и,  хотя,  словно,  но,  чтобы,    так как.

- Посмотрите на схемы этих предложений, определите сходства и различия этих предложений? (одно из различий - союзы).

- Поскольку части СПП и ССП связаны союзами, то чтобы отличать эти виды сложных предложений, нам необходимо уметь различать сочинительные союзы и подчинительные.

- Проверим работу учащихся с карточкой №2.

6. Первичное закрепление материала. Применение полученных знаний.

- А теперь такое задание: Составьте из 2-х простых предложений СПП. Постройте схему.

Карточка №3.

Составьте из 2-х простых предложений СПП. Постройте схему.

1. Дождь перестал. (придаточная часть)

2. Ребята выбежали из домов  на улицу. (главная часть)

- Как можно по-другому составить СПП?

- Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Придаточная часть в СПП может находиться в любом месте предложения).

7. Закрепление и обобщение. Проверочная работа. Подготовка к ГИА.

7.1. Распределительный диктант.

Работа по вариантам. (Подготовка к ГИА)

Данной работай мы повторяем с вами задание В7 из ГИА.

Первый вариант записывает номера ССП, а второй вариант – СПП.

1. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду. (СПП)

2. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях. (ССП)

3. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (ССП)

4. Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы. (СПП)

5. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (ПП)

  1. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду.
  2. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.

  1. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле.

  1. Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы.

     5. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

Вариант 1.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

8. Подведение итогов (рефлексия).

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? Обоснуйте свое мнение.

- С какими трудностями вы встретились на уроке?

- Где будут использоваться новые знания?

9. Задание на дом. (по выбору)

1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Золотая осень». Обязательное требование: использовать в работе СПП.

2. Прочитать параграф 9, отметить, о каких структурных элементах СПП мы не говорили сегодня на уроке, упр. 67 ,92 сост. схемы сложных предлжений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки

Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...

Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Тип урока: урок изучения нового материалаОборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалыЦель: Изучить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточнымиОбучающие:- познакомить...