Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Колесникова Оксана Леонидовна

Конпект урока  по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок № 6     10.09.18 г.

Тема урока: «Второстепенные члены предложения»

Цель урока: -Дать понятие о второстепенных членах предложения, об их роли, учить  находить и выделять их в предложениях.

- корригировать орфографическую зоркость, внимание, память; умение задавать вопросы от слова к слову.

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Рапорт дежурного.

  1. Актуализация знаний. Повторение (слайд 2)

- О каких членах предложения мы говорили на прошлом уроке? (о главных членах предложения)

-  Что относится к главным членам предложения? (подлежащее и сказуемое)

-  Расскажите о подлежащем

( Подлежащее – это главный член предложения, отвечает на вопросы кто? Или что?

Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении...

- Расскажите о сказуемом

(Сказуемое - главный член предложения, который отвечает на вопросы  что делает? Что сделает?

Сказуемое называет действие подлежащего).

Что составляют подлежащее и сказуемое в предложении? (грамматическую основу предложения)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Вы уже знаете, что в предложении есть подлежащее и сказуемое. Но, помимо них, в предложении есть и другие слова.

     На этом уроке вы узнаете  как они называются и для чего нужны.

  1. Работа по теме.
  1. Сравните предложения. (Слайд 3)

Облака    плывут.                                                 Лёгкие облака плывут по небу.

У.- О чём говорится в этих предложениях? (Об облаках и о том, что они плывут.)

У.- Рассуждая найдите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

   (Дети  рассуждая коллективно находят главные члены предложения).

У.- Если предложение состоит только из главных членов предложения, то какое это предложение? (нераспространенное предложение)

    - Назовите  нераспространенное предложение. (Облака    плывут.)

  У.   -  « Облака    плывут.» - это главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова.

У - Каким  будет предложение, в котором кроме грамматической основы есть другие слова? (распространённым).

Вот эти «другие слова»,  помогают нам более точно понять главные члены предложения.

-Что мы знаем об облаках?  

- Задайте  уточняющие вопросы  от подлежащего; от сказуемого                                                                                        

Облака (какие?) …(лёгкие).

Плывут (где?) … по небу.

Эти слова помогли нам узнать, что облака легкие, а не тяжелые,  и что они плывут  по небу, а не по земле.

Эти слова называются   второстепенными  членами  предложения.

У.-Ребята, подумайте, а для чего они нужны в предложении? Какую роль выполняют? (уточняют, дополняют, поясняют)

У.- А что они дополняют,  уточняют и поясняют? Какой вывод можно сделать? (Слайд 4)

Физкульминутка.

  1. Почему «ОНИ»   второстепенные?

У.- Итак, вы узнали,  что кроме главных членов предложения, в предложении есть второстепенные.

У.- Как вы думаете, есть ли предложения состоящие только из второстепенных членов предложения?

- Давайте разберёмся…

- Прочитайте предложение. (слайд 5)

- Найдите грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

-Назовите ее. (Машина стоит)

- Смысл предложения понятен.

- Уберем подлежащее и сказуемое. Что получилось? (Синяя у дома.)

- Будет ли «Синяя у дома» предложением? Смысл понятен? (Нет).

-Правильно, предложения нет и смысл не понятен.

-Сделайте вывод: могут ли предложения состоять только из второстепенных членов?

V.    Закрепление.

                     1. Коллективная  работа. (Слайд 6 и 7)

                      -Дополнить предложение второстепенными членами.

 Идут   дожди.   (Часто, холодные, осенью)

                      - Записать предложение.

Осенью часто идут холодные дожди.

                     - Найти и подчеркнуть главные и второстепенные члены               предложения.

                      - Установить с помощью вопросов  связь между главными

 и второстепенными членами предложения.

  1. Самостоятельная работа. (Слайд 8)

(для сильной группы)

Коллективная (для слабой группы).

Школьники собирают лекарственные растения.

- Списать предложение.

- Найти и подчеркнуть главные  и второстепенные члены предложения,

устанавливая с помощью вопросов связь между главными   и второстепенными членами предложения.

  1. Индивидуальные  карточки.

 

В-1) Прочитать предложения. Определить распространенные предложения;

В-2) Прочитать предложения. Определить распространенные предложения;

  1. Колхозники на полях убирают урожай овощей.
  2. Листья опадают.
  3. Наступила осень.
  4. Птицы улетают в теплые края.

Проверка.

  1. Итог урока. (Слайд 9)

- Чему  вы научились сегодня на уроке, что узнали?

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?

- Как определить связь главных и второстепенных  членов предложения?

Домашнее задание: стр.13 (правило) стр.14 упр.21

  1. Рефлексия. (Слайд 10)

-у  меня  ничего  не  получилось.

у меня были проблемы,  но  я  старался.

                - Мне все удалось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения"

Обобщающий  урок по русскому языку по теме "Второстепенные члены предложения" в 8 классе...

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...