Сочинение по жанровой картине, включающей описание интерьера.Т.Н.Яблонская «Утро».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цели  урока: а) познакомить с особенностями   художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины ;

                       б) развитие нормативных умений и навыков грамотного письма,  связанной письменной речи;

                       в) воспитание  наблюдательности, аккуратности, здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сочинение по жанровой картине, включающей         описание интерьера.

                                 Т.Н.Яблонская «Утро».

Цели  урока: а) познакомить с особенностями   художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины ;

                       б) развитие нормативных умений и навыков грамотного письма,  связанной письменной речи;

                       в) воспитание  наблюдательности, аккуратности, здорового образа жизни.

Оборудование:

а) репродукции картин И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»,. И.Э.Грабарь «февральская лазурь».П.Г.Федотов «Завтрак аристократа».И.Е.Репин «Портрет  Нади Репиной». А.И.Куинджи  «Ночное». Портрет Т.Н.Яблонской, репродукции картин художника: «Перед стартом». «Вместе с отцом»,  «Хлеб»,  толкование определений  «портрет», «натюрморт». «портрет». «пейзаж»;

б) черновики учащихся.

Ход урока.

Слово учителя.

    - Сегодня  на уроке мы будем готовиться к сочинению по жанровой картине, включающей описание интерьера.

      К каким жанрам живописи мы обращались на уроках русского языка? Назовите по толкованию жанр, укажите  репродукцию,  соответствующую этому жанру:

   - рисунок, изображающий природу;

   - изображение человека на картине;

   - картина с изображением предметов, цветов, дичи, рыбы;

   - внутреннее помещение в здании.

 

     Домашняя обстановка характеризует человека с общественно-профессиональной и моральной стороны, дает представление  об образе  жизни, быте людей определенной эпохи. В некоторых картинах детали  обстановки помогают понять замысел художника, характер героя картины (Ф.П.Рещетников «Опять двойка», Т.Н.Яблонская «Утро»).

      Описать  помещение можно в научном и в художественном стиле. Послушайте два описания одного и того же кабинета, определите стиль.

     

     Наш школьный кабинет географии -  это большая(40 м) комната с тремя окнами, выходящими на юг. На стенах, окрашенных в салатовый цвет, висят картины, карты.

      Столы розового цвета поставлены тремя рядами. Есть стол и для учителя. Направо от  двери - большая доска.

Послушайте, как описала кабинет географии ваша одноклассница на уроке, когда мы работали над  сложным планом к сочинению. ( Чтение сочинения  Кузьминой Натальи).

Учащиеся определяют  стили текстов ( Научное, художественное  описание).

    -В чем особенность научных описаний? (Точно, логически последовательно указывает на размер  помещения, освещенность,  тип мебели и др.)

   -Где мы можем встретить художественные описания? (В рассказе, повести, романе, пьесе).

   - Чем оно отличается от научного описания? ( Не обязательно полно дать представление о предмете. Главное - передать впечатление, лирический момент)

    -Чтобы написать сочинение,  нужно уметь наблюдать, собирать материал к сочинению, вдуматься в тему,  основную мысль сочинения. Описание лучше всего начать с общего впечатления от помещения, т.е. с выражения основной мыслию

   -Послушайте сведения о художнице.

   Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер  живописи. Родилась 11.02. 1917 г.  В Смоленске. На своих полотнах она изображала простых людей, их труд,  быт украинского народа («Хлеб». 1949, «Безымянные высоты».!969,»Лен». 1977 и др.)  Ее картины поэтичны, жизнеутверждающие.

     Заслуженный деятель искусства Украинской ССР, лауреат Государственной премии СССР( 1950, 1951, 1979). Действительный член Академии Художеств СССР с 1975 года, действительный член Академии Художеств (1992), народный художник СССР (1982).

   Герой Украины. Была награждена  премией им. Тараса Шевченко в 2005 году.

   После продолжительной болезни умерла на 89 году жизни в Киеве 17 июня 2005 года. Похоронена на Байковом  кладбище в Киеве.

   -Наблюдение можно дать с разных точек  обзора: около дверей- то, что  прямо перед тобой, справа.  Слева, стены. Окна. Потолок. Описать мебель. То. Что украшает комнату.

   Можно встать в центр комнаты и тогда наблюдения можно собрать по-другому.

   -Чтобы не допускать ошибок в употреблении слов  и правильном их написании, выясним их значение и уточним написание. Посмотрите на доску.

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.

Бахрома- тесьма для обшивки чего-либо.

Квартира.

Салфетка.

Аккуратный,  опрятный, чистоплотный, стройный, статный- стройный, хорошего телосложения.

   

-Прочитайте задание  к упр. 177.

   -Что изображено на картине Т.Н.Яблонской «Утро»?

   -Какое  время года,  Как вы это определили?

   -Что делает девочка?

   - Как характеризует комната ее хозяйку?

   - В какой последовательности вы будете описывать картину?

   -Составьте план своего сочинения.

   -Используйте в описании картины синонимы из рамок.

Составление рабочих материалов        .

   - Приготовьте черновики, разделите на две колонки. В первую будем записывать план наблюдений, а во вторую – материалы. Когда завершим сбор  материала, подумаем, как перейти плавно от одной части к другой. Формулировки   рабочих материалов должны быть краткие и яркие (использовать эпитеты, метафоры, сравнения)

Помещение - большое, светлое, просторное, много  воздуха и солнца.

Стены – покрашены масляной краской.

Дверь – высокая, арочная.

Полы – паркетные, блестящие, покрашенные лаком.

Обстановка – чистота, уют.

Стол – Обыкновенный, круглый,  покрытый  скатертью с бахромой.

Стулья – легкие, деревянные.

Кровать – деревянная, белоснежное постельное белье.

Кувшин.

Декоративная тарелка.

Кашпо.

   -Какой колорит картины: спокойный или напряженный; холодный или теплый;  воспроизводит цвет реальной натуры или цвета чистые, лишенные оттенков?

  - Обратимся к эпиграфу урока:                  

                                                            Ну-ка, солнце, ярче брызни,

                                                            Золотыми лучами обжигай!  

                                                            Эй, товарищ! Больше жизни!

                                                             Поспевай, не задерживай, шагай!

                                                                                 «Спортивный марш»

                                                                                  Слова  В.Лебедева-Кумача,

                                                                                 Музыка И.Дунаевского.

                               

                                                                   

     Картина «Утро» - рассказ о красоте наших будней. Как прекрасно весеннее  свежее утро, когда впереди целый день, большая и интересная жизнь!

   Навстречу встающему солнцу распахнуты  высокие арочные   двери балкона. Ласковый ветерок играет зеленой листвой комнатного растения, которое наполняет зеленью  просторную солнечную  комнату. Оно помещено в кашпо на стене между окном и балконом и продолжается вдоль всей стены. Под цветком расположилась декоративная тарелка с изображением птиц и цветов. Справа от балкона стоит простенький стул с аккуратно сложенной формой девочки. Ее ждут красный пионерский галстук, частичка красного знамени, ленточка для волос, школьное платье

   Ближе к нам стоит круглый стол. Он накрыт голубой в полоску скатертью с бахромой. Посреди стола – большой белый глиняный кувшин с рисунком, а в нем, вероятно, свежее молоко. Рядом -  блюдо с завтраком - Хлебом и маслом. Хотя  изображенный стол  стоит к нам ближе всего, его замечаешь в последнюю очередь. В комнате чисто, уютно, она не заставлена мебелью. Лучи солнца  падают на блестящий паркетный пол. Все внимание обращено на хозяйку комнаты. Она изображена в белой майке и темных трусах. Ей лет 10-11.Девочка стоит рядом с деревянной кроватью. На ней белоснежное белье. Постель еще не убрана, потому что девочка услышала, что диктор радио объявил о начале утренней гимнастике. Девочка стоит в гибкой позе, подняв руки вверх. Размах рук девочки свободен и широк, лицо обращено к окну. Девочка словно устремлена  к солнцу, воздуху раннего утра, к  подернутым мягкой дымкой просторам. Движения девочки просты и изящны.

   Движения девочки- самая важная идея полотна. Это не столько физическое движение юного существа, но и движение души маленькой героини, ее робкое открытие мира, обращение к жизни с вопросом: что ждет меня впереди, если так чудесна рассветная пора1

   Удивительно тонко, проникновенно, естественно запечатлела художница ясное, бодрое  утро человеческой б жизни, неуловимое движение к счастью, стремление подростка раскрыть свои  творческие возможности, просыпающуюся жажду поиска.

   

Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы чувствуем. Как хороша наша будничная  жизнь, проникаемся радостным, бодрым настроением. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что  нас окружает, а мы далеко не всегда замечаем.

   Предупреждение ошибок.

  1. Чтобы не повторять глаголы быть, была, писать сочинение в настоящем времени.
  2. Предупреждать повтор слов   висеть- спускаться. Стоять- находиться. Расположена. Мы видим. Большая часть комнаты  занята 4 слева от…. Справа от…. . рядом. Ближе   к чему-то. Здесь. Напротив. На  одной стороне - на другой стороне. Левый угол занимает… В углу помещается. А правую стену - посредине.  Сзади. В центре. В углу. Между окнами. Вокруг стола. У противоположной стены.
  3. Необходимо использовать переходные мостики6 мебели в комнате немного4 комнате придают уют. Очень украшают комнату.

                                                               

Чтобы сочинение получилось цельным. Нужно:

-продумать план его построения. Соответствие плана  теме сочинения. Удачные в языковом отношении формулировки пунктов плана. Их содержательность. Не пропускать главные части ;

- соответствие сочинения плану: отсутствие частей, намеченных в плане. Порядок подачи материала;

- собранный материал сгруппировать по подтемам. Объединить в одну группу общее. Подумать, с чего начать, чем кончить. Составить план на основе собранного материала..

   Соблюдать трехчастное построение сочинения.

   Во вступлении объявить. О чем пойдет речь. В повествовании сообщить о времени и месте действия. В описании передается впечатление от предмета. Указывается позиция. С которой он будет описываться. Формулируется основная мысль высказывания. В рассуждении во вводной части ставится вопрос. Который требует ответа. Приводятся разные мнения.

   В главной части раскрывается тема. Основное содержание сочинения. Она разделяется на более мелкие части относительно законченности по мысли. Каждая часть начинается с красной строки. Основная часть больше по объему, чем вступление и заключение.

   Заключение- последняя часть сочинения. В ней подводится итог сказанному. Подчеркиваются главные мысли работы. Все части сочинения связаны между собой. Сочинение должно быть цельным. Слитным.

   Составление плана сочинения.

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) утро;

б) комната (помещение, мебель, украшения);

в) девочка.

3.. Какое  настроение производит картина Т.Н.Яблонской «Утро» ?

Работа над сочинением в черновиках.

Чтение сочинений, анализ.

Работа в тетрадях.

Домашняя работа: завершить работу над сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с применением ИКТ. "Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной"Детская спортивная школа" .

Коинспект урока с презентацией " Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа"...

урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"

Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;Развивающая: ввес...

Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского

Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского...

Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")

Презентация к уроку развития речи (сочинение-репортаж по картине Сайкиной А.В. "Детская спортивная школа")...

Сочинение (обучающее) по картине Васнецова "Три богатыря" в 4 классе

данная презентация знакомит ребят с творчеством русского художника Васнецова....

Картины художников. Описание картин

Картины художников. Описание картин И.Репин  «Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов.  «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...