Урок-соревнование по теме "Предлог" (7-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Корнева Анастасия Павловна

                        "В редакции газеты" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sorevnovanie_po_fgos.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:            Урок-соревнование "В редакции газеты"

                                  по теме    "Предлог" (7-й класс)

Цели урока:

  1. Обобщение знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы “Предлог ”.
  2.  Развитие логического и образного мышления учащихся, развитие речи.
  3. Воспитание интереса к русскому языку, воспитание чувства коллективизма.
  4. Формирование норм речевого этикета.

Тип урока: повторение изученного по теме “Предлог”.

Вид урока: урок-соревнование.

Технология: на игровой и групповой основе.

Оборудование:

  • текст-отрывок из статьи “Новости города”, “Путешествие кошки”;
  • карточки с текстами;
  • жетоны;
  • три макета «Древо знаний»;
  • интерактивная доска и ноутбук;
  • DVD диск с аудиозаписью.

УУД

            СОДЕРЖАНИЕ

      ПРЕДМЕТ

1.

Личностные

Эти действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.

Русский язык

2.

Регулятивные

Данные действия  помогают соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Русский язык

3.

Познавательные

Действия способны извлекать информацию, представленную в разных форматах (тест, схема, таблица, иллюстрация).

Русский язык

4.

Коммуникативные

Эти действия помогают соблюдать нормы речевого этикета.

Русский язык

Ход урока.

I. Организационный момент.

       Класс заранее делится на три команды, ребята придумывают названия команд, в которых есть предлоги. (Например: «По стране знаний», «На интеллектуальной волне», «Без проблем»)

II. Вступительное слово учителя.

       Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Предлог", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица.

III. Актуализация полученных знаний.

       Друзья, прежде чем мы приступим к необычному виду работы, прошу вас вспомнить изученный материал и ответить на вопросы (вопросы заранее выведены на интерактивную доску):

  1. Что называется предлогом?
  2. Какие виды предлогов вы знаете?
  3. С какими частями речи «дружат» предлоги?
  4. Почему предлоги относятся к служебной части речи?
  5. Что означают определения: производные и непроизводные предлоги?
  6. Можем ли мы обойтись без предлогов? Почему?

VI. Работа по теме урока.

       Ребята, представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим. Работают все три команды.

                                          1) Редакторский отдел.

               В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (предлоги) написаны неправильно.

              У каждой команды на столе лежит вариант статьи.

Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно. Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!

                                                      Статья.

        Вчера молодёжь городского округа Кинель отметила Всероссийский день студента. (В) связи (с) резкими изменениями погоды он был перенесён (на) 1 февраля. (На) сцену городского Дома культуры вышли команды КВН, которые демонстрировали превосходное чувство юмора и завоевали неподдельный интерес и внимание (со) стороны жюри и зрителей.

        (В) фойе каждый желающий мог попробовать свои возможности (в) дартсе, настольном теннисе, шахматах, шашках, а также ответить (на) вопросы студенческого кроссворда.

        Единая детско-молодёжная организация «Альянс молодых» продолжает свою работу. (В) целях создания условий (для) решения проблем студенческой и рабочей молодежи организована работа (по) созданию объединения «Молодёжь городского округа»

(Один из учеников читает выразительно).

                                      2) Игра “Дешифровка”.

              Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача: расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки препинания.

1. Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.

(Ответ. В конце месяца мы с мамой приедем к тебе в гости.)

             С какими ещё частями речи, кроме имён существительных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в предыдущем тексте).

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами и наречиями.

                                        3) Машинописное бюро.

             А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь длинное слово на более короткое.

            Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? От каждой команды нужно по одному человеку для выполнения задания.

            Запишите к указанным предлогам соответствующие им по значению предлоги, но более короткие.

  1. Вследствие (= по причине)
  2. Наподобие (= подобно, вроде)
  3. Насчёт (= о)
  4. Ввиду (= из-за)

Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О, 4. Подобно, 5. Вроде.

(Ответы: 1-2, 2-4,5, 3-3, 4-1).

(Вручить жетон победившей команде)

                                    4) Отдел “Справочное бюро”.

(Данное задание было поручено сильным ученикам для домашней подготовки)

Знаете ли вы, что…

            Предлог  ради  происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”. В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край” (сравните современное кромка). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.

             Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет” (сравните современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.

              Составьте с предлогами кроме  и  вопреки по 1 словосочетанию или предложению.

                                    5) Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество.

              Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами.

Списать  начало словосочетания с предлогом и продолжить его, поставив зависимое слово в нужном падеже:

  • Выросла благодаря (кому?) (маме, бабушке…)
  • Зазеленела благодаря (чему?) (дождям, солнышку, теплу…)
  • Поспешили вопреки (чему?) (традициям, обычаям, привычкам…)
  • Сделал наперекор (кому?) (маме, бабушке, брату…)
  • Посеяли наперекор (чему?) (погоде, прогнозам, предсказаниям).
  • Шёл навстречу (кому?) (маме, бабушке, папе, сестре…).

               В каком стиле речи чаще всего используются предлоги, с которыми мы сейчас работали? (В официально – деловом).

               А теперь поработаем корректорами.

V. Рефлексия.  

            Звучит мелодия из кинофильма «Усатый нянь», за время звучания нужно по цепочке от каждой команды на заготовки «Древо знаний» закрепить листочки, на которых написаны предлоги. Ошибаться нельзя.

                                6) Поработаем корректорами.

              На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).

             Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

             Одна кошка в (первые) по (шла) (поулице). Про (йдя) немного, она за (метила) дом и за (глянула) (вокно), (вкотором) только что за (горелся) свет. (Вкомнате) кошка у (видела) (устола) пятерых детей. (Наодном) был маскарадный костюм. Кошка за (бралась) (надерево) и стала на (блюдать) (задетьми).

Проверка: 17 ошибок.

1. Впервые – наречие, 2. Пошла – глагол, 3. По улице - предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог + имя существительное, 8. В котором - предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате - предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола - предлог + имя существительное, 13. На одном - предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево - предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 17. За детьми - предлог + имя существительное.

           Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

           Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами и наречиями.

Редакторы сообщают количество набранных жетонов и ставят оценки вместе с учителем.

Остальные выполняют        задание №7.

                                             Вопросы – шутки.

  1. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте?
  2. Какие два предлога определяют положение тела?
  3. Из каких двух предлогов можно создать литературное (нестихотворное) произведение?
  4. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?

VI. Подведение итогов урока.  Выставление оценок. Выводы учащихся.

VII. Домашнее задание. 

Вписав по горизонтали предлоги, в вертикальном выделенном столбике вы прочитаете название части речи.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, чего).
  2. Антоним предлога вдоль.
  3. Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего), несмотря на (что).
  4. Антоним предлога впереди (кого, чего).
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через (что), близкий по значению глагольной приставке про-
  7. Синоним предлога кругом (кого, чего).

Ответить на вопросы викторины.

Викторина.

  1. Какие предлоги могут быть и наречиями?
  2. Какой предлог употребляется при указании на приблизительную меру, примерное количество?
  3. Какие предлоги однозвучны с приставками?
  4. Какой предлог может употребляться с существительными в трёх различных падежах?
  5. От каких предлогов можно образовать существительные, прилагательные и глаголы?
  6. Вспомните предлоги – омонимы, состоящие из одного звука.
  7. Подберите несколько антонимичных предлогов.
  8. Назовите предлоги, которые могут быть и деепричастиями в предложении. Приведите такие примеры, как они будут писаться в этом случае?
  9. Каким падежом управляют предлоги согласно, наперекор, благодаря? Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже: согласно (распоряжение, заявление), наперекор (судьба, стихия), благодаря (забота, друзья).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по теме "Площадь", геометрия, 8 класс.

С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников ( треугольник, прямоугольник) учащиеся уже встречались в V и VI классах. Назначение изучения данной темы в  8...

Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

Урок-соревнование «Погода» (The Weather) для 7 класса

Урок-соревнование нацелен на закрепление и контроль лексических и грамматических навыков учащихся по пройденной теме.(УМК Афанасьева, Михеева. Английский язык 7 класс) На уроке используются компьютерн...

Урок соревнование "Кодирование и хранение информации" 3 класс

Урок – соревнование. Учащиеся спасают тридевятое государство «Информатика» от злого захватчика Вируса (СУРИВ). Чтобы выполнить свою миссию, они должны вспомнить все, что изучалось по темам «Коди...

Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)

Цель урока:  Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простоепредложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природ...

Открытый урок-соревнование по английскому языку в 6 классе

Открытый урок-соревнование по английскому языку 6 класс Тема урока: Past Simple, ChristmasЗадачи урока:-        практиковать учащихся в употреблении Past Simple...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...