Урок в 5 классе (по ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Докукина Ирина Анатольевна

Разработка урока дла 5 класса по теме "Синтаксический разбор предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Синтаксический разбор сложного предложения»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; развивать навыки анализа текста, исследовательской работы; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок объяснения нового материала (комбинированный урок)

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического разбора сложного предложения, научатся объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Методы и формы обучения Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

Учитель 1.Работа со словарем.

Запишем в словарик слова с корнем

Близ-ближ (слайд 76)

7слов

Составим устно предложения с понравившимися словами.

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель: Ребята! Запишите число, классная работа.

Сегодня мы вновь окунемся в прекрасный и удивительный мир русского языка.

 И начать наш урок я предлагаю со словарного диктанта. А для чего мы пишем такие диктанты? Итак, начнем:

Строгое жюри, тяжелый рюкзак, хоккейный матч, огромный парашют, встретиться на вокзале, слышится отовсюду, повернуть налево, современный компьютер, беседовать со спортсменом, интересная брошюра, заинтересоваться книгой, увлекаться космосом.


-обменяться тетрадями, выставить оценки друг другу (сверившись с записями на интерактивной доске) (слайд 77)

Личностные результаты:

1.Интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей.

3.Пробное действие.

Учитель

Что собой представляют слова, записанные вами в качестве словарного диктанта? Что это? (словосочетания).

Чем они отличаются от предложения? (единица, которая обладает интонационной и смысловой законченностью). Какие предложения вы уже изучили на прошедших уроках? Как будет звучать тема, последняя в изучении сложного предложения?

Запишите тему «Синтаксический разбор сложного предложения»

Предположите, о чем пойдет речь

(выслушать ответы ребят)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель: Попробуем с вами определить цели.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

(-Что входит в порядок разбора СП?)

(-Последовательность разбора)

(-Чем он отличается от разбора ПП)

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

4.Открытие нового знания

1. С синтаксическим разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)

-Как вы думаете, чем будут схожи разборы простого и сложного предложений?

(характеристикой по цели высказывания и по интонации, нахождением грамм. основы)

-Сверимся с материалами учебника.

2.Самостоятельное наблюдение на стр.111-112, п.47

                                                  Сделайте выводы.

3. Что нового вы узнали по теме урока?

(в СП не подчеркиваются втор. члены пр.)

4.Что показалось сложным, непонятным?

6.Запишите план разбора в тетрадь те, кому это необходимо. Остальные в это время повторяют разбор. ( и схемы СП можно повторить, они нам еще понадобятся)

Выполним вместе синт. разбор предложения.

Гроза отходила куда-то на восток,  и оттуда доносился рокот грома. (Повеств., невоскл., сложное, союзное)

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Учитель: А теперь вы работаете у доски.

1. Записываем предложения для  синтаксического разбора:

-Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

-Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах.

-Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Физкульминутка

2.Анализ текста (упр.243)

-Читаем текст

-Докажите, что это текст. (связаны по смыслу, расположены в определенном порядке, м. иметь заголовок)

-Основная мысль текста (взаимовыручка  среди  и взаимопонимание среди обитателей природы)

-Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? (глаголы)

-Назовите глаголы движения

-Пунктуационный разбор 2 предложения (Олень глядел на меня и не спешил убегать)

3. Самостоятельная работа

Схематический диктант (записать схемы предложений):Слайд 78

1.Наступила осень, птицы готовятся к отлету. 2.Подъехала карета, и вышла из нее Василиса Премудрая.3.Ученые считают, что вскоре наступит всемирное потепление.


4. Работа в парах. Взаимопроверка схематического диктанта. Самооценка. Слайд 79

5. Дать характеристику предложениям по схемам.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что нового вы узнали на уроке? Что показалось трудным? Как преодолевали трудности? Понравилось ли на уроке? Какое настроение у вас сейчас?)

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П. 47, упр.242 (выполнить синт. р-р пр.) или выписать из учебника литературы 3 сложных предложения, произвести их синтаксический разбор.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс по ФГОС

Схема конспекта урокаПредмет:  английский языкКласс 2Тема:  урока : Моя семьяЦель урока: создать условия для усвоения учащимися графического отображения и правил чтения буквы Rr и знаков тра...

Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...

технологическая карта урока 6 класс баскетбол ФГОС

учителю физической культуры в помощь для проведения урока в 6 классе баскетбол ФГОС...

технологическая карта урока 6 класс волейбол ФГОС

Повторение основных стоек и перемещения волейболиста. Обучение техники верхней передачи. ...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме "Школы в Англии".

Тема урока: Школы в АнглииТип урока: урок первичного применения знаний.Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями образования в Великобритании.  Развивать умения чтения, аудирования, говоре...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме: Я из... Страны и национальности. + презентация

Тема урока: Я из… Страны и национальности.Цель урока: познакомить учащихся с названиями стран и национальностями, суффиксальным словообразованием (прилагательных), структура have got.  Развивать ...