Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Куликова Юлия Александровна

Урок - повторение в 5 классе по теме "Имя существительное" в форме КВН

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное».

Урок – повторение (в форме КВН).

Цель:

- способствовать  закреплению знаний учащихся по теме «Имя существительное»;

- повысить интерес к изучению русского языка, используя игровые методы и приёмы.

Задачи:

- расширить сведения учащихся о роли существительных в речи;

- закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных;

- способствовать развитию языковой интуиции учащихся;

- формировать умения работать в группе;

- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Организационный момент.

Учитель:

Хочу прочитать вам стихотворение поэта А.Шибаева:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных  -  нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Ребята, как вы думаете, о каких же словах пойдёт речь на нашем уроке? (Об именах существительных). Посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского: «Имя существительное – хлеб языка».

Сегодня наше занятие пройдёт в форме КВНа. Мы повторим изученный материал по теме «Имя существительное». У нас будут соревноваться две команды. Итак, мы начинаем КВН.

1конкурс «Разминка».

Чья команда быстрее составит 5 слов из слова «игрушка» (игра, груша, рука, шик, рак).

Работают все члены команды.

2 конкурс «Хитрый суффикс».

Выделите  суффиксы там,  где они есть (командам выдаются карточки со словами: теремок, лесок, песок, венок, жирок, листок, замок, песок, курок, мирок)

3 конкурс «Одним словом».

Учитель читает определение, команды (по очереди) называют данное понятие одним словом – именем существительным.

- Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях. (Жюри)

- Подземная железная дорога. (Метро)

- Кушанье из размятых или протёртых овощей. (Пюре)

- Ансамбль из трёх исполнителей. (Трио)

- Коробочка или специальное блюдечко для мыла. (Мыльница)

- Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом. (Карнавал)

- Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и снизу обтянутого кожей. (Барабан)

- Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (Костёр)

4 конкурс «Окончания»

Командам выдаются карточки со словами. Задание: выделите окончания существительных.

  1. Домов, голов, столов, основ, слонов, городов, коров, мостов.
  2. Степей, друзей, шей, коней, ушей, лошадей, юношей, дачей.

5 конкурс «Перекрёсток»

Командам выдаются карточки с таблицей, в которую надо вписать буквы так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочитать слова – имена существительные.

о

о

о

о

о

о

о

о

о

(Олово, порог, проза, город, озеро)

Составьте два предложения с любыми двумя словами из получившихся слов.

  6 конкурс «Кто быстрее»

1)Найдите одушевлённые имена существительные:

Дерево, жук, карп, соловей, тетрадь, корова, лес, иней, дочь, печь.

2)Найдите нарицательные имена существительные:

Москва, кошка, мама, Волга, парта, книга, Россия, шапка, Урал.

3)Укажите существительные женского рода:

День, портфель, осень, рожь, мышь, сентябрь, метель, тетрадь.

4)Найдите существительные общего рода:

Учитель, неряха, невежда, школьник, грязнуля, ученик, зазнайка.

7 конкурс «Помогите Пете Ошибкину»

  1. Слово ш…рох» Петя написал с буквой Ё. «После шипящих под ударением пишется Ё», - объяснил он. Прав ли Петя?
  2. Слово ц…ган Петя написал с буквой И. «В корне слова  после ц пишется И, это я точно помню», - утверждал он. Почему он неправ?

8 конкурс «Я работаю волшебником»

Превратите имена существительные нарицательные в собственные.

Орёл, роза, земля, шарик.

(птица орёл – город Орёл, цветок роза – девочка Роза, плодородная земля – планета Земля, воздушный шарик – собака Шарик).

Подведение итогов.  

Учитель: Давайте подведём итоги нашего конкурса, определим победителя.

Закончить наш сегодняшний урок я хочу словами К.Г. Паустовского: «Нет ничего в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова писателя  прежде всего относятся к именам существительным, о которых мы сегодня на уроке говорили, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Спасибо всем за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...