Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Придаточные дополнительные"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Барышникова Наталья Владимировна

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.

Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным  дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.

Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 9 классе.

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.

Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным  дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.

Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.

Формирование   УУД:

1.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

2. Метапредметные:

-познавательные:  умение отбирать   нужную  информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;

-коммуникативные:   умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;

-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности  при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.

3. Предметные: сознательная организация своей познавательной      деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении  заданий.

Тип урока:  урок открытия и усвоения новых  знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.

Ресурсы: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, Дрофа, 2017, учебник Русский язык. Практика.9 класс./ под ред. Ю. С. Пичугова.

Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное  изъяснительное, определительное.

 

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

Организационныймомент

Включение в деловой ритм.

 

  

Подготовка класса к работе.                

1.Мотивация. Самоопределение к деятельности

Устное   сообщение учителя  

Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Вопросы (появляются по щелчку)

- О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?

                                                             

Отвечают на вопросы.

Сложноподчинённых.

Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей,  потому что в зависимости от цели высказывания, которую ставит перед собой человек, придаточные предложения могут быть самыми разными.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.        

1.Выполните задания в парах:    1) заполните кластер недостающими компонентами; 2) выполните задание по типу огэ; 3)  выполните задание по типу огэ;  4) индив. – исследование(на карточке)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

упр. 150. Сравните предложения. В каком варианте мысль выражена более полно?

Разберите простые предложения по членам, затем проанализируйте сложноподчинённые. Что помогает определить вид придаточного предложения?

Определите тему урока.

Обратите внимание на слайд и скажите, какие задачи нам придётся сегодня решить? 

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Во втором, т. к. они являются сложноподчинёнными.

Тема:  Придаточные дополнительные

Задачи: Определить, что поясняют придаточные дополнительные,  при помощи чего прикрепляются, где находится.

.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;  логические-формулирование  проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обратимся к учебнику «Теория», п. 214 и к опорной записи в учебнике «Практика». Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего?

Изучите материал и оформите результат в таблице.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). 

Записывают предложения, обозначают части 

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Запишите предложения, используя условные обозначения.

Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным дополнительным

Игра «Верите ли вы, что…

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;  познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа с упражнением 152.

- Найдите среди предложений текста СПП с придаточным дополнительным. Докажите правильность выбора. ( Запись предложения, схематическое объяснение)

- Какие ещё предложения по своей структуре встретились в данном тексте.

- Чем отличаются СПП от БСП и СПП?

- Замените предложение с причастным оборотом синонимичной конструкцией СПП с союзным словом «что».

Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. ( Холм, что взял отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, что венчала вершину, бросала на город исполинскую тень.)

- Какой вид придаточных у вас получился? (Определительные)

Сравните предложения (Присмотритесь к окружающему и увидите, что всё вокруг удивительно и загадочно – придаточное дополнительное) и предложения, которые были сконструированы вами.

Сделайте вывод об употреблении  местоимения ЧТО в придаточных предложениях. (Присоединяет как придаточные определительные, так и придаточные дополнительные).

- Как отличить придаточное определительное от придаточного дополнительного?

Определите особенности следующих предложений.

Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.

Сделайте вывод, какие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

В СПП части соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов или союзных слов, в ССП – сочинительных союзов и интонации, в СБП – интонации.

Сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными синонимичны предложения с прямой речью.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

 

Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Чем различаются?

1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев.

                                                                              (В.Арсеньев)

2.Он знал, что основа всего – нравственность.

                                                                       (Ф.Достоевский)

3.Только теперь мы заметили, где находились.

                                                                              (Г.Федосеев)

4.Важно было то, что его никто не заметил.

                                                                              (М.Горький)

Ключевые слова  

Цель 

Результат 

Отвечают

Установить вопросы

Присоединяются

Определить средства связи

Находится

Узнать, какое место занимают

Поясняет

Выяснить, какое слово поясняют

Указательное слово

Узнать, может ли быть указательное слово



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 9 классе.

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.

Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным  дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.

Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.

Формирование   УУД:

1.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

2. Метапредметные:

-познавательные:  умение отбирать   нужную  информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;

-коммуникативные:   умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;

-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности  при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.

3. Предметные: сознательная организация своей познавательной      деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении  заданий.

Тип урока:  урок открытия и усвоения новых  знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.

Ресурсы: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, Дрофа, 2017, учебник Русский язык. Практика.9 класс./ под ред. Ю. С. Пичугова.

Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное  изъяснительное, определительное.

 

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Универсальные действия

Организационныймомент

Включение в деловой ритм.

 

  

Подготовка класса к работе.                

1.Мотивация. Самоопределение к деятельности

Устное   сообщение учителя  

Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Вопросы (появляются по щелчку)

- О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?

                                                             

Отвечают на вопросы.

Сложноподчинённых.

Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей,  потому что в зависимости от цели высказывания, которую ставит перед собой человек, придаточные предложения могут быть самыми разными.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.        

1.Выполните задания в парах:    1) заполните кластер недостающими компонентами; 2) выполните задание по типу огэ; 3)  выполните задание по типу огэ;  4) индив. – исследование(на карточке)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

упр. 150. Сравните предложения. В каком варианте мысль выражена более полно?

Разберите простые предложения по членам, затем проанализируйте сложноподчинённые. Что помогает определить вид придаточного предложения?

Определите тему урока.

Обратите внимание на слайд и скажите, какие задачи нам придётся сегодня решить? 

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Во втором, т. к. они являются сложноподчинёнными.

Тема:  Придаточные дополнительные

Задачи: Определить, что поясняют придаточные дополнительные,  при помощи чего прикрепляются, где находится.

.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;  логические-формулирование  проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обратимся к учебнику «Теория», п. 214 и к опорной записи в учебнике «Практика». Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего?

Изучите материал и оформите результат в таблице.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). 

Записывают предложения, обозначают части 

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Запишите предложения, используя условные обозначения.

Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным дополнительным

Игра «Верите ли вы, что…

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;  познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа с упражнением 152.

- Найдите среди предложений текста СПП с придаточным дополнительным. Докажите правильность выбора. ( Запись предложения, схематическое объяснение)

- Какие ещё предложения по своей структуре встретились в данном тексте.

- Чем отличаются СПП от БСП и СПП?

- Замените предложение с причастным оборотом синонимичной конструкцией СПП с союзным словом «что».

Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. ( Холм, что взял отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, что венчала вершину, бросала на город исполинскую тень.)

- Какой вид придаточных у вас получился? (Определительные)

Сравните предложения (Присмотритесь к окружающему и увидите, что всё вокруг удивительно и загадочно – придаточное дополнительное) и предложения, которые были сконструированы вами.

Сделайте вывод об употреблении  местоимения ЧТО в придаточных предложениях. (Присоединяет как придаточные определительные, так и придаточные дополнительные).

- Как отличить придаточное определительное от придаточного дополнительного?

Определите особенности следующих предложений.

Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.

Сделайте вывод, какие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

В СПП части соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов или союзных слов, в ССП – сочинительных союзов и интонации, в СБП – интонации.

Сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными синонимичны предложения с прямой речью.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

 

Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Чем различаются?

1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев.

                                                                              (В.Арсеньев)

2.Он знал, что основа всего – нравственность.

                                                                       (Ф.Достоевский)

3.Только теперь мы заметили, где находились.

                                                                              (Г.Федосеев)

4.Важно было то, что его никто не заметил.

                                                                              (М.Горький)

Ключевые слова  

Цель 

Результат 

Отвечают

Установить вопросы

Присоединяются

Определить средства связи

Находится

Узнать, какое место занимают

Поясняет

Выяснить, какое слово поясняют

Указательное слово

Узнать, может ли быть указательное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...