Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему

Николаева Людмила Владимировна

Целью данной работы является обмен опытом  в организации и методике  подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех  его сдачи   зависит от множества причин, но основывается он именно на взаимодействии  трёх сил: ребёнок-учитель-родитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_priyomy_organizatsii_i_metodiki.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы организации и методики

 подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

(Из опыта работы)

                               Экзамен – (лат.) испытанье; предложенье вопросов

 для  узнаванья чьих-либо сведений. Не для знания,

для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать,

 испытывать, расспрашивая, узнавать

степень сведений его.

                           В.И.Даль                                                                                                                   Экзамен - проверочное испытание по  какому-нибудь

учебному предмету.

 С.И. Ожегов

         В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном  этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять ЕГЭ.

         С начала эксперимента  по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к  сдаче  ЕГЭ.

            Целью данной работы является обмен опытом  в организации и методике  подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех  его сдачи   зависит от множества причин, но основывается он именно на взаимодействии  трёх сил: ребёнок-учитель-родитель

             На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru), представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для  разных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена. Были разработаны  общие рекомендации для выпускников и их родителей, но они тоже, при всей их нужности и важности, во многом имеют обобщенный характер.  

           Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена. Методика психологической подготовки учащихся и их родителей в сочетании с учебно-образовательной программой представляется на сегодняшний день самой актуальной, несущей  новизну как в методологическом  плане, так и в педагогическом.        

I.        Виды взаимодействий

 1. Педагог  - родители.

             Контакт с родителями  крайне важен.

 Так как они  принимают непосредственное участие в происходящем на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Недостаток информации повышает тревогу родителей, которые, сами того не желая, передают её детям.

                                                                                                                                                                     А) ЕГЭ для родителей: от понимания к взаимодействию.  (Из опыта работы)                                                                                                                                                                                                

             А)  В начале 2011-2012 учебного года на родительском собрании   была создана ситуация ЕГЭ. Родителям предложили решить тесты по разным школьным предметам с правом выбора ответа ( ч.А).  В данном случае был совершенно неважен результат тестирования. Вопрос состоял в другом: насколько они почувствовали себя психологически уверенными   во время  тестирования  и  попытались представить, что чувствуют  дети, находясь в подобной ситуации.

            Б) Мы попросили закончить  данные  тезисы, аргументировав выводы:

·        Если результат экзамена будет не совсем таким, каким хотелось бы, то…

·        Если ребёнок сильно волнуется, то …

·        Если ребёнок не волнуется совсем, то…

           В) Обсуждение тем закончилось выводом, что нет смысла показывать страх и пить валерьянку или, наоборот, подчёркивать  своё безразличие  к экзамену.

  ЕГЭ – ситуация серьёзная, но не запредельная.

Б)Родительский всеобуч:  от взаимодействия к сотрудничеству ( Из опыта работы)                               

               Раз в месяц  родители присутствуют на контрольном тестировании в качестве членов комиссии. Используя бланки с ответами, они « принимают» экзамены у своих детей. Не секрет, что среди мам и пап  могут быть и такие, кто ни разу не видел  экзаменационных материалов. Как показал опыт, после подобных мероприятий, родители предлагают свою помощь и дальше. Педагог достигает, таким образом, несколько целей:

·        во-первых, улучшается  взаимосвязь ребёнок-родитель;

·        во-вторых, родители понимают, что решение тестов - это далеко не самый  лёгкий труд;

·        в-третьих, во время  контрольного зачета родитель ясно представляет себе, «на каком уровне знаний» находится его ребёнок;

·         в-четвёртых, они видят своего ребёнка, успешно( неуспешно) сдающего  тест;

·        в-пятых,  ещё теснее становится контакт с учителем, потому что проверка тестов продолжается теперь и дома, тем более, что ответы в книгах, используемых дома,

 « исчезают»;

·        Назревают спорные моменты, и …родители берут консультацию у учителя.

               В моей практике оказались и такие взрослые, которые заинтересовались средствами художественной выразительности. Они с удовольствием искали вместе с ребятами  парцелляцию, градацию и синтаксический параллелизм…

                                                                                     

2.Взаимодействие педагог - учащиеся  

 Единый  государственный экзамен по русскому языку очень специфичен: он не совсем соответствует школьной программе. Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники  не могут сдать на высокий балл этот экзамен.

               Словесники знают, что начинать подготовительную работу нужно как можно раньше. В идеале - за год или за два до конца 11 класса, ну а фактически – как только твёрдо определились с выбором вуза и нужного  проходного балла.                                                                                                                                                                                                                 

 А) Индивидуальные занятия как способ оказания помощи при подготовке к ЕГЭ( Из опыта работы).

                В этом году, как и раньше, я разбила класс на группы в соответствии с уровнем подготовленности и начала  проводить  консультации, продолжив работу 2010-2011уч.г.  От «азов" до уровня В8  «нарешивались»  тесты, составлялись сводные таблицы по                     обнаружению пробелов. На уроках повторяли, обобщали, писали и решали… Но  учительского удовлетворения такая , пусть и кропотливая , работа всё равно  не приносила.

              В январе  составила график …не консультаций, а кратковременных индивидуальных курсов: « Один ученик – одна неделя» (12 дополнительных часов   каждому!) Кто-то скажет: « Где взять столько времени?» Да, временем придётся пожертвовать. Что делают остальные ребята? Решают тесты, работают на уроках, раз в неделю получают консультацию по пробелам. Самое главное - нужно всё фиксировать в «Тетради контроля».

            В течение недельного « погружения»  ученик обязан показать и  рассказать обо всех учебных пособиях, которыми он пользуется при решении тестов, когда готовится к ЕГЭ  самостоятельно.

 Б)Из опыта работы)                                                          

             Многие учащиеся пользуются моим электронным пособием « Решение тестов по русскому языку части А, В. ЕГЭ-2012» с примерами, таблицами ... (100 слайдов)  

Составлялось оно  по « болевым точкам» именно моего класса с таким расчетом, что  компьютер  бывает «ближе, чем книга». Электронную презентацию можно использовать на уроках, факультативных, курсовых

( индивидуальных) занятиях, групповых консультациях. Опыт показывает, что яркое                                                                                           оформление таблиц и правил с примерами, рисунками и фотографиями  вызывают интерес, способствуют быстрому запоминанию. Давайте  вспомним  наши учебники:

« краску», бумагу, шрифт…

 

II.        Психолого-педагогическая деятельность:

1.        Общешкольная линейка как стимул подготовки к ЕГЭ ( Из опыта работы)

Выпускной класс- это не только ЕГЭ, но ещё и прощание с тем , что стало особенно дорогим за 11 лет! Мы решили, что необходимо соединить психологическую и учебно-педагогическую составляющую в единое целое, решив, таким образом,  несколько задач.

              Некоторые выпускники ( «механически», « так надо») готовились к экзаменам, не  задумываясь, что времени на подготовку к ЕГЭ осталось  не так уж много.

             Каждую неделю в школе проходят общешкольные линейки. Родилась идея :    несколько минут дарить  одному выпускнику( «Минута славы»), рассказывая о нём, показывая его грамоты, медали. Все понимали , что  скоро придётся прощаться. В течение недели  мы берем интервью, собираем сведения, изучаем портфолио, обязательно называем выбранное учебное  заведение, город…

           Звучит музыка. Любимый учитель дарит  подарок от школы.  После таких линеек цели и задачи выпускника определяются чётче,  подход к учёбе становится  более ответственным, а экзамены – « ближе».

 2. Психологическая составляющая при написании сочинения ( ч С.)

   От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания части С  нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. В данной таблице представлен один из приёмов  организации написания сочинения.

 

1.Изучение требований

Сочинение желательно писать на отдельных заранее заготовленных листах., поскольку  оно может « разрастись» …

          Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12).

 2.Самостоятельная работа

При написании сочинения страницу нужно делить для сочинения(левая сторона) и пошаговой проверки (правая сторона)

            Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы.    

 3.  Вторичная проверка .

( Если позволит время,  все работы учащихся желательно перепечатать , указав только шифр.

Естественно, все ошибки, абзацное членение  нужно сохранить.

        Обмен работами даёт возможность испытать себя в роли члена комиссии по проверке ч.С Ученики осмысливают содержание « чужой» работы, анализируя её согласно 12 критериям. « Ищу ошибки  у других- учусь сам». Такая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень.

4. Контрольная проверка

         И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения.

 5.Проверка работы учителем, работа над ошибками.

  Индивидуальный подход, индивидуальный график занятий, индивидуальная программа обучения — это может дать не только личный репетитор ЕГЭ по русскому языку, но и учитель-предметник.

 

        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)

Система подготовки учащихся к  ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Организация подготовки к ГИА по русскому языку (из опыта работы)

Организация  подготовки к ГИА по русскому языку (из опыта работы)...