Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ГБОУ СОШ с.Владимировка

                                                                                

   

                   

                           Сообщение по теме:

«Система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку» (из опыта работы)

                           

                              Учитель русского языка и литературы

                                           Сафронова  Ирина Николаевна

 

Для меня как учителя русского языка и литературы 2011-2012 учебный год стал годом поиска разнообразных форм  и методов обучения для успешной сдачи учащимися  ЕГЭ, который,  согласитесь, внес существенные коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить  по-новому.
     И первое правило, которое  я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило,  прежде всего, касается личности  учителя.  По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы. Мне  пришлось прорешать не один десяток тестовых  вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.
    Вначале я тщательно изучила нормативную документацию образовательных  Интернет-сайтов,  материалы экзаменов предыдущих лет, проанализировала содержание  учебников, по которым предстоит работать.  И выяснила, что  ни один из ныне действующих учебников для общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я стала искать: обращалась за методической помощью к своим опытным  коллегам, посещала курсы повышения квалификации, проштудировала большое количество методической литературы. И постепенно система подготовки к ЕГЭ по русскому языку стала  вырисовываться. 
     Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я понимала, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки. 
     Для решения этой задачи из всего калейдоскопа методик я выбрала технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.     Мое педагогическое кредо -  развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать учеников, способных превзойти своего учителя.     Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет  так, как люблю его я. Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия  для пробуждения и развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска, исследования, ситуацию успеха. 
       А слово  успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И действительно,  для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку.
 Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю
с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться. 
       Когда начинаю работу в 10 классе,  в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.
      Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.                                                                 
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой,В.В.Львова.  
      Особо остановлюсь
на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.  Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь. 
     Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1,  А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание  надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. 
    Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.   
      Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

 Основные задачи работы в данном направлении

· Адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений, навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями,

·  мониторинг Каждой Темы для Каждого учащегося,

· психологический настрой учащихся на атмосферу экзамена,

· организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (подготовка с 5 класса).

Формы, методы и приемы работы на уроках русского языка

§ тестирование, пробные ЕГЭ, где каждый ученик выполняет СВОЙ вариант,

§ создание опорных таблиц и схем,

§ моделирование текста,

§ работа с печатной и электронной версией заданий по повторению основных разделов языкознания, включенных в КИМы ЕГЭ по русскому языку,

§ создание сочинения-рассуждения по клише,

§ самостоятельная работа с текстом,

работа в дифференцированных группах, где “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.

На заключительном по определённой теме уроке каждый ученик выполняет подобранные специально для него задания:

§ одни учащиеся выполняют задания ЕГЭ А1-А30; другие В1-В8;

§ ряд учащихся работает с текстом, что позволяет оценить глубину и точность восприятия;

§ некоторые ученики создают сочинение-рассуждение с обучающим комментированием.

Система работы позволяет

§ в определенной последовательности, строго отмеренными порциями, планомерно повторить теорию к заданиям А1-А30, В1-В8, С;

§ выполнить определенные для каждого задания по отработке необходимых навыков;

§ приучить к работе в тестовом режиме;

§ помочь каждому выявить пробелы в подготовке, закрепить полученные знания.

Система работы зачётная: КАЖДЫЙ ученик должен получить «зачёт» за каждое задание. Каждый выполняет задания, в которых он допустил ошибку в прошлый раз. Необходима многократность вариативного повтора.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части «С» – развитие творческих способностей учащихся (с 5 класса не только выполняем тесты, но и пишем сочинения-миниатюры, сказки, небылицы, делаем проекты по литературе и т. д.).


    Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. 
     На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников.   Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия.
     Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса.  А с тестами начинаю работать с 5 класса.   
             Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем,  алгоритмов.                                                                                  
           Особое внимание уделяю части  С .         Часть 3(С) ЕГЭ по русскому языку не только дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывает общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру. В связи с этим нельзя не вспомнить древнего философа Сократа, который очень точно выразил эту мысль: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Однако уже который год учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку, и всякий раз критерий 2 – комментарий к сформулированной проблеме текста – и критерий 4 – аргументация собственного  мнения по проблеме  -  представляют для них самые сложные виды работы при написании сочинения по исходному тексту. Очень многие выпускники не могут воспринять информацию текста, интерпретировать его. А ведь комментирование показывает, насколько правильно экзаменуемый понял текст, увидел аспекты проблемы.

Кроме того, многие учащиеся не могут обосновать тезис примерами из читательского опыта не только потому, что мало читают, но и просто не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов.

В прошлом учебном году учащимся, при подготовке к части 3(С) предлагалось два варианта комментария текста: текстуальный  и концептуальный. В этом же году – это только текстуальный комментарий, который представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

 А как "по-новому" писать комментарий?

Комментировать надо то, как автор раскрывает данную проблему в тексте. Комментарий должен быть, таким образом, написан по тексту. Мы идём как бы по следам автора, отвечая на вопросы:

  • Какие аспекты проблемы выделяет автор?
  • Какие примеры для демонстрации своей позиции он использует?
  • Какие ключевые слова есть в тексте и о чём они говорят?

По сути, комментарий - это небольшой анализ текста. Здесь есть опасность сбиться на пересказ или погрешить чрезмерным цитированием. Сразу оговорюсь, что все цитаты эксперт исключает при подсчёте слов. Некоторые экзаменуемые поступают "хитро" - они не заключают цитаты в кавычки, думая, что у эксперта нет возможности прочитать текст. Это не так, поэтому не допускайте заведомых ошибок.

По комментарию эксперт должен понять, правильно ли ученик понял текст. Всё, что происходит в тексте, происходит не с автором, а с рассказчиком, героем. Не путайте! Автор решает проблему, высказывает свою позицию, иногда в завуалированной форме, применяет те или иные изобразительные средства, но все события происходят с героем.

И ещё, не пишите: "Эта проблема очень актуальна". Вообще забудьте про слова "актуально", "злободневно", "современно". И не используйте слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки, а просто используются для набора нужного количества слов. Цитирую: "Эта проблема актуальна? Возможно. А злободневна ли она? Несомненно". И что за этими фразами? Ничего. Кроме того, ученик сделал одновременно логическую и речевую ошибки, так как не понимает, что слова "актуально" и "злободневно" – синонимы.

                                                                                               
Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.

Задания типа C

Количество баллов

А

1(1)1(2)0(1)2(3)1(2)1(2)2(3)2(3)2(2)1(2)1(1)1(1)

Б

1(1)1(2)1(1)2(3)1(2)1(2)1(3)1(3)1(2)1(2)1(1)1(1)

К

0(1)0(2)0(1)0(3)1(2)1(2)0(3)0(3)0(2)0(2)1(1)1(1)

Л

1(1)1(2)1(1)2(3)2(2)2(2)3(3)3(3)2(2)2(2)1(1)0(1)

М

1(1)2(2)1(1)2(3)2(2)2(2)2(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1)

Н1

1(1)2(2)1(1)3(3)2(2)2(2)3(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1)

Н2

1(1)2(2)1(1)3(3)2(2)1(2)3(3)2(3)1(2)1(2)1(1)1(1)

С

1(1)1(2)1(1)3(3)2(2)2(2)3(3)2(3)2(2)2(2)1(1)1(1)


      Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при рецензировании.                   
      А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 
     Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
     Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.  И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания,
все одиннадцатиклассники  научились писать сочинение.
     Следующий этап -
репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. 
      Мне удалось остановиться  на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна.

На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это,  прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы.  Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды. 

     Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.  Вам, уважаемые коллеги, желаю здоровья, терпения и веры в своих детей! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....

Приемы организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Некоторые приемы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Методики, подтвержденные личным педагогическим опытом. Развернутые советы по подготовке ко всем частям ЕГЭ по русск...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)

Система подготовки учащихся к  ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)...

Методические рекомендации при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) по русскому языку (из опыта работы)

Рекомендации учителям русского языка для подготоки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)

Целью данной работы является обмен опытом  в организации и методике  подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех  его сдачи   зависит от множества при...