Конспект урока речи и культуры общения в 9 классе «Логические основы восприятия текста»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Хомякова Александра Андреевна

Урок развития речи в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока речи и культуры общения в 9 классе

«Логические основы восприятия текста»

Цели урока:

(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся; смысловой анализ текста, обучение приемам понимания текста, подготовка к устному собеседованию.

 (развивающая)  формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

(воспитательная) воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

Педагогические технологии: работа в группах.

  1. Оргмомент.

Оборудование. Цитаты великих писателей, философов о слове и языке:

  • «Словом можно убить, словом можно спасти,  словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
  • «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И.С. Тургенев

Звучит песня Григория Гладкова «О русском языке».

  1. Фронтальный опрос.
  1. Что мы понимаем под умением слушать собеседника?
  2. Назовите типичные ошибки слушания?
  3. Какие навыки и умения необходимы, чтобы правильно воспринимать информацию?
  1. Цель данного этапа: заинтересовать учащихся темой урока.

Просмотр видеосюжета «Слепой и весна».

Учитель подводит учащихся к формулировке темы.

      (Интернет. Изменился текст надписи – и изменилось отношение прохожих к слепому человеку.

На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек. Помогите, пожалуйста!»  Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет. И вот к нему подошла девушка. Она положила в шляпу деньги, потом взяла табличку и что-то на ней написала: «На улице весна, но я не могу её увидеть»).  

       - Что повлияло на отношение прохожих к слепому человеку?

4) Цель этапа: убедить учащихся в необходимости точного понимания информации.

Прочитайте текст, описывающий ситуацию общения.

     А) Однажды молодой король, увидев слепого старика, бредущего по дороге, решил издать добрый закон, защищающий слепых. Несколько дней спустя король стоял у окна и вдруг увидел страшное зрелище: два полисмена тащили за шиворот слепого старика, а третий пинками подгонял его сзади. Изумлённому королю полицейские сказали, что действуют по его закону, который он сам издал. Король решил расследовать случай о загадочном законе.

     Б) Вскоре всё выяснилось. Когда несколько дней назад король решил издать закон, он призвал министра и сказал ему:

   - Нужно издать закон «О заботливом отношении полисменов к прохожим слепцам, о провожании их домой и об охране от экипажей, лошадей, ям и всего прочего».

     Министр поклонился и вышел. Сейчас же вызвал к себе начальника города и сказал ему:

    - Объявите закон: не допускать слепцов ходить по улицам без провожатых, а если таковых нет, то заменять их полисменами, на обязанности которых должна лежать доставка слепых по месту назначения.

     В) Начальник города пригласил к себе начальника полиции и распорядился:

    - Там слепцы по городу ходят без провожатых. Этого не допускать. Пусть ваши полисмены берут одиноких слепцов за руку и ведут, куда следует.

     Начальник полиции созвал начальников частей и сказал им:

   - Вот что, господа! Нам сообщили о новом законе, по которому всякий слепец, замеченный в шатании по улице без провожатого, забирается полицией и доставляется куда следует.

     Г) Начальники частей созвали полицейских сержантов и сказали:

   - Господа! Разъясните полисменам новый закон: «Всякого слепца, который шатается без толку на улице, мешая экипажному и пешеходному движению, - хватать и тащить куда следует».

    - Ребята, говорили сержанты, обходя полисменов,  - если вами будут замечены слепцы, бродящие по улицам, хватайте этих каналий за шиворот и волоките в участок.    

                                                                           (По А.Аверченко)  

Фронтальный опрос.

Вопросы к тексту:

  1. Какие выводы мы можем сделать на основании прочитанного текста?
  2. Помогает ли данный текст объяснить, почему искажали информацию герои текста А.Аверченко?
  3. Согласны ли вы с тем, что смысл высказывания — это не только вложенное в него говорящим (сознательно или непреднамеренно), но также и то, что извлек из него толкователь.

Итак, под термином «логические основы восприятия текста» мы понимаем интерпретацию текста, его истолкование.

                                                 Давайте вспомним, что же такое текст?

(Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность цельность, которая проявляется в единстве его идейно-тематического содержания и взаимодействии всех его компонентов).

Ребята, с чего мы обычно начинаем анализировать текст произведения.

а) Социокультурное истолкование источника. На данном этапе определяются исторические факты, ценности, идеалы эпохи, которые помогают правильно понять содержание текста.

б)  Интерпретация заглавия и его связь с содержанием текста.

в) Композиция художественного текста. Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.

г) Ключевые слова художественного текста. В художественном тексте выделяются ключевые слова для выражения его смысла и соответственно для понимания знаки, которые играют важную роль в установлении внутритекстовых семантических связей и организации восприятия текста.

д) Составление плана как средство фиксации смысловых связей между частями текста. Составление плана к произведению (либо его части) является одним из емких и значительных видов аналитической работы над текстом. Составление плана дает представление о принципе и целесообразности деления текста.

Согласны ли вы с мнением советского лингвиста В.В. Виноградова: «Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть достигнуты».

  1. Работа в группах. Составляем алгоритм работы с текстом.

Алгоритм.

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит). Тема. Идея.

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

  1. Работа с текстом устной части ОГЭ (работа в группах с разными текстами).
  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную мысль текста.
  3. Выделите в тексте микротемы.
  4. Перескажите текст.
  1. Напутствие.  Видеосюжет притчи «Всё в твоих руках».

Закончить урок хочется притчей:

 Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает  не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мёртвая или живая?» А сам думает: скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу. Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»

  Как вы поняли ответ учителя? Прокомментируйте  примерами из своего жизненного опыта.    

Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений».

№ 1  Прочитайте текст, описывающий ситуацию общения.

     А) Однажды молодой король, увидев слепого старика, бредущего по дороге, решил издать добрый закон, защищающий слепых. Несколько дней спустя король стоял у окна и вдруг увидел страшное зрелище: два полисмена тащили за шиворот слепого старика, а третий пинками подгонял его сзади. Изумлённому королю полицейские сказали, что действуют по его закону, который он сам издал. Король решил расследовать случай о загадочном законе.

     Б) Вскоре всё выяснилось. Когда несколько дней назад король решил издать закон, он призвал министра и сказал ему:

   - Нужно издать закон «О заботливом отношении полисменов к прохожим слепцам, о провожании их домой и об охране от экипажей, лошадей, ям и всего прочего».

     Министр поклонился и вышел. Сейчас же вызвал к себе начальника города и сказал ему:

    - Объявите закон: не допускать слепцов ходить по улицам без провожатых, а если таковых нет, то заменять их полисменами, на обязанности которых должна лежать доставка слепых по месту назначения.

     В) Начальник города пригласил к себе начальника полиции и распорядился:

    - Там слепцы по городу ходят без провожатых. Этого не допускать. Пусть ваши полисмены берут одиноких слепцов за руку и ведут, куда следует.

     Начальник полиции созвал начальников частей и сказал им:

   - Вот что, господа! Нам сообщили о новом законе, по которому всякий слепец, замеченный в шатании по улице без провожатого, забирается полицией и доставляется куда следует.

     Г) Начальники частей созвали полицейских сержантов и сказали:

   - Господа! Разъясните полисменам новый закон: «Всякого слепца, который шатается без толку на улице, мешая экипажному и пешеходному движению, - хватать и тащить куда следует».

    - Ребята, говорили сержанты, обходя полисменов,  - если вами будут замечены слепцы, бродящие по улицам, хватайте этих каналий за шиворот и волоките в участок.    

                                                                           (По А.Аверченко)  

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Алгоритм

 1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит).

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 4 КЛАССЕ "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 4 КЛАССЕ "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА"...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по физической культуре в 7 классе по теме "Основы знаний о физической культуре"

Основы знаний  о физической культуре.  Развитие легкой атлетики в России  и  Кубани....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...