«Работа над словом на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку

Булатова Надежда Евгеньевна

В работе рассмотрены формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах. Работа над словом - один из путей повышения языковой культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_slovom.rar536.74 КБ

Предварительный просмотр:

Текст  выступления на НПК учителей.

  Тема моего доклада «Работа над словом на уроках русского языка и литературы».

Актуальность данной темы обусловлена тем,  что многие слова остаются непонятыми, и, соответственно, не задерживаются в памяти, и не могут быть использованы в речи.

 Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов в таких труднейших орфограммах как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных» и в ряде других орфограмм.

Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе не вызывает сомнений, и ей  необходимо уделять внимание. Лексическая работа может быть включена в любой из этапов урока и тесно переплетаться с его основной темой.

Цель работы: рассмотреть направления и формы  работы над словом  на уроках русского языка и литературы в V - IX классах как один из путей повышения языковой культуры учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

2) выделить направления в организации  работы над словом на уроках; 3) разработать планы уроков, используя разные приемы работы.  

Существуют различные упражнения по работе над словом:

  1. Объяснение значения слов как прямых, так и переносных
  2.  работа над многозначностью слов,
  3. составление с синонимами, антонимами словосочетаний и предложений
  4. замена словосочетания одним словом – синонимом
  5. редактирование текста
  6. определение  третьего «лишнего» в каждой из приведенных групп слов, объединенных одним  явлением лексики .
  7. нахождение  неудачно использованного слова в предложении  и его замена.
  8. Составление собственного текста, опираясь на цитаты-высказывания  
  9.   творческое задание –  исследование «Энциклопедия одного слова».

Особенно важный  вид  освоения слова, по словам Алексея Васильевича Текучева, известного ученого, – «работа с внутренней стороной слова».

 Я бы хотела вам продемонстрировать работу над словом на примере урока в 8 классе по теме «Выразительные возможности односоставных предложений». Через тексты произведений И.А. Бунина «Антоновские яблоки», С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (глава «Чурасово»), И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» (глава XVIII), стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил…» (если класс большой, то можно рассмотреть фрагменты произведений Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова, И. Северянина) учащимися осмысляются   особенности значения слова «усадьба», можно использовать словари и фотографии с изображениями музеев-усадеб русских писателей.

 Чтобы подвести к слову УСАДЬБА, предлагаю   отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки», учащиеся определяют тему и основную мысль отрывка и приходят к выводу, что это лирическое воспоминание, отрывок о прошлом, о воспоминаниях героя, о событиях, которые происходили в усадьбе. Воспоминания  наполнены грустью, так как уходит быт, дворянская культура.

  Находим слова и выражения, которые указывали бы на прошлое, дворянский быт и культуру. Приметный ответ (Дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездами на сафьяновых корешках, книги пожелтевшие, толстая шершавая бумага, заметки, гусиным пером, жизнь старинная, мечтательная, портреты аристократически-красивые, полонезы, клавикорды и т.д. (если учащимся еще не знакомы выделенные некоторые слова, можно провести лексическую работу над словами:

Сафьян – тонкая мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.

Клавикорд – старинный ударный клавишный музыкальный инструмент)

Анализируем предложения текста по наличию главных членов и говорим о преобладании односоставных предложений и  определяем их художественное назначение. В данном случае неопределенно-личные, определенно-личные  предложения имеют значение обобщенного лица, т.е. действие может производиться любым лицом. В центре судьба не только одного героя, но и общее состояние жизни. Именно эти предложения создают эмоциональную атмосферу доверительности при разговоре автора с читателем. Пользуясь материалом этого текста, сделаем вывод о выразительных возможностях односоставных предложений.

 На любом этапе урока можно применять высказывания выдающихся людей. И в данном случае нами было проанализировано высказывание  Д.Самойлова, которое звучит так:                               «Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают как стекло.

И в этом наше ремесло.

  «Обычные слова» –  слова, которые используют писатели в художественных произведениях, мы в обыденной речи,  эти обычные слова наполняются определенным смыслом. Но кроме всего слово может указать и на культуру народа. И вновь подводим к слову УСАДЬБА. Определяем ассоциативный ряд этого слова (связь поколений, что-то прочное, вечное, большой дом, дворянская усадьба, роща, пруд, музей-усадьба и т.д.).  Далее учащиеся знакомят нас с информацией из словарей  В.И.Даля и С. И.Ожегова о лексическом значении слова). Как видим, словари отразили лишь «внешнее» значение слова УСАДЬБА, объясняя его с помощью синонима ДОМ. Между тем слово не имеет эквивалентов в других языках, так как обозначает понятие, характерное для жизни (культуры, истории) именно русского народа. Это доказали учащиеся приводя ассоциации к слову.

  Дворянская усадьба – это не только место жизни, это традиции семьи, рода, культура дворянская, крестьянская. Мир усадеб разнообразен, богат, в нем отражаются особенности каждой семьи, рода, нашей культуры. Перед нами тексты произведений, проводим небольшое исследование и пытаемся определить, какие особенности мира дворянской усадьбы отражены в этих отрывках. (учащиеся работают в группах над отрывками произведений   и убеждаются в том, что усадьба – это малая родина, родительский дом, который наполнен с детства определенными звуками, цветами, определенным запахом: запахом сена, запахом старых книг. Это большая семья, это события, которые происходят в усадьбе, праздники, обряды, традиции. Это «когда хорошо на душе». Это Россия.

Предлагаю различные творческие работы. Мы убеждаемся, что слово УСАДЬБА очень емкое и приобретает сокровенный смысл. Следующий вид работы – «сжатие» содержания анализируемых учащимися текстов и  составление синквейна, где ключевым словом будет слово усадьба.

(Усадьба

Восхитительная, красивая

Люблю, смотрю, удивляюсь

Я знал один кабинет

                                   Воспоминание (синквейн ученика)

Возможный вариант по отрывку из произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука. 

УСАДЬБА.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ.

ВОСПИТЫВАЕТ. РОДНИТ. ЗАБОТИТСЯ.

ТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА – ВСЕЛЕННАЯ.

СЕМЬЯ.

Или по стихотворению «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина

УСАДЬБА.

МИНУВШЕЕ. НАСТОЯЩЕЕ.

ПРИВЕТСТВУЕТ. ЖИВЕТ. РАЗРАСТАЕТСЯ.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

ЖИЗНЬ.

Или по отрывку из романа «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (гл.18)

УСАДЬБА.

ВЕТХАЯ. ОПУСТЕЛАЯ.

ПОМНИТ. ДРЕМЛЕТ. МОЛЧИТ.

КАКАЯ СИЛА В ЭТОЙ ТИШИНЕ!

РОДИНА.

Усадьба для русского человека – это воплощение мира человеческих ценностей. Прежде всего, это семья, где все подчинено укреплению традиций, рода, воспитанию гордости и уважения к памяти предков. Счастливое детство – важнейшая ценность, которая в дворянских усадьбах была положена в основу дворянского воспитания и образования. Усадьба – это малая родина. Наконец, усадьба – это символ жизни в лучших ее проявлениях. Особой ценностью стала усадьба для русских деятелей культуры. Это рабочий кабинет, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А дальше ученики вспоминают имения, где жили и творили русские поэты и писатели, художники и композиторы.

Вот как бывает в языке: слово потянуло за собой заложенный в нем издревле смысл, толк, лад. Так же, как и в слове, лад должен быть и в человеке. Это тот порядок его дел и мыслей, который ориентирован на высшие ценности, такие, например, как семья, родина, жизнь. И именно эти ценности должны нести мы, учителя.

Данная работа над словом может стать одним из этапов создания проекта или исследовательской работы.

Каждый учитель должен организовать работу на своих уроках так, чтобы ученики в процессе обучения учились размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»

  По большому счёту урок русского языка  – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"

Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...

мастер-класс "Использование облака слов на уроках русского языка и литературы"

Данный мастер-класс научит генерировать облако слов для использования их при работе с учащимися...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...